Рус Бел Eng 中文

Диалоги о культуре

Нынешнему поколению школяров все чаще приходится сталкиваться с переменами в образовательной программе. С одной стороны — это хорошо, ведь всегда нужно идти в ногу со временем. С другой стороны, стали ли наши дети от этого умнее?

В октябре Министерство культуры Беларуси предложило включить в школьную программу предмет «отечественная и мировая художественная культура», а также увеличить количество часов музыки. Предложение было озвучено министром культуры Беларуси Борисом Светловым. Напомним, окончательно убрали из школьной программы предмет «мировая художественная культура» в 2008 году. Тогда же сократили и количество часов музыки – если раньше дети посещали их с 1 по 7 класс, то сейчас на изучение Чайковского и Моцарта отводится по одному часу в неделю с 1 по 4 класс. Такие меры были связаны с возвращением 11-летней системы образования.

Учитывая все проблемы «компьютерного» поколения детей, которые вместо того, чтобы самостоятельно ломать голову над написанием сочинения или реферата, чаще «сдувают» готовые работы в Интернете, а чтение книг заменили на чтение статусов в социальных сетях, убрать из программы один из немногих творческих предметов, заставляющих думать, наверное, все-таки было не логично. Многие изначально выступали против этого. И даже собирали подписи среди родителей и учителей за то, чтобы предмет оставили в школах… Для того, чтобы оценить результат такого реформирования, понадобилось шесть лет.

– На мой взгляд, школьная программа сильно пострадала без МХК. К нам в музей регулярно приходят школьники на экскурсии, и мы видим, что это совершенно другое поколение. У этих детей нет никаких базовых знаний об искусстве, — рассказывает заместитель директора Могилевского областного музея им. Павла Масленикова Светлана Строгина. – Считаю, что такие предметы, как МХК и музыка, должны обязательно присутствовать в школе, они развивают творческое мышление ребенка, духовно обогащают, дают знания об окружающем мире, о культуре других стран. — Нужно не просто восстановить уроки музыки и МХК в школе, а сделать больший упор на них. Наша образовательная программа значительно отстает в плане творческих дисциплин от программы европейских и азиатских стран. Не случайно же на музыкальных и творческих конкурсах Гран-при чаще всего достаются участникам из Японии, Кореи. А нам остается только наблюдать за ними и завидовать, — говорит руководитель и дирижер Могилевской городской капеллы Сергей Лищенко. — Несколько лет назад мы с коллективом были в Китае, так там, для сравнения, по школьной программе каждый учащийся посещает 80—100 раз за год музыкальные концерты!

Считаю, что музыку нужно изучать с начальных классов и до окончания школы. И хорошо, если бы каждый ребенок еще и владел на базовом уровне вокальными навыками и каким-нибудь музыкальным инструментом, — говорит Сергей Лищенко. Это развивает мозг, творческие способности у детей. А творческое мышление, в свою очередь, влияет и на усвоение материала по другим предметам, в том числе точным наукам.

К сожалению, убрать дисциплину из программы гораздо легче, чем ввести ее обратно. Во-первых, нужно найти хороших преподавателей, что и раньше было проблемой. Во-вторых, подумать об издании учебников. В-третьих, перестроить учебную программу.

— Вопрос возвращения в школьную программу предмета МХК был озвучен на уровне Министерства образования и Совмина, сейчас он прорабатывается Национальным институтом развития образования, — комментирует начальник управления образования Могилевского облисполкома Владимир Рыжков. — Сделать это не так просто, как кажется. Если предмет все-таки решат внести в программу, нужно будет перераспределить часы между другими дисциплинами, что-то подсократить. А еще — пересмотреть учебные планы, недельную нагрузку для школьников. Кроме того, нужно решить вопрос с кадрами. Открывать в вузах отдельную специальность учителя МХК нерационально. Особенно это касается сельских школ, где не так много учеников, и обеспечить учителя даже минимальной нагрузкой практически невозможно. На данный момент внесены предложения по интеграции специальностей для педагогов с высшим образованием: например, учитель истории и литературы или учитель истории и МХК… В таких вопросах нельзя торопиться, нужно хорошо все продумать, прежде чем решаться на какие-то изменения. Ведь прежде всего это отразится на детях.

Сегодня количество возмущенных возможными переменами не меньше, чем выступавших против отмены предмета в 2008 году. И дело вовсе не в том, что родители против нагрузки детей «ненужными» знаниями, просто все устали от постоянных реформ. Сначала переход на 10-балльную систему оценки знаний, отмена профильных классов, 12-летняя система обучения, после снова возврат к 11-летке… Наряду с этим — введение дополнительных часов иностранного языка в школах, после — физкультуры, в то же время сократилось количество уроков русской литературы. Недавно предлагалось ввести дополнительные часы по математике и белорусскому языку, потому как выпускники плохо сдают тесты по этим предметам… Теперь вот МХК и музыка…

— Кто из родителей будет против, чтобы его ребенок знал, где находятся семь чудес света и чем отличается творчество Клода Моне от Эдуарда Мане? Я бы, например, не возражала, если бы мой сын изучал в школе еще и ритмику, риторику и прочее. Лишь бы преподавание было с умом, — говорит мама второклассника Анастасия. — Помню, когда я была маленькой, родители отдали меня в класс с английским уклоном, мы изучали язык с первого класса. Правда, позже выяснилось, что толком этот «уклон» нам ничего не дал. К концу четвертого класса мы знали десяток самых простых слов по-английски, и стоило ради этого учить язык 4 года?

