Вверх

Вы здесь

История одного тарана

В начале 90-х я в пригородном дизель-поезде стал невольным слушателем истории, которую рассказал попутчикам один пенсионер. Будучи 10-летним пацаном, он жил в Милославовичах и однажды стал свидетелем воздушного тарана, совершенного нашим летчиком в начале Великой Отечественной войны.

Случилось это, по словам очевидца, в начале августа 1941-го. Красная Армия оставила Кричев, бои шли у Климовичей, от которых до Милославовичей - рукой подать. Уже была слышна канонада. В воздухе летали немецкие бомбардировщики с черными крестами на крыльях. Было очень страшно!

И вот погожим августовским днем в воздухе вновь послышался до боли знакомый гул немецких «бомбовозов». Вскоре показались 2 самолета. Но тут на них, словно коршун, напал наш истребитель. К гулу моторов добавился прерывистый стук. Видимо, летчик открыл огонь по немцам. Мальчишке тогда очень захотелось, чтобы наш пилот сбил эти ненавистные несущие смерть машины. Но тут из облаков выскочили два немецких одномоторных самолета с тонкими, как у ос, фюзеляжами и понеслись на наш «ястребок». Но летчик вовремя заметил опасность и ловко увернулся от фрицев. Бомберы поспешили удрать. А в воздухе завязался воздушный бой. Самолеты какое-то время гонялись друг за другом, а затем немец и наш полетели навстречу друг другу. Этот прием, заметил пенсионер, назывался лобовой атакой. В Великую Отечественную войну на этот маневр отваживались только очень смелые летчики.

Самолеты быстро сближались. Еще миг, и они, столкнувшись в воздухе, разлетятся на мелкие кусочки. В последний момент немец взмыл вверх. И тут наш ястребок его таранил. «Мессершмитт» сделал в воздухе замысловатую фигуру, затем перевернулся через спину, упал на землю и взорвался. А его напарник пустился наутек.

Наш истребитель, по-видимому, во время тарана получил повреждения. Он стал как-то медленно двигаться, и было видно, что его качает с крыла на крыло. Что случилось дальше с нашим летчиком — неизвестно. Но было б здорово, если он долетел до своего аэродрома…

Пенсионер хотел еще что-то рассказать, но тут поезд начал сбавлять ход и дедушка засобирался к выходу.

А через 22 года эта история о воздушном таране вдруг получила неожиданное продолжение. В одном военно-историческом справочнике я случайно наткнулся на сведения о том, что 1 августа 1941 года в районе Милославовичей летчик Машковский на истребителе «И-16» таранил немецкий «Мессершмитт-109». Это обстоятельство меня сильно заинтересовало. Детальное изучение опубликованных в Интернете документов дополнило давно услышанную историю.

1 августа 1941 года командир эскадрильи 184-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Степан Машковский возвращался с боевого вылета. В районе Милославовичей он встретил в воздухе 2 бомбардировщика «Юнкерс-88». Пилот решил их атаковать, но сам попал под огонь пары «мессеров». Машковский принял бой с истребителями. Тем более, что в свои 26 лет был обстрелянным пилотом: в 1939 году на Халхин-Голе он в 20 воздушных боях лично сбил 3 японских самолета, был награжден орденом Красного Знамени.

Когда немец пошел в лобовую, Степан решил драться до конца. Но в последний момент пилот «мессера» сдрейфил и взмыл вверх. На мгновение он подставил брюхо своего истребителя под огонь пулеметов «ишачка». Но оружие молчало: видимо, закончились боеприпасы. Тогда Машковский крутанул свой «И-16». От удара самолет содрогнулся. Машина стала словно пьяная, но продолжала лететь. А на земле, где упал «мессершмитт», начали подниматься клубы черного дыма...

Степан осмотрел самолет: был поврежден хвостовой стабилизатор, пробито крыло и колесо шасси. Тем не менее комэска довел свой израненный истребитель до аэродрома, который располагался в деревне Каничи Костюковичского района, и мастерски его посадил.

Это была уже третья победа старшего лейтенанта. А свой первый самолет на фронте Великой Отечественной Степан Машковский сбил 17 июля: западнее Кричева он уничтожил немецкий пикирующий бомбардировщик «Ю-87».

За 64 успешных боевых вылета, сбитые 2 самолета противника лично (1 тараном) и 4 в группе, за мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1941 года старший лейтенант Машковский Степан Филиппович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Вскоре Степан Машковский был назначен помощником командира 32-го истребительного авиационного полка 43-й истребительной авиадивизии Западного фронта. В декабре 1941-го комэска Машковского тяжело ранило в бою, и до октября 1942 г. он находился в госпитале.

После излечения капитана Машковского назначили на должность комэска 180-го истребительного авиационного полка Западного фронта. В этом полку Степан Филиппович провоевал до марта 1943 года, сбив лично еще 10 немецких самолетов и 13 в группе.

С марта 1943-го майора Машковского перевели на летно-испытательскую работу в Летно-исследовательский институт. Там он освоил 60 типов самолетов (из них 9 иностранных). Провел ряд ответственных испытаний по доводке и определению летно-тактических данных многих самолетов, отработке их систем вооружения и катапультирования, в том числе системы заправки топливом в полете.

18 марта 1958 г. заместитель начальника ЛИИ по летной части полковник С.Ф.Машковский трагически погиб при проведении испытаний тяжелого стратегического реактивного бомбардировщика «М-4».

«Могилевская правда»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

12.05.2017 - 10:36 | Могилевская область вместе со всей страной 14 мая отметит День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь

Могилевская область вместе со всей страной 14 мая отметит День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь. Об этом корреспонденту сайта сообщили в главном управлении идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома.

07.05.2017 - 07:12 | За одну ночь война забрала жизни 437 жителей местечка Шамово Мстиславского района

Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем выразительнее становится их масштабность. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в жизни многих людей в Беларуси и нанесла раны, которые не лечат даже самые опытные доктора.

07.05.2017 - 06:56 | Почему уникальные архивы о жизни и творчестве Константина Симонова хранятся не в музее, а могилевском колледже?

Кажется, что за несколько десятков послевоенных лет раскрыты практически все тайны обороны Могилева и сражений за освобождение города. Но время не перестает удивлять новыми, мало известными ранее фактами о событиях Великой Отечественной.

06.05.2017 - 07:13 | Следы своих погибших дедов писатель Николай Борисенко нашел совсем недавно

В активе писателя, историка-краеведа и поисковика Николая Борисенко — пятнадцать книг о родной Могилевщине. Десять из них посвящены Великой Отечественной. Военная летопись собственной семьи пока не написана, хотя рассказать и здесь есть о чем. Вторая мировая унесла жизни многих братьев его родного деда Дениса Алексеевича. Родные при этом долгое время не знали, где и как они погибли. О месте захоронения двоих двоюродных дедов совсем недавно поведали российские и немецкие архивы. Есть доля надежды, что во время очередного сезона поисковых работ под Могилевом что-то станет известно о третьем из Алексеевичей.

28.04.2017 - 10:17 | В Могилеве немало памятных мест, связанных с пребыванием здесь последнего российского императора

Ставка Верховного главнокомандующего Российской армией в 1915—1917 годах на два года прописалась в прифронтовом Могилеве. Сюда устремилась минская богема, и в тихом провинциальном городе забурлила общественная жизнь. Тогда могилевчане впервые увидели автомобиль.

Рубрики

 
Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения