Вверх

Вы здесь

Как в Могилеве мосты наводили

То, что мост через Днепр по проспекту Шмидта поставлен на капитальный ремонт, вскоре почувствовали все жители города. Слишком большую роль в жизни Могилева, разделенного рекой на две части, играют эти сооружения, по которым проходят железные и шоссейные дороги. Общее количество мостов областного центра насчитывает не один десяток, но только три из них могут считаться полностью незаменимыми, ибо без них городская жизнь оказалась бы парализованной.

В сознании многих поколений мост выполнял не только транспортно-стратегические функции, но и считался местом сакраментальным — под ним собирались бездомные бродяги и разбойники, здесь окопалась нечистая сила, с которой сражались герои былин и сказок. Мост поэтизировался — на нем прощались влюбленные, на его перила и сейчас вешаются небольшие навесные замочки, а выражение «навести мосты» давно утратило свой буквальный смысл и приобрело множество значений. Четвертый мост, без которого Могилев немыслим как индустриальный железнодорожный узел, напоминает, что есть еще один путь на Москву в обход главной стальной магистрали. И это тоже не следует забывать.

Мост — сооружение сложное, и оно появилось в Могилеве достаточно поздно, а сначала его функции выполнял перевоз через Днепр. В Летописи Могилевского Спасского монастыря сообщается, что еще в 1447 году при короле Казимире Спасской церкви были пожалованы перевозы через реку, приносящие немалые доходы. Мост тогда строить не рискнули, и не только потому, что Днепр, выходя из берегов, сметал все постройки, но и оттого, что королевский Судебник 1468 года прямо предписывал: «А також, где которыя мосты мощевали за дядю нашего, за великого князя Витовта, и за великого князя Жикгимонта, тут бы и ныне каждый свои мостьницы замостили и заделали как надобе; а штобы не мешкали, сего же лета уделали. А на чией делници шкода ся станеть, конь ся образить, ногу изломить: тому платити». Священники еще долго оставались монополистами на переправы через Днепр, и их права подтверждал каждый новый король. В «Записках» игумена Ореста мы читаем: «1569 года Сигизмундом ІІ Августом дана привилегия о перевозах, коею даны перевозы: Могилевский, Любужский и Боротчицкий на Спасскую Могилевскую церковь». Однако Могилев быстро рос, и городская община уже после пожалования городу Магдебургского права обратилась к королю с просьбой об устройстве особого перевоза, который бы принадлежал горожанам, а не церкви. Поэтому в «Записках» можно найти и иные строки: «Тогож 1588 года королем Сигизмундом ІІІ дана привилегия о дозволении Могилевским гражданам иметь на реке Днепре особый, кроме церковного, перевоз, до устроения ими на собственном иждивении через сию реку моста». Сохранился и полный текст королевской грамоты, где сказано: «А на оне час, кгды они тот мост збудуюць, мы Государь, водлуг уважения накладу их, мыто им на том мосте брати постановим. А до того часу, ним мост збудуюць, волно им будет перевоз свой под местом мети; ветже не ку браню жадного мыта, одно ку потребе свое власно меское заживати его мають, стараючесе о то с вилностью, абы се там мост на реце Днепре, што набордзе быти можеть, збудовати могле».

Несмотря на королевское пожелание, мост в Могилеве так и не был построен, и на то было много причин — XVI и XVII века были временем войн и потрясений, и если деньги у городского магистрата и имелись, то шли они на строительство укреплений и новых оборонительных линий, тогда как сооружение моста не могло быть осуществлено чисто технически — требовались сложные математические расчеты и массовые инженерные земляные работы с привлечением множества рабочих рук. Но сооружение парома через реку оказалось горожанам вполне по силам, правда, он не всегда выступал надежной переправой. Откроем вновь городскую хронику: «1633 года, Июня 10 дня, в день праздника Святой Троицы, когда по давнему обыкновению был крестный ход в храмовый праздник в Заднепровскую Троицкую церковь, то народ с духовенством во время переправы через Днепр потонул с паромом против костела Бернардинского». Паромная переправа действовала до конца века. Петровский стольник , Петр Толстой, посетивший Могилев в 1697 году в составе Великого посольства, вспоминал: «Марта в 30-й день. Переехав реку Днепр на пароме, приехал в город короля Польского Могилев. На том перевозе немалая была конфузия, т.е. замешание от Могилевских начальников для того, что Могилевцы имели некоторое опасение, и перевозить было Москвичей через реку Днепр в Могилеве не велели».