— Лично я успела закончить школу в 2007 году, за год до реформы. Назвать музыку и МХК любимыми предметами не могу. Скорее, как и большинство, была рада, что хоть на этих уроках не нужно ломать голову над цифрами и формулами, — рассказывает могилевчанка Марина. — На уроках музыки мы пели хором — от души, да так, чтобы слышала вся школа. На уроки МХК учительница приносила нам книги с картинами известных галерей мира, мы делали черно-белые ксерокопии «Джоконды» и «Последнего дня Помпеи», вклеивали их в рабочие тетради. В целом было познавательно, хотя, на мой взгляд, лучше бы мы ходили в музеи и театры…

МХК как обязательный предмет появился в школах с 1989 года. Его целью изначально было «воспитать в ребенке способность быть читателем, слушателем, зрителем»… Вряд ли эту способность приобретешь, рассматривая репродукции и изучая культуру исключительно по учебникам. Это то же самое, что понять Толстого, заменив собственные мысли шаблонными цитатами из критики. Прежде всего нужно, чтобы у ребенка появился интерес к предмету. А добиться этого может лишь по-настоящему хороший учитель.

— Дети должны изучать и мировую художественную культуру, и музыку, и даже этикет. Причем не со школы, а с детсада. Это очень важно. Насчет музыки я не буду спорить, может быть, ее стоит оставить в качестве факультатива, но с культурой стран мира дети должны познакомиться. Отдельное внимание нужно уделить изучению белорусской культуры, — считает начальник управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского облисполкома Анатолий Синковец. — В европейских странах с самого раннего возраста огромное внимание уделяют эстетическому воспитанию детей. И это правильно. Вспоминаю свое детство — когда я учился в 5 классе сельской школы Бобруйского района, глядя на своих одноклассников, каждый из которых был занят в самодеятельности, попросил маму купить мне гармошку. Научившись на ней играть, решил освоить пианино — ездил за 25 километров в райцентр на занятия в музыкальную школу. Пением я не занимался, но было безумно интересно слушать сводные детские хоры на очередном празднике, в которых порой участвовало до 2 тысяч человек!

Пускай ребенок не станет певцом или художником, зато он вырастет разносторонне развитой личностью. Кроме того, нелишне задуматься и о том, что если мы потеряем тот пласт духовности и культуры, который накапливался нашими предками веками, мы потеряем все. Без культуры нет развития нации, она не сможет продолжать свое существование, добиваться высоких результатов, в том числе и в экономике, — считает Анатолий Синковец.

Появится ли в школьной программе предмет «мировая художественная культура» или нет — узнаем в ближайшее время. Если все-таки его вернут, хотелось бы, чтобы это возвращение не оказалось формальным. Чтобы эти уроки не прошли для учеников даром, а действительно вызвали интерес к живописи и скульптуре, музеям, театру. Чтобы, придя на концерт или в театр, парни и девушки не шуршали обертками от конфет, а в их карманах при этом не раздавался звонок мобильного телефона. Чтобы, путешествуя по миру, им хотелось не только позагорать на пляже и поплавать в море, но и познакомиться с местной культурой, увидеть исторические памятники, узнать что-то новое для себя. Ведь именно знания рождают любопытство…

Антонина Близнюк,”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

26.04.2018 - 10:25 | Дмитрий Янков: консолидация общества - залог поступательного движения вперед во всех сферах

Консолидировать общество и все отрасли экономики, чтобы добиться поступательного и положительного движения вперед - один из основных посылов Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию.

28.03.2018 - 08:24 | Могилеву нужно активней работать по привлечению инвестиций – Михаил Мясникович

Могилеву нужно активней работать по привлечению инвестиций. Такое мнение высказал по итогам совещания членов Президиума Совета Республики, которое прошло в ОАО «Моготекс», председатель Совета Республики Михаил Мясникович.

21.03.2018 - 23:34 | Театральный форум «М@rt. контакт» стал символом творческого поиска - Василий Черник

Международный молодежный театральный форум «М@rt. контакт» стал символом настоящего творческого поиска и смелого художественного эксперимента. Об этом заявил сегодня на торжественном открытии мероприятия начальник главного управления культуры и аналитической работы Министерства культуры Беларуси Василий Черник.

05.03.2018 - 08:40 | Перспективы развития Могилевской области в наращивании инвестиционной активности – Виктор Некрашевич

Перспективы развития Могилевской области в наращивании инвестиционной активности, создании новых и модернизации действующих производств. Такое мнение высказал заместитель председателя Могилевского облисполкома Виктор Некрашевич, комментируя отчет правительства, Национального банка, облисполкомов и Минского горисполкома об итогах работы экономики за 2017 год и задачах по обеспечению устойчивого экономического роста.

23.02.2018 - 08:56 | Динара Алимбекова: мы готовились к этой эстафете и доказали, что лучшие

Спортсменка из Могилевской области Динара Алимбекова поделилась впечатлениями от выступления в эстафете, которая стала золотой для отечественных биатлонисток.