Рус Бел Eng 中文

Как из Могилева делали столицу: часть вторая

Уже 17 марта 1938 года было подписано постановление № 558 белорусского Совнаркома «О генеральном плане реконструкции города Могилева».

Новая планировка города исходила из необходимости сохранения основ исторически сложившегося города. Особое внимание обращалось на правильную организацию жилых кварталов с созданием нормальных, здоровых условий для жизни населения.

Планировка была рассчитана на 235 тысяч жителей к концу 1947 года с последующим увеличением численности населения до 350 тысяч. Расширить территорию города предусматривалось за счет земельных площадей в районе Машековки и кирпичных заводов №10 и 9 как наиболее благоприятных для проживания, удобных по расположению. Предусматривалась и возможность освоения левобережной части Днепра в районе Луполово. Город окружал защитный лесной пояс в радиусе до 5 км. Лесные массивы намеревались соединить зелеными полосами с центром города. Планировалось дополнительно разбить и несколько парков культуры и отдыха. Особое внимание было обращено на выправление русла Дубровенки и оформление ее берегов.

Магистральные улицы надлежало расширить до 35—40 метров, меж-квартальные проезды — до 20—25. Новые улицы должны были связать все районы города между собой без обязательного проезда через центр города. На Базарной площади (ныне — площадь Ленина) располагались бы правительственные и общественные учреждения, а территория у вала над верхней террасой Днепра застраивалась бы зданиями зрелищных и научных учреждений. Все улицы намечалось замостить усовершенствованными мостовыми площадью 350—400 тысяч квадратных метров. В течение 10 лет собирались построить два моста шириной 30—40 метров. Они связывали бы кольцевую трассу для объезда города в направлениях на Киев, Бобруйск, Минск.

Грандиозной была и программа жилищного строительства. За 10 лет для могилевчан предстояло построить около 650 домов общей площадью 800 тысяч квадратных метров, для гостей города — 3 гостиницы на 500 номеров. Причем строить жилые дома можно было высотой не менее 4-х этажей, а на широких магистралях и в районах, требующих парадного оформления, — не менее 6-ти.

В качестве основного вида городского пассажирского транспорта планировался троллейбус, первая очередь троллейбусных линий протяженностью 12,5—15 километров должна была войти в эксплуатацию к концу 1940 года. Количество автобусов к концу 1939 года предполагалось довести до 60 единиц на 1500 мест. Было предусмотрено максимально возможное использование Днепра для пассажирских и грузовых перевозок с устройством для этих целей необходимых служб и вокзалов.

Для обслуживания населения планировалось строительство 2 больниц, 3 диспансеров, 3 амбулаторий, станции скорой медицинской помощи, 3 универмагов, фабрики для приготовления полуфабрикатов для столовых и ресторанов, нескольких овощехранилищ, 2 холодильников. Для организации культурного досуга в городе должны были появиться 3 кинотеатра, 4 дома культуры, 5 клубов, 2 театра и зимний цирк.

Предстояло существенно расширить систему учебных заведений. Так, за десятилетие планировалось сдать в эксплуатацию 50 школ, перевести из Минска в Могилев Белорусский госуниверситет и Институт физической культуры, из Витебска — мединститут, создать институт и комбинат изобразительных искусств, консерваторию и республиканскую музыкальную школу, институт усовершенствования врачей. Академия наук БССР также переводилась в Могилев.

Планировалось дальнейшее развитие промышленности — увеличение в 2—3 раза мощностей авторемзавода (завод им. Кирова) и труболитейного, расширение производства фабрики искусственного волокна (завода им. Куйбышева), полное использование мощностей машиностроительного завода им. Димитрова («Строммашина»), кожзавода им.Сталина, костеобрабатывающего завода, строительство новых заводов по производству электромоторов, часов, коммунального оборудования, целлюлозно-бумажного комбината, фабрики линолеума, содового завода, шорно-седельной фабрики, завода по производству мыла и искусственной подошвы. Предполагалось строительство мясокомбината, 2 хлебозаводов, мельницы с элеватором, молочного завода и расширение производства существовавших фабрик — конфетной, бисквитной, овощесушильного и пивоваренного заводов. Общая численность занятых в промышленности, строительстве и на транспорте увеличивалась с 12 тысяч в 1938 году до 45 тысяч в 1948-м. Под развитие отраслей городского хозяйства подводилась и прочная энергетическая база.

К выполнению плана могилевчане приступили уже в 1938 году. За два года был построен ряд объектов, которые являются украшением нашего города и сегодня. Другие идеи, заложенные в плане, были реализованы в послевоенные десятилетия. Хотя Могилев так и не стал столицей, мы благодарны тем людям — руководителям, архитекторам, строителям, которые 75 лет назад делали все возможное, чтобы превратить его в один из красивейших городов республики.

Александр ГОДУН, директор Государственного архива общественных объединений Могилевской области.

”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

23.05.2018 - 10:24 | В Кричеве во дворце Потемкина открыли «Зал афганской славы»

Во дворце Потемкина в Кричеве открыли «Зал афганской славы». В торжестве приняли участие представители райисполкома, Совета депутатов, общественных организаций, ветераны пограничных войск, и, конечно, те, кто прошел Афганистан.

22.05.2018 - 09:06 | Памятный знак в честь 100-летия пограничных войск появился в Кричеве

В парке Победы Кричева открылся памятный знак в честь 100-летия образования пограничных войск. Мемориал появился по инициативе районной общественной организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» при поддержке местного райисполкома.

21.05.2018 - 12:19 | Беларусь примет мото-автопробег «Победа без границ»

На территории стран СНГ, в том числе и в Республике Беларусь, проходит Международный патриотический мото-автопробег «Победа без границ» памяти всех воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, по местам боевой славы Панфиловской дивизии.

15.05.2018 - 09:41 | Поисковый клуб «ВИККРУ» нашел точное место легендарной битвы при Головчине 1708 года

Вышел 11-й выпуск военно-исторического сборника «Могилевский поисковый вестник».

28.04.2018 - 13:03 | В Славгородском районе проходит краеведческая поисковая экспедиция «Днепровский рубеж»

Поисковая краеведческая экспедиция «Днепровский рубеж» работает в Славгородском районе. Здесь, на берегах Сожа в 1941 году мужественно сражались воины 20-го стрелкового и 25-го механизированного корпусов Красной Армии. При попытке вырваться из вражеского окружения и штурме немецких укреплений в Славгороде в июле 1941 года сотни красноармейцев и командиров погибли, тысячи пропали без вести, попали в плен.