Вверх

Вы здесь

Коляды: история праздника

Коляды - древний славянский праздник, который на протяжении столетий занимал среди народных обрядов и празднований первое место в году и продолжался несколько дней. За прошедшие тысячелетия в нем тесно переплелись языческие и христианские традиции.

Тесное переплетение древних народных и церковных традиций определило время начала Коляд и время их завершения. Началом для них стало Рождество Христово, а окончанием - Крещение. В результате всех хитросплетений истории в настоящее время католики Беларуси празднуют Коляды с 24 декабря по 6 января, а православные - с 6 по 19 января.

Колядам предшествовал довольно строгий шестинедельный пост, во время которого необходимо было придерживаться многочисленных ограничений в еде и поведении. В это время запрещались веселые и шумные игры детей и молодежи. Поэтому праздников ждали с большим нетерпением.

Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина - кутьи с разницей примерно в неделю. Сначала праздновали бедную (постную) кутью, затем богатую (щедрую), третья кутья снова была постной (водяной).

Название праздничных ужинов произошло от названия основного обрядового блюда - густой каши, приготовленной из толченого ячменя и заправленной медом, которую обязательно подавали на стол в конце трапезы. Кутья варилась из целых зерен и считалась символом бессмертия, вечной жизни. На все три кутьи каша варилась в одном и том же горшке. Готовить ее от начала до конца должен был кто-то один - сама хозяйка, невестка или замужняя дочь. Это должно было обеспечить семье единство и целостность на протяжении всего следующего года. Считалось, что кутья должна быть густой и клейкой. Это значило, что в наступающем году семья будет жить в согласии, и никто не умрет. Пробовать кашу во время приготовления запрещалось. Готовую кутью ставили до захода солнца в красный угол. При этом под горшочек клали сено, а сверху накрывали буханкой хлеба.

Перед Рождеством, первым днем Коляд, праздновали бедную (постную) кутью. Она справлялась с большой торжественностью и чаще называлась Великой. Так как торжество припадало на последний день поста, все блюда, которые подавались на стол, готовились без мяса и животного жира. Отсюда и название - бедная, постная. Количество блюд зависело от достатка семьи. Их могло быть и 5-7, и 9-12. В первую очередь готовили блины, квас с грибами, рыбу, овсяный кисель.

Стол перед рождественским ужином накрывали по-особому. Под скатерть обязательно клали сено. Этот обычай связан с историей появления на свет Христа, согласно которой сено было в яслях, в которые Мария положила младенца после рождения. В конце первого праздничного ужина с помощью этого сена гадали. Кто-нибудь из семьи вытягивал две травинки, поджигал их и подкидывал вверх. Если сухие травинки упадут, касаясь друг друга, считалось, что семья проживет год дружно; если рассыплются в разные стороны, то предполагали, что домочадцев настигнут болезни и личные недоразумения. Сено лежало под скатертью три дня, а затем его отдавали прямо из рук домашним животным.

Рождественский ужин начинался с восходом первой звезды. На середину стола хозяйка ставила горшочек с кашей и тарелку с блинами. Блины разрезали крест-накрест и таким образом освящали их. Хозяин зажигал свечу, читал молитву, затем ставил свечу в красный угол и первым садился за стол. По левую руку от него садилась мужская половина семьи, по правую - жена и дочери. Перед тем как приступить к трапезе, хозяин брал ложку кутьи и клал ее на подоконник или на порог. Это была дань уважения предкам, так как одно из золотых правил народной культуры гласит: "Прежде чем себе - предкам".

Первый день Коляд считался исключительно семейным праздником. Те, кто по разным причинам оказывался далеко от дома, стремились завершить свои дела и вернуться к рождественскому ужину. В народе верили: будем все вместе за священным столом, так же вместе и дружно проживем весь год.

На второй день Коляд начиналось колядование. С наступлением темноты собирались парни, переодевались в традиционные маскарадные костюмы и с песнями-поздравлениями обходили по порядку все дома. Возглавлял компанию "поводырь" - старый седой дедок, который водил на поводке "козу". Кроме них, в компании колядовщиков были музыкант, запевала, мехоноша и "цыган". Все одевались в вывернутые кожухи, "цыгане" вымазывали лицо сажей, повязывали цветные платки.

Колядовщики заходили во двор и начинали петь. Каждая семья ждала этого момента, поэтому хозяин быстро выходил на крыльцо и приглашал гостей в дом, где разворачивалось настоящее театральное представление. Главной героиней его была коза - в древней славянской мифологии она была символом плодородия и благополучия семьи. Она бросалась то на колядовщиков, то на хозяев, пыталась рогами пободать детей. Потом внезапно затихала и падала на пол. Колядовщики бросались к козе, пытались оживить ее. Но ничего не выходило. И тогда кто-то начинал песню со славами: "Ой, пан ідзе, каляду нясе, тры кускі сала, каб каза ўстала". Услышав это, хозяйка шла в кладовку и выносила колядовщикам угощение. Увидев подарки, коза "оживала". Гости с прощальной песней покидали дом.

Ритуальная смерть козы символизировала собой окончание (смерть) старого года, в котором желательно было оставить все семейные неурядицы, болезни, потери, обиды. Оживление козы было символом начала нового года, новой жизни.

Считалось большим неуважением и предвестием разных бед для семьи, если колядовщики по какой-либо причине не зашли. Правда, было одно исключение. По древней традиции не заходили в дом к тем, у кого не прошло еще года со смерти кого-либо из домочадцев.

В древности переодетых колядовщиков воспринимали как души умерших предков, которые возвращались в деревню, заглядывали в каждый дом и желали знать, как живут их потомки. Необычные гости посещали живых в необычное время - на границе старого и нового года. Пожелания благополучия колядовщиками - это пожелания душ предков, ушедших хозяев земли. Именно поэтому таким долгожданным гостям невозможно было отказать в подарках.

Со времени распространения христианства колядование начало приобретать другой смысл. Колядовщики стали восприниматься как древнеиудейские волхвы, бывшие свидетелями явления на небе звезды, которая привела их к месту рождения Сына Божьего. Теперь они ходили по деревням и оповещали о чудесном событии - Рождестве Христовом. А путь к каждому дому, который воспринимался как место обитания Бога, веры, надежды, любви, освещала и показывала Вифлеемская звезда, ставшая обязательным атрибутом обряда.

В вечер перед Новым годом (у православных - перед "старым" Новым годом) праздновали богатую, или щедрую кутью. На этот раз каждая хозяйка стремилась приготовить как можно больше мясных блюд, чтобы встретить Новый год в полном достатке и чтобы весь предстоящий год был сытым. И в этот вечер в домах ждали необычных гостей. В деревнях по избам ходили девушки и проводили обряд щедрования. Они выбирали самую красивую среди подружек, наряжали ее в праздничный наряд, на голову надевали венок, украшенный лентами. Девушку-красавицу называли "щедрой". Если она заходила в дом, то это сулило хозяевам в новом году богатую жизнь, щедрый урожай, сохранение домашнего очага. Во время обхода деревни девушки пели те же песни, что и парни-колядовщики на первую кутью. На следующее утро к обрядовым обходам подключались самые маленькие - деревенские мальчишки, которые исполняли обряд "Засеўкі" ("Засевание").

Все вечера во время Коляд считались святыми. Как только заходило солнце, люди переставали работать. В такие вечера парни и девушки гадали на будущее, собирались на игрища. Приглашали музыкантов, приносили угощения и устраивали веселье с танцами, песнями, загадками, играми. Среди игр абсолютно уникальной является "Женитьба Терешки", которая была распространена на территории, где некогда проживали полочане. Смысл игры заключается в том, что выбранные из старших участников "мать" и "отец" соединяют парней и девушек в пары (женят их). Игра сопровождается танцами, веселой суетой, колядными припевками.

Последней в праздновании Коляд была третья кутья, которая отмечалась накануне Крещения. Этот ужин не был долгим. Люди ели торопливо, надеясь, что летом так же быстро управятся с основными полевыми работами. Заканчивалось застолье необычной, шуточной игрой-обрядом. Хозяйка брала кочергу и слегка ударяла ею хозяина. Тот быстро падал. А хозяйка тем временем говорила: "Каб так хутка снапы ў час жніва падалі". На этом Коляды заканчивались, и люди приступали к своей повседневной работе.

Коляды остались любимым праздником для многих белорусов и в наше время. Многие уникальные колядные традиции, которые сохранились в различных регионах страны, признаны историко-культурной ценностью республики. Среди них обряд "Шчодрык" деревни Рок Солигорского района Минской области, где музыкальный коллектив деревни собрал многочисленные уникальные песенные поздравления для хозяина и его семьи с Колядами.

В 2009 году белорусский обряд "Колядные цари" деревни Семежево Копыльского района Минской области был внесен в Список мирового нематериального культурного наследия. Обряд зародился в XVIII веке. В это время солдаты и офицеры русской армии ходили по деревенским домам и поздравляли хозяев с праздником, показывали представления и просили дары. Затем традиции переняли деревенские ребята - они стали одеваться в карнавальные костюмы, напоминающие военную форму (эти персонажи получили прозвище "цари"). Процессия "царей" на Щедрый вечер (с 13 на 14 января) посещает дома крестьян и разыгрывает драму "Царь Максимилиан". После представления происходит традиционное поздравление хозяев дома и одаривание участников обряда. С наступлением темноты "цари" зажигают факелы, что придает обряду необычайную зрелищность. Этот уникальный обряд был обновлен в 1997 году и проводится по сей день. Он является нематериальным проявлением творчества, уклада жизни только жителей деревни Семежево.

И семью, и народ сплачивают воедино традиции, которые передаются из поколения в поколение. Отмечать Коляды - одна из таких красивых древних традиций.

БЕЛТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

08.12.2017 - 09:54 | Могилевская область 15 января отметит 80 лет со дня основания. По страницам истории

15 января 1938 года на карте огромной тогда страны - Советского Союза - появилась Могилевская область. Решение об ее образовании приняла первая сессия Верховного Совета СССР. Начался отсчет современной истории Приднепровского края.

07.12.2017 - 11:12 | В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси

В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси.

22.11.2017 - 10:53 | В Кировском районе поисковики обнаружили останки советских самолетов, сбитых летом 1941-го

В Кировском районе в ходе поисковой экспедиции могилевские историки и краеведы обнаружили фрагменты одного из советских самолетов, сбитых здесь фашистами летом 1941 года. Всего между деревнями Зеленая Роща и Забуднянские Хутора в самом начале Великой Отечественной немцы уничтожили 4 бомбардировщика СБ-2… Благодаря воспоминаниям очевидцев-старожилов поисковикам удалось установить уже несколько имен погибших летчиков.

14.11.2017 - 11:53 | Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года

Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года. Об этом сообщили в МГУ им. А.А. Кулешова.

10.11.2017 - 11:28 | Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова»

Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова». Мероприятие приурочено к 102-летию со дня рождения писателя, сообщили корреспонденту сайта в общественном объединении «Русское культурно-просветительское общество».

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения