Вверх

Вы здесь

Доверяй, но проверяй!

На полках наших магазинов должно быть больше товаров - хороших и разных. На это нацелен и вступивший недавно в силу Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания», и новые правила продажи. К примеру, согласно постановлению Министерства торговли страны «Об ассортиментных перечнях» магазины обязаны иметь на прилавках не менее определенного количества изделий белорусского производства. Ну, а импортных товаров сверх установленного лимита торговцы могут завозить в магазины сколько угодно.

Не нужно теперь согласовывать ассортимент с местными администрациями, райисполкомами. Все в документе расписано, как по нотам - утверждены семь перечней в зависимости от типа магазина и его торговой площади. В частности, гастрономы площадью от 200 до 399 квадратных метров обязаны продавать не менее 3 видов белорусского молока, 10 - йогурта, 3 вида молочных консервов. Для супермаркетов площадью от 1000 до 2499 «квадратов» этих продуктов должно быть соответственно не менее 10, 30 и 10 наименований. В гипермаркетах площадью от 8000 квадратных метров - еще больше… И так - для каждого вида продовольствия. К примеру, универсамы и супермаркеты площадью от 1000 до 2500 «квадратов» обязали иметь на прилавках не менее 80 наименований шоколада и шоколадных батончиков отечественного производства. Да выпускает ли их столько наша «кондитерка»?

- В Могилеве площадью свыше 1500 квадратных метров разве что супермаркеты «Гиппо», «Рублевский» и «Евроопт» (на улице Лазаренко), - говорит начальник областной торговой инспекции Татьяна Соловьева. -А поскольку около половины их площадей занято промтоварами, то площадь продовольственных секций составляет от 800 до 999 квадратных метров. Соответственно, там должно быть, например, не менее 8 наименований молока, 12 - сметаны, 15 - творога и творожных изделий… И такой перечень вполне под силу выдержать - в республике много молочных производителей, выпускающих широчайший ассортимент продуктов. Не думаю, что могут быть проблемы и по количеству наименований шоколада. Сюда ведь входят и плитки, и «медальки» - множество разнообразных изделий! Прежде чем разработать ассортиментные перечни, специалисты Минторга обсудили их варианты с производителями товаров, с работниками организаций торговли…

Правда, некоторые эксперты сомневаются в необходимости таких перечней - магазины, мол, и без того заинтересованы иметь широкую номенклатуру товаров, наиболее ходовые изделия. Не получится ли, что во исполнение «буквы» документа придется выставлять на полки невостребованный товар, который после истечения срока годности придется утилизировать? С убытками для магазина? Есть и опасность, что просроченный, а потому небезопасный для покупателя товар залежится на полках…

- Да, ассортиментный перечень нацелен на регулирование продажи отечественной продукции в магазинах, - заметила Татьяна Соловьева. - Разве нормально, когда предприятие выпускает товары для населения, а покупатели не могут их найти в магазинах? Не секрет, что и торговать выгоднее импортной продукцией, изделиями с высокими наценками. Для того и разработан перечень, чтобы покупатель мог найти на прилавках, к примеру, обезжиренное молоко, диабетический хлеб и шоколад, колбасу и мясо по приемлемой цене. Иной раз приезжаем в деревенский магазин, а там из продуктов - хлеб, молоко, колбаса, ржавая селедка да спиртное с табаком… А ведь каждый завмаг или продавец обязаны знать, что в его торговой «точке» (в зависимости от площади) должно быть столько-то наименований различных товаров. И покупателям не составит труда это проверить - ассортиментный перечень должен быть размещен в доступном для людей месте. Какое-то изделие не пользуется спросом? Но хороший продавец всегда найдет способ продать товар. Истекают на него сроки годности - можно сделать скидку, провести акцию, распродажу…

Контролеры с одинаковой вероятностью могут наведаться с проверкой и в крупный супермаркет, и в небольшой павильон у вокзала, и в магазинчик в сельской «глубинке». На днях, к примеру, они побывали в 13 магазинах Чаусского райпо, 7 из них - в сельской местности. Итог: в 10 торговых объектах только просроченных товаров снято с продажи на сумму свыше двух миллионов рублей. Причем это не первый в течение года случай торговли такими изделиями в магазинах райпо. За период с ноября по июнь оно четырежды привлекалось к ответственности органами саннадзора за реализацию продукции с истекшим сроком годности!