В период войн 1654—1667, 1700—1721, 1812 гг. жители Могилева познакомились с наплавными мостами сборно-разборных конструкций, которые в качестве переправ использовались русской, шведской и французской армиями. Эти мосты были очень удобны весной, летом и осенью, но легко разрушались ледоходом, даже при установке ледорезов. Первый стационарный деревянный мост начал строиться в Могилеве по проекту Николая Ястребского в 1860 году. Он имел восемь пролетов, опоры моста покоились на деревянных сваях, пропитанных морилкой. Этот мост прослужил городу почти столетие вместе с возведенной рядом пристанью. «Про мост через Днепр, — вспоминал могилевчанин А.А. Власов, — можно еще сказать, что настил был деревянный. А средняя часть была в виде клетки с балками, укрепленными «крест на крест». Позднее, весной и летом 1918 г., неразрушенный мост был границей между красными, занявшими Луполово, и нами. Вверх по течению от моста из реки торчали треугольные «быки». На деревянном основании укрепленная вкось железная обшивка должна была резать лед при начале ледохода, ради целости моста. Недалеко от моста находилась пристань речного пароходства. Речные пассажирские колесные пароходы уходили из Могилева по двум направлениям: на север в сторону Орши и на юг в сторону Киева. В этом направлении — на Киев — ходили пароходы крупнее и, вероятно, более удобные для пассажиров. Черная труба, белая надстройка с каютами, под ней опять черная полоса. Помню названия: «Вера», «Надежда», «Любовь».

Деревянный мост пережил Гражданскую и Отечественную войны и был взорван в 1944 году немецко-фашистскими захватчиками при отступлении из Могилева. Мост быстро восстановили, но к середине прошлого века его грузоподъемность уже не могла удовлетворять потребностей быстрорастущего города, и в 1959 году, чуть поодаль от старого, был возведен новый железобетонный мост. Но и здесь не обошлось без нюансов. В 1968 году в результате невиданного половодья, которое случается один раз в полвека, Днепр вышел из берегов и перелил через Пушкинский проспект. Пассажирские автобусы и грузовой транспорт ходили по половине колеса в воде между мостом и ул. Гагарина, и когда вода спала, левобережное основание моста пришлось обвести дамбой и несколько поднять уровень грунта в начале проспекта. Правобережное основание моста тоже нуждалось в укреплении грунта из-за частых оползней.

Сейчас даже непосвященному ясно, что мосту необходим капитальный ремонт и замена проржавевших ограждений, не лишним представляется и архитектурное обновление. Несколько лет тому назад в местных СМИ даже промелькнул эскиз и описание отдельных работ, и если все это будет воплощено в жизнь, то вскоре мост предстанет в обновленном виде.

Во второй половине 60-х годов прошлого века, когда в Могилеве полным ходом шло возведение химического гиганта социалистической индустрии — крупнейшего в тогдашней Европе комбината синтетического волокна, ударными темпами в 1967 году был сооружен еще один железобетонный мост, который соединил город с его быстрорастущей заднепровской частью и самим комбинатом. На этот мост (горожане именуют его «шмидтовским») выпала основная часть грузоперевозок за последние четыре десятилетия, и именно он в прошлом году был поставлен на капитальный ремонт.

Уже в наше время был сооружен крайне необходимый городу мост, соединивший северную часть Могилева с автозаводом им. С.М. Кирова и крупным жилым массивом по проспекту Димитрова. Сооружение моста позволило улучшить решение транспортной проблемы, а если через мост будет проведена троллейбусная линия от Казимировки до автовокзала и удастся закольцевать троллейбусные маршруты через старые и новый мосты, то отпадет и надобность во многих автобусных сообщениях.

Нельзя обойти вниманием и железнодорожный мост, построенный в 1936 году. Через него по линии Могилев—Кричев и далее на Рославль и Вязьму можно попасть в центральные районы Европейской России. Думаю, что этому мосту уготовано долгое экономическое будущее. И все-таки именно железобетонный мост постройки 1959 году постоянно находится в поле зрения могилевчан, ведь именно через него в городе проходит наибольшая часть пассажирских потоков. Когда идешь по этому мосту, то немного вниз по течению можно видеть нижнюю часть свай старого деревянного моста 1860 года постройки Николая Ястребского. Старое и новое находятся рядом.

Борис СИДОРЕНКО, краевед.

”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

08.12.2017 - 09:54 | Могилевская область 15 января отметит 80 лет со дня основания. По страницам истории

15 января 1938 года на карте огромной тогда страны - Советского Союза - появилась Могилевская область. Решение об ее образовании приняла первая сессия Верховного Совета СССР. Начался отсчет современной истории Приднепровского края.

07.12.2017 - 11:12 | В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси

В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси.

22.11.2017 - 10:53 | В Кировском районе поисковики обнаружили останки советских самолетов, сбитых летом 1941-го

В Кировском районе в ходе поисковой экспедиции могилевские историки и краеведы обнаружили фрагменты одного из советских самолетов, сбитых здесь фашистами летом 1941 года. Всего между деревнями Зеленая Роща и Забуднянские Хутора в самом начале Великой Отечественной немцы уничтожили 4 бомбардировщика СБ-2… Благодаря воспоминаниям очевидцев-старожилов поисковикам удалось установить уже несколько имен погибших летчиков.

14.11.2017 - 11:53 | Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года

Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года. Об этом сообщили в МГУ им. А.А. Кулешова.

10.11.2017 - 11:28 | Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова»

Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова». Мероприятие приурочено к 102-летию со дня рождения писателя, сообщили корреспонденту сайта в общественном объединении «Русское культурно-просветительское общество».

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения