Рус Бел Eng 中文

Что в кувшин налито, то из него и выльется

Новые изобретения сегодня диктуют моду и преображают мир. К сожалению, эта гонка за цивилизацией приводит порой далеко не к лучшим результатам. Мы остаемся читающей нацией. Но интерес к книге стремительно падает. К книге печатной. По количеству проведенных за книгой часов в неделю сегодня лидируют Индия, Таиланд и Китай. Заменит ли печатную книгу ее электронная версия, продажи которой в последнее время растут? И нормально ли проводить перед монитором 7-10 часов в сутки?

Электронные средства придумали для оперативного поиска информации, получения и обработки данных. Может быть, и читаем, и обмениваемся мнениями, но вот прикосновения к произведению, тех самых важных пометок на полях, карандашных вопросов и выписок фраз уже нет. Отход же от традиционных духовных ценностей формирует человека некоего нового типа. И мы замечаем это на детях. Слишком уж разнятся взгляды и представления о морали и культуре сейчас от понятий тридцатилетней давности. Устраивает ли сегодня нас этот новый человек?

Медики Южной Кореи недавно констатировали появление новой болезни – «цифровое слабоумие». Ее проявления – резкая потеря познавательных способностей человека. В группе риска – молодежь, которую с детства приучали пользоваться различными гаджетами и компьютерами. В результате стало развиваться левое полушарие головного мозга. А правое должной практики не получало. Происходила задержка развития, следующий шаг за ней – стадия слабоумия. Резко снизились социальные навыки, люди стали неадекватно реагировать на происходящее. И, как следствие, власти вынуждены были открыть курсы для зависимых от паутины.

В Китае компьютерную зависимость приравняли к алкоголизму и создают программу лечения таких людей.

Врачи-психологи в последнее время все чаще замечают у людей состояние компьютерной усталости.

А вот интересные данные исследования мозговой активности людей, читающих книги. Ученые университета Эмори наблюдали за студентами и выяснили, что при чтении книги повторяется конфигурация действий персонажей, осознаются возникающие противоречия, остро переживается опыт героев произведения. В уме повторяются их действия, идет впитывание мыслей, возникают варианты поведения. То есть читатель полностью вживается в мир героев. При описании моря ты как будто чувствуешь его шум и запах, грозы – появляется желание закрыть окна от дождя, в конфликте – чувство самосохранения, в мистике – ожидание опасности. Описание плавания, например, вызывает такие же процессы в мозге, как и сам реальный процесс.

Высокие чувства рождают чистые стремления, низкие – примитивные потребности. Формируются примеры поведения, возникает стойкое «уже виденное».

Мы же пошли по неверному пути: когда-то до такой степени увлеклись пропагандой технических средств, что даже на уроках литературы все реже из уст учителя можно было услышать чтение отрывка произведения. Книги на партах стали архаизмом, а вот телевизоры и мониторы приветствовались. Урок без ТСО воспринимался как неполноценный, мы гордились именно продвинутостью наших детей. Дальше – больше. Фильмы, снятые по художественным произведениям, заполонили уроки. Читать и обсуждать сложнее, картинки смотреть всегда приятней. Не самое плохое занятие, но чтение где? Интонации, экспрессия, эмоции – все это порождало еще и общую грамотность. Во всяком случае, пунктуационную.

Вывод прост: если в книгах, на экранах или мониторах человек видит сцены насилия, это фиксируется, запоминается, и возникает лекало, по которому он и действует в похожей реальной ситуации. На каждом шагу сегодня пропагандируется культ физической силы, соперничества, агрессии, дурновкусия и безграмотности. Во всяком случае, в интернете точно. Получается программирование на примитивизм и жесткость. Странные случаи неоправданной агрессии подростков, дикая реакция взрослых на простые замечания, не укладывающая в голове жестокость по отношению к близким. Можно объяснить это и сложными обстоятельствами. Но какие обстоятельства толкают детей избивать сверстника, снимать процесс на видео и выкладывать в интернет? Это уже не тревожный колокольчик, это набат.

Диана Гераскина, “Бабруйскае жыццё”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

26.04.2018 - 10:25 | Дмитрий Янков: консолидация общества - залог поступательного движения вперед во всех сферах

Консолидировать общество и все отрасли экономики, чтобы добиться поступательного и положительного движения вперед - один из основных посылов Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию.

28.03.2018 - 08:24 | Могилеву нужно активней работать по привлечению инвестиций – Михаил Мясникович

Могилеву нужно активней работать по привлечению инвестиций. Такое мнение высказал по итогам совещания членов Президиума Совета Республики, которое прошло в ОАО «Моготекс», председатель Совета Республики Михаил Мясникович.

21.03.2018 - 23:34 | Театральный форум «М@rt. контакт» стал символом творческого поиска - Василий Черник

Международный молодежный театральный форум «М@rt. контакт» стал символом настоящего творческого поиска и смелого художественного эксперимента. Об этом заявил сегодня на торжественном открытии мероприятия начальник главного управления культуры и аналитической работы Министерства культуры Беларуси Василий Черник.

05.03.2018 - 08:40 | Перспективы развития Могилевской области в наращивании инвестиционной активности – Виктор Некрашевич

Перспективы развития Могилевской области в наращивании инвестиционной активности, создании новых и модернизации действующих производств. Такое мнение высказал заместитель председателя Могилевского облисполкома Виктор Некрашевич, комментируя отчет правительства, Национального банка, облисполкомов и Минского горисполкома об итогах работы экономики за 2017 год и задачах по обеспечению устойчивого экономического роста.

23.02.2018 - 08:56 | Динара Алимбекова: мы готовились к этой эстафете и доказали, что лучшие

Спортсменка из Могилевской области Динара Алимбекова поделилась впечатлениями от выступления в эстафете, которая стала золотой для отечественных биатлонисток.