Вверх

Вы здесь

Город в пробках

Как развязать узел транспортных проблем в Могилеве?

Времена меняются. Где-то лет 20 назад головной болью могилевских властей была проблема общественного транспорта — автобусов и троллейбусов не хватало, чтобы качественно обслуживать горожан. Потом все больше людей стало приобретать автомобили, и возникла новая проблема: город стал задыхаться в транспортных пробках.

– Живу в Заднепровье, работаю в центре — очень напрягает ездить туда и обратно, часто застреваешь в пробке то у «пушкинского» моста, то у площади Ленина, — сетовал знакомый автолюбитель. — А поедешь через новый мост, те же пробки — на Королева, Тимирязевской. Подумывал на общественный транспорт пересесть, но тогда путь на работу еще больше времени займет, автобусы с троллейбусами тоже в пробках стоят…

Любые дорожные работы или ДТП в центре города чреваты транспортными заторами. Дабы их избежать, капремонт проезжей части главной могилевской улицы Первомайской решили в прошлом году проводить, не перекрывая полностью движения. И все равно в часы пик транспорт стоял на пересечении Первомайской и проспекта Мира, у «пушкинского» моста через Днепр, в других проблемных «точках».

А уж если какой-нибудь участок «сквозных магистралей» перекрывают, как сегодня на улице Пионерской, автомобильные очереди вырастают моментально. Так было и 2 года назад, когда движение по Пионерской закрыли в связи с первым этапом модернизации теплотрассы, и в прошлом году, когда энергетики приступили ко второму этапу работ, и в нынешнем, когда они взялись за третий участок реконструкции. К маю работы планируется завершить, и мы вздохнем с облегчением? Но потом намечено начать модернизацию «пушкинского» моста. А еще, говорят, и мост по улице Королева тоже требует ремонта… Чем больше нагрузка на транспортные коммуникации, тем быстрее они изнашиваются!

Пять лет назад наша газета затрагивала проблему развития дорожной сети в Могилеве. Тогда в городе насчитывалось около 96 тысяч автомобилей, и специалисты уже били тревогу: пропускная способность городской транспортной сети — на пределе. Прогнозировалось, что через 5 лет (при росте автомобилей на 10—15 тысяч в год) пробки на перекрестках будут образовываться весь световой день. Сотрудники ГАИ, проектировщики отмечали, что необходимо строить новые транспортные пути и дорожные развязки, что нужны улицы-дублеры, дабы разгрузить от автотранспорта центр города. Что изменилось за пятилетие? «Практически ничего, — говорит старший инженер отдела безопасности движения ГАИ УВД облисполкома Владимир Саханков. — Да, появились новые улицы Терехина, Кулешова, Пысина, но они — квартальные, не основные, а центральная часть города так и остается перегруженной. По-прежнему пробки постоянно возникают на пересечениях улицы Первомайской и проспекта Мира, Первомайской и улицы Тимирязевской, проспекта Мира и улицы Королева, улицы Челюскинцев и Пушкинского проспекта... Хорошо еще, что у нас не Москва, мало приезжего автотранспорта!»

По некоторым данным, количество авто в городе увеличилось за 5 лет на 26%. Нынче на 1000 могилевчан приходится около 280 автомобилей, к 2020 году уровень автомобилизации в городе достигнет, по прогнозам, 370 машин на 1000 жителей. Уже сегодня даже по просторной улице Космонавтов авто в пиковые часы движутся со скоростью черепахи. А что будет «завтра»?

«Расширить центральные улицы практически невозможно, — сказали в отделе транспорта облисполкома. — А пути решения транспортной проблемы заложены в генплане развития города. Мы же, извините, не архитекторы и не проектировщики». По словам специалистов, задача разгрузки городских дорог решается двумя способами: первый — это управление транспортными потоками. К примеру, можно увеличивать или уменьшать время горения зеленого сигнала светофора в зависимости от интенсивности движения.

— Такая игра цветом эффективна там, где загруженные направления часто меняются, — заметил Владимир Саханков. — Но в центре Могилева плотность движения высока практически по всем улицам. Продлим время зеленого сигнала на Первомайской, получим пробку на проспекте Мира.