- На второй день контрольных мероприятий мы пришли с проверкой в чаусский магазин «Родны кут» по улице Симонова и выявили, в частности, что на вареные колбасы Витебской птицефабрики, Лидского и Миорского мясокомбинатов были наклеены стикеры (этикетки) со «свежей» датой изготовления, которые использует Могилевский мясокомбинат, - рассказывает Татьяна Соловьева. - Причем перестикеровали не только просрочку, но и продукцию, до окончания сроков годности которой оставалось еще несколько дней. На всякий случай! Но «фокус» не прошел. Конечно, такие сомнительные колбасные изделия на сумму около 2 миллионов рублей были изъяты из продажи. Ну, а райпо за реализацию товаров с истекшим сроком годности грозит штраф в размере от 30 до 500 базовых величин…

Словом, продажа изделий с «просрочкой» - бич торговли. Возможно ли от него избавиться? Для этого, говорят специалисты, надо выводить культуру продаж, обслуживания покупателей на современный, профессиональный уровень. Чтобы продавцы были не только «подавальщиками с полок», но и умели предложить, преподнести товар, которым торгуют. Чтоб завмаги и прочие товароведы проводили хотя бы примитивный маркетинг, изучали спрос населения. Пока же товары заказываются «на глазок». Поэтому и получается, что одних изделий - не хватает, а другие «зависают» на прилавках. Возможно, с ассортиментным перечнем в руках прикинуть, сколько и каких товаров надо завезти, станет проще? А насколько тщательно контролирует работу своих магазинов райпо?

- В магазине деревни Хацковичи сразу же бросился в глаза рой мух, которые садились на хлеб и другие открытые продукты — полная антисанитария, — рассказывает Татьяна Соловьева. — На колбасных изделиях, мясе птицы, рыбе, молочных продуктах, мороженом не было ценников. А во время проверки услышали разговор двух покупательниц: «Что-то мы сегодня мало заплатили за все…» Мы поинтересовались: «А откуда вы знаете, сколько стоят продукты, если нет ценников?» В ответ женщины только пожали плечами…

А как мы, покупатели, обычно интересуемся качеством продукта? Чаще всего спрашиваем: «Свежая колбаса?» «Только привезли», — как правило, отвечает продавец. Что ж, не так давно инспекторы проверили магазин «Медок» по улице Островского в Могилеве - по звонку покупателя, которому не понравился вид черной высохшей колбасы. В результате были сняты с продажи не только просроченные колбасы, но и молочные изделия, соусы, кофе - на общую сумму свыше 3,5 миллиона рублей. Типичное объяснение работников магазинов: «недосмотрели». Но если товары с просроченной датой реализации лежат на полках месяцами, то такой «недогляд» отдает корыстным «душком»…

К сведению нас с вами, покупателей: информация о продукте, дата выпуска и срок реализации обязательно должны быть указаны на каждой товарной единице (на той же «палке» копченой или «батоне» вареной колбасы). И даже на фасованных в магазине изделиях эта информация не должна теряться.

- К примеру, на пленке, в которую расфасовали сыр, должны быть указаны дата изготовления, дата и время фасования, срок реализации продукта, который не должен превышать 12 часов (если производитель не заявил иной срок годности продукта после вскрытия потребительской упаковки), - отметила Татьяна Соловьева. - Когда мы проверяли один из супермаркетов, увидели, что продавец в дальнем уголочке спешно снимает с фасованных кусков сыра пленку и заново их пакует… Подошли туда: «Что вы делаете!» А продавец — в слезы! Конечно, на пленке уже стояла другая дата фасовки, партия сыра была изъята из продажи…

В общем, редко в каких магазинах торговая инспекция не выявляет нарушений. Здесь и отсутствие или неправильное оформление ценников и информации о товарах, и несоблюдение температурных режимов, и использование непроверенных весов… - И все-таки наша главная задача - не карать, а способствовать повышению культуры торговли, обслуживания людей, поэтому мы много внимания уделяем профилактической работе, - говорит Татьяна Соловьева. - По поводу соблюдения тех же новых ассортиментных перечней, например, проводим пока мониторинг, разъясняем новации. Дальновидные торговые работники понимают, что главное - не сиюминутная выгода, а высокая репутация магазина, где покупателям всегда рады и ждут. И таких магазинов становится больше.

… За год работы инспекции, похоже, действительно удалось встряхнуть торговлю. Если во втором полугодии прошлого года просроченные товары, к примеру, были выявлены в 53% проверенных магазинов, то за 6 месяцев 2014-го - в 43%. Результат, как говорится, - налицо.

Геннадий Александров,”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

06.12.2017 - 15:27 | Кооперация позволяет предприятиям достичь высокой эффективности производства - Руслан Страхар

На современном этапе развития кооперация представляет собой действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и имеющихся ресурсов. Такое мнение высказал сегодня на межрегиональной конференции «Кооперация производства, бизнеса и науки в промышленности: успехи, проблемы, перспективы» председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Руслан Страхар.

13.11.2017 - 10:03 | Повышать престиж науки и образования нужно за счет экономического стимулирования ученых - мнение

Повышать престиж науки и образования нужно в том числе за счет экономического стимулирования ученых с учетом их эффективности. Такое мнение высказал корреспонденту делегат II Съезда ученых Беларуси, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» доцент Белорусско-Российского университета Александр Щур.

04.11.2017 - 09:26 | Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы - мнение

Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы. Такое мнение высказали супруги Непес и Ольга после приема, который провел в Совете Министров руководитель Министерства здравоохранения Валерий Малашко.

26.10.2017 - 09:17 | Фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен - Ирина Дрига

Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен, сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

25.10.2017 - 16:37 | Презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами - дипломат

Комплексные презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения