Рус Бел Eng 中文

История одного моста: через Днепр сквозь столетия

История Могилева с момента его возникновения неразрывно связана с рекой Днепр, разделяющей город на две части. На холмах западного берега разместился административный центр, а на пойменном восточном — торгово-ремесленное предместье Луполово.

Сообщение между двумя частями города устанавливалось в зависимости от сезона. Летом и осенью в районе нынешнего городского пляжа и улицы Большой Чаусской действовал низкий мост на плотах. Зимой переправлялись по льду. Весной — с помощью паромной переправы.

В прологе к своему роману «Нельга забыць» («Леаніды не вернуцца да Зямлі») классик белорусской литературы Владимир Короткевич красочно описывает сложность переправы через Днепр. По сюжету действие происходит в августе 1863 года в Могилеве, и единственной возможностью попасть на другую сторону реки становится паром.

Однако в действительности к этому времени в Могилеве уже существовал постоянный мост через Днепр, соединявший Луполово с центральной частью города. Необходимость в его сооружении возникла после постройки дороги Орша — Довск в 1841—1851 годах. Проект моста был создан известным российским инженером, уроженцем белорусской земли Николаем Феликсовичем Ястржембским (1810−1874). С 1848 по 1863 год он служил начальником Могилевского округа путей сообщения. За это время под его руководством были построены шоссе Могилев — Киев, Могилев — Довск, дорога Могилев — Бобруйск. Он спроектировал также мост через Западную Двину в Витебске. Кроме того, Николай Ястржембский построил в Могилеве первую на белорусских землях паровую мельницу.

В 1860 году первый в Могилеве постоянный деревянный мост на сваях через Днепр был сдан в эксплуатацию. Большое участие в его строительстве принял городской голова Григорий Гортынский. Мост был возведен по международным стандартам того времени и получил имя российского императора Александра I. Размеры моста учитывали местные особенности. Высота в 40 футов (более 12 метров) обусловлена высокими весенними водами. Длина 90 погонных саженей (примерно 192 метра) — затоплением значительной части поймы реки во время паводка. Мост имел 8 десятисаженных арочных пролетов, опоры и быки на деревянных полях, пролеты накрывались арками многоугольной системы.

В 1902 году была проведена реконструкция моста, вызванная узостью пролетов между опорами, что мешало пароходному движению по Днепру. Два арочных пролета в центре моста были заменены на один с решетчатой фермой.

В следующий раз о переустройстве Днепровского моста задумались в 30-е годы прошлого столетия в связи с увеличением количества автотранспорта в городе. Когда же началась подготовка к переносу столицы БССР из Минска в Могилев, реконструкция моста была включена в генеральный план городской застройки. Однако столицу в Могилев так и не перенесли, свернув все, едва начавшиеся, архитектурные преобразования в городе.

После нападения Германии на СССР и начала боевых действий через Могилев двигалось большое количество людей и техники. Уже устаревший к тому времени мост через Днепр не справлялся с такими нагрузками. Тогда рядом с ним военные возвели еще две понтонные переправы. После окружения города германскими войсками Днепровский мост был взорван отступающими красноармейцами. Немецкие саперы восстановили разрушенную опору, заменив ферму обычным балочным покрытием. Работы завершились зимой 1941 года, после чего мост носил имя генерала Мюллера. В мае 1943 года Днепровский мост был разбомблен советской авиацией, после чего вновь отстроен германскими военными. Во время оккупации действовала и другая переправа через Днепр — в районе городского пляжа был сооружен низкий мост.

При отступлении из города в июне 1944 года гитлеровцы взорвали все переправы через реку. Уже в следующем месяце под руководством военно-дорожного управления начались работы по восстановлению Днепровского моста. Непосредственно к строительству приступили 1 сентября того же года. В ходе проектирования мостового перехода рассматривался и проект «спрямления выхода в город с моста через городской парк и площадь в направлении на центральную Первомайскую улицу». Однако задуманное так и не осуществили из-за технических сложностей — слишком большим был подъем высотного уровня от моста до городского парка. Кроме того, трудности вызывало сохранение выезда с моста на Бобруйское шоссе — необходимое условие любой реконструкции этого участка дороги.

20 ноября 1944 года Днепровский мост был принят в эксплуатацию. Однако на протяжении последующих лет неоднократно возникала необходимость его ремонта.

В феврале 1956 года горисполком информировал министра коммунального хозяйства БССР «об аварийном состоянии Днепровского моста и невозможности его дальнейшей эксплуатации». 16 ноября 1956 года горисполкомом был утвержден окончательный проект мостового перехода смешанного типа: из железобетона и железа. Во время строительства нового путепровода старый деревянный мост продолжал функционировать. Одновременно с возведением нового моста велись работы по созданию подъездных путей со стороны центра города. Был срезан холм у Вала Красной Звезды (теперь Архиерейский Вал), и улица Челюскинцев проложена напрямую до площади Орджоникидзе. К концу 1959 года строительные работы были завершены. Новый современный мост соединил обе части города и вплоть до 1967 года оставался единственной в Могилеве автомобильной переправой через Днепр. В 1964 году на пилоне моста была размещена мемориальная доска старшему лейтенанту Николаю Яшину — командиру конной разведки, погибшему при освобождении Могилева.

В 2015 году начались работы по капитальному ремонту Днепровского моста, предусматривающие существенную модернизацию путепровода: увеличение полос движения, замену износившихся металлоконструкций, бетонных балок, бордюров, ограждений и других элементов. Кроме того, в реконструкцию должна войти транспортная развязка у выезда с моста на улицу Челюскинцев, предусматривающая строительство там подземного перехода, соединяющего площадь Славы с улицей Большой Гражданской и Подникольем.

”Вестник Могилева”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

23.05.2018 - 10:24 | В Кричеве во дворце Потемкина открыли «Зал афганской славы»

Во дворце Потемкина в Кричеве открыли «Зал афганской славы». В торжестве приняли участие представители райисполкома, Совета депутатов, общественных организаций, ветераны пограничных войск, и, конечно, те, кто прошел Афганистан.

22.05.2018 - 09:06 | Памятный знак в честь 100-летия пограничных войск появился в Кричеве

В парке Победы Кричева открылся памятный знак в честь 100-летия образования пограничных войск. Мемориал появился по инициативе районной общественной организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» при поддержке местного райисполкома.

21.05.2018 - 12:19 | Беларусь примет мото-автопробег «Победа без границ»

На территории стран СНГ, в том числе и в Республике Беларусь, проходит Международный патриотический мото-автопробег «Победа без границ» памяти всех воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, по местам боевой славы Панфиловской дивизии.

15.05.2018 - 09:41 | Поисковый клуб «ВИККРУ» нашел точное место легендарной битвы при Головчине 1708 года

Вышел 11-й выпуск военно-исторического сборника «Могилевский поисковый вестник».

28.04.2018 - 13:03 | В Славгородском районе проходит краеведческая поисковая экспедиция «Днепровский рубеж»

Поисковая краеведческая экспедиция «Днепровский рубеж» работает в Славгородском районе. Здесь, на берегах Сожа в 1941 году мужественно сражались воины 20-го стрелкового и 25-го механизированного корпусов Красной Армии. При попытке вырваться из вражеского окружения и штурме немецких укреплений в Славгороде в июле 1941 года сотни красноармейцев и командиров погибли, тысячи пропали без вести, попали в плен.