Поэтому нет другого выхода, кроме как сооружать дублирующие центральные улицы магистрали, развязки (они в городе построены только на примыкании улицы Королева к проспекту Димитрова и пересечении улицы Челюскинцев и проспекта Шмидта), что и предусматривается генпланом развития Могилева до 2030 года, разработанным несколько лет назад архитекторами столичного «БелНИИгражданпроекта».

Их решения по развязке транспортных потоков впечатляют! Хотя основные идеи не новы — еще в 80-х годах прошлого века предлагалось продлить улицу Королева (через частный сектор, путепроводом через завод «Строммашина», железнодорожные пути) на улицу Орловского с выходом на улицу Якубовского. Учтено в генплане и еще одно предложение: соединить Днепровский бульвар с площадью Орджоникидзе со съездами на Большую Гражданскую улицу. А еще предполагается построить продолжение улицы Космонавтов от проспекта Мира (вдоль железной дороги) с выходом на Первомайскую протяженностью 2 километра с двумя путепроводными развязками. Запланировано соединить улицей Заслонова микрорайон Казимировка с улицей Космонавтов. А также перекинуть мост через Днепр, соединив Витебский проспект с районом Половинного Лога (восточный обход Могилева).

Что ж, специалисты градостроительного НИИ в своих обоснованиях подтверждают, что городу (если ничего не делать) может грозить транспортный коллапс. Но, дали понять в горисполкоме, на реализацию таких грандиозных планов нужны огромные средства, а их нет. По генплану, к примеру, до 2020 года намечено соорудить 18 развязок и путепроводов. Сравните: за последние 15 лет в Могилеве построен один мост и два путепровода. Но когда «финансы поют романсы»… — Надо решать первоочередные проблемы! — считает главный архитектор «Могилевгражданпроекта» Сергей Беляев. — А это — транспортная перегрузка центра Могилева. Но что за последние 5 лет здесь сделано? Ранее построили путепровод по улице Лазаренко, но надежда, что он поможет уменьшить транспортные потоки на Первомайской, проспекте Мира, оправдалась лишь частично. Возможно, уже сейчас надо думать и о том, как разгрузить улицу Челюскинцев — движение там тоже становится все более интенсивным. Нужно, повторюсь, определиться с тем, что необходимо выполнить в первую очередь, разработать конкретную программу действий, создать для этого рабочую группу из представителей БелНИИП градостроительства, могилевских архитекторов, дорожников и мостовиков, транспортников и работников ГАИ, провести общественное обсуждение планов.

А обсудить, по словам специалистов, стоит многое. К примеру, сейчас проектируется (согласно генплану) продолжение улицы Заслонова. Идея хорошая и перспективная — соединить Казимировку с проспектом Шмидта. Сейчас, мол, в Казимировке ведется большое жилищное строительство, и новоселам, работающим в Заднепровье, приходится добираться туда через центр города. Но кто просчитывал, сколько жителей Казимировки трудится в районе «Могилевхимволокно»? Не получится ли так, что строительство новой магистрали в нынешних реалиях еще больше увеличит нагрузку на ведущую в сторону центра улицу Космонавтов? А вот проекты магистралей, которые бы соединили площадь Орджоникидзе с микрорайоном Юбилейный, а его в свою очередь — с микрорайоном Мир-2, были актуальными всегда. Это позволило бы пустить часть транспортного потока по кольцевой линии, в обход центра. Но хоть строительство этих коммуникаций предусматривалось в прежних генпланах, однако странным образом было допущено частичное или полное перекрытие створов будущих магистралей (например, в районах Национального спуска и Днепровского бульвара, Саперной и Гвардейской улиц) различной застройкой. А теперь строительство там обойдется значительно дороже — мы сами рубим сук, на котором сидим.

И еще, отмечают эксперты, решение транспортной проблемы должно быть комплексным. В свое время, к примеру, предлагалось активнее использовать для перевозок пассажиров железнодорожный транспорт, построить для этого в городе остановочные пункты — глядишь, жители пригородов реже использовали бы для поездки на работу собственные авто. Может, есть смысл разгрузить центр города и от пригородных автобусов, построив автовокзал на окраине города? А не странно ли в условиях дефицита парковок выглядит скопление междугородных «маршруток» в самом центре Могилева — у музея Масленикова? Или — насколько проект реконструкции «пушкинского» моста учитывает растущий автопоток из Заднепровья в центр города, каким будет пропускная способность перехода? По большому счету, его «габариты» мало изменятся. Возможно, это и в логике генплана, в соответствии с которым транспортную нагрузку предполагается снизить за счет строительства новых магистралей, мостов. Но когда это произойдет? И может, на всякий случай, следовало бы рядом с действующим мостом построить новый путепровод, вдвое увеличить ширину проезжей части?

— Тогда можно было бы разрешить транспорту, идущему на мост с Пушкинского проспекта, поворачивать влево, на улицу Челюскинцев, — говорит Владимир Саханков. — В нынешних условиях дать такое разрешение проблематично. Как воздух, нужна и улица-дублер Первомайской. В свое время предлагался вариант по строительству магистрали от Большой Гражданской по оврагу (улице Котовского) с выходом на улицу Гришина — на мой взгляд, это интересная идея, транспорт ушел бы от светофоров. Но это предложение не учтено в генплане. Почему? В стране реализуется госпрограмма «Дороги Беларуси», в которой расписано, где, в какие сроки и за какие средства будут построены магистрали. А имеется ли подобная программа, которая бы позволила целенаправленно развивать дорожную сеть, в Могилеве?

— У нас есть генплан развития города, — сказал замначальника отдела архитектуры Могилевского горисполкома Максим Струков. — В соответствии с которым и проводятся проектные работы, в том числе по строительству дорог. Это главный для нас документ. Проблема не в программе, а в недостаточном финансировании.

Сказать, что дорожное строительство в городе «на нуле», конечно, нельзя. В программе капремонта на текущий год — модернизация участка Минского шоссе от поворота на областную больницу до улицы Калиновского, к маю планируют открыть транспортную развязку, примыкающую к мосту по улице Королева, которая сократит путь автомобилистов к жилым домам микрорайона Фатина. Реализуется программа строительства новых парковок. Намечено также полностью закольцевать дорогу в микрорайоне Спутник с выходом на Минское шоссе. Кроме того, в соответствии с республиканской программой предполагается начать строительство магистрали от Бобруйского до Гомельского шоссе — она замкнет внешний обход Могилева. А вот мер по разгрузке центральных улиц города от транспорта — практически никаких. Между тем, по прикидкам «гаишников», на загруженных магистралях (проспект Пушкина, Димитрова и Шмидта, а также улицы Челюскинцев, Первомайская) совершается уже около половины городских ДТП. И ситуация продолжает обостряться.

Геннадий Александров, ”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

06.12.2017 - 15:27 | Кооперация позволяет предприятиям достичь высокой эффективности производства - Руслан Страхар

На современном этапе развития кооперация представляет собой действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и имеющихся ресурсов. Такое мнение высказал сегодня на межрегиональной конференции «Кооперация производства, бизнеса и науки в промышленности: успехи, проблемы, перспективы» председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Руслан Страхар.

13.11.2017 - 10:03 | Повышать престиж науки и образования нужно за счет экономического стимулирования ученых - мнение

Повышать престиж науки и образования нужно в том числе за счет экономического стимулирования ученых с учетом их эффективности. Такое мнение высказал корреспонденту делегат II Съезда ученых Беларуси, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» доцент Белорусско-Российского университета Александр Щур.

04.11.2017 - 09:26 | Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы - мнение

Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы. Такое мнение высказали супруги Непес и Ольга после приема, который провел в Совете Министров руководитель Министерства здравоохранения Валерий Малашко.

26.10.2017 - 09:17 | Фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен - Ирина Дрига

Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен, сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

25.10.2017 - 16:37 | Презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами - дипломат

Комплексные презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения