Рус Бел Eng 中文

Аргентинское наследие Константина Гедды – в Могилеве

Имя художника Константина Гедды, жившего в Могилеве в довоенные годы, известно ценителям прекрасного, которые видели его работы в Могилевском областном художественном музее им. П.В. Масленикова. Яркие сочные цвета одухотворяют жанровые сценки из жизни белорусских крестьян и аргентинских ковбоев—гаучо. На акварелях красуются и статные лошади, которых особенно любил изображать Константин Николаевич. Для историков и краеведов представляет интерес работа, на которой среди пышной зелени уютно расположился Иосифовский кафедральный собор.

Рисунки довоенного города

Зал Константина Гедды, который рисовал с натуры Могилев в 1920-е и 1930-е годы XX столетия, действует в художественном музее с 2008 года. Его открытию предшествовала персональная выставка художника: 84 работы — акварели, рисунки, картины — поступили десять лет назад в дар из Аргентины от дочери мастера Ирины Гедда с помощью двоюродного брата Олега Макаренко, живущего в нашем городе.

До той поры в Беларуси о Константине Николаевиче по большому счету знали только специалисты, поскольку в нашей стране его произведения можно было пересчитать по пальцам. Отдельные акварели хранятся в Национальном художественном музее в Минске, несколько живописных работ имеются в Национальном научно-просветительском центре им. Ф. Скорины.

«В Могилевском областном краеведческом музее имени Евдокима Романова находятся рисунки Гедды небольшого формата, но они ценны изображением с документальной точностью Могилева конца 1920 годов — с храмами, деревянными домами, украшенными резьбой: «Вид старого города с моста», «Вид на синагогу», «Вид резных ворот», «Городской пейзаж», «Вид с колокольни», — рассказала заместитель директора художественного музея по научной работе Светлана Строгина.

Год назад умерла дочь художника Ирина Гедда. В 2013 г. Посольство Республики Беларусь в Аргентинской Республике передало в адрес Могилевского художественного музея документы семейного архива мастера. Ожидается и поступление художественного наследия Константина Николаевича, который последние тридцать лет жизни находился в Аргентине.

Семья мирового судьи

Архивные материалы семьи проливают свет на жизнь и творчество художника, имя которого для могилевчан практически возвращено из небытия.

«Константин Гедда, несомненно, талантливый художник. Он занимает особое место в истории искусства Беларуси, особенно в области анималистического жанра (изображение животных)», — считает Светлана Строгина.

Документы из семейного архива позволяют более подробно узнать о родителях Константина Николаевича, его жизненном пути. В ближайшем будущем самые интересные займут достойное место в зале работ К.Гедды.

Его отец, Николай Гедда, имел юридическое образование, служил мировым судьей. Из Аргентины прибыл отцовский паспорт, выданный члену Могилевского уездного суда в 1909 году. Ранее Николай Николаевич служил в Вильно, где родился в 1891 году будущий художник.

Имя Николая Гедды для могилевчан имеет значение в связи с тем, что действительный статский советник входил в состав временного строительного комитета по возведению в Могилеве церкви Трех Святителей: в 2014-м будет праздноваться столетие освящения собора.

В годы советской власти Николай Николаевич с женою проживали у своего сына Бориса.

В паспорт отца оказался вложен больничный листок, выданный врачом в связи с осмотром 15 января 1919 года. В том же году бывший судья умер в 66-летнем возрасте из-за болезни сердца.

«Николай Николаевич, его супруга и двое их детей похоронены на Мышаковском кладбище, — пояснила Светлана Строгина. — О матери художника рассказывает копия аттестата выпускницы Санкт-Петербургской музыкальной школы им.Ф.Руссо, дочери бухгалтера Екатерины Густавовны Липпойн, окончившей курс по классу игры на фортепиано с оценкой «очень хорошо».

Могилевский период

С переездом семьи в Могилев Константин Гедда, согласно свидетельству ученика, обучался с 22 августа 1909 г. по 5 июня 1910 г. в дополнительном классе Александровского реального училища. Имеется даже часть документа с подписью классного руководителя Б.Кленце. После переезда семьи в Санкт-Петербург Константин Николаевич брал уроки в городе на Неве в частной художественной школе М.Д.Берштейна, затем поступил в престижное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время учебы участвовал в ученических выставках. С началом Первой мировой войны побывал на фронте в составе студенческого санитарного отряда. После окончания училища в 1918 г. Константин Николаевич вступает в профессиональный союз художников-живописцев Москвы «Сожин». В связи с наступившим голодом Константин Гедда вернулся в знакомый Могилев, где и осел более чем на два десятилетия.

«Константин Николаевич работал учителем рисования в Могилевской средней школе № 2», — отметила Светлана Строгина.

Вначале жизнь в провинции обрывает связи К. Гедды с художественной общественностью. Лишь в 1930-е годы, установив прочные контакты с Историческим музеем, мастер посвящает себя творчеству. Произведения К.Н.Гедды, погибшие вместе со зданием Исторического музея в начале Великой Отечественной войны, известны по фотографиям — историческое полотно «Восстание Наливайко», «Дуэль Пушкина», «Атака конницы», картина «Цыган на базаре покупает лошадь». В 1939 г. для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве художник нарисовал большое живописное полотно «Табун лошадей», работал над картиной «Первая конная» (1940).

В составе поступившего архива имеются документы, свидетельствующие о получении Константином Геддой государственного заказа на создание для республиканской выставки, посвященной 25-летию советской власти, картины на тему «У знатного конюха»: договор с Управлением по делам искусств БССР и письмо из областного земельного отдела заведующему Пропойским райзо тов. Степанову об оказании содействия художнику при работе над этюдами к картине в колхозе «Октябрь» и других хозяйствах. На письме написано о прибытии К.Гедды в «Октябрь» 10 мая и выбытии 12 мая 1941 года.

В то время знатным конюхом в Пропойской волости называли заведующего колхозной конефермой, одной из лучших в Белоруссии, участвовавшей в ВДНХ, депутата Верховного Совета СССР Никиту Ермолаевича Ботовкина. Впечатления, полученные на конеферме, подпитывали творчество художника, любившего изображать лошадей, все последующие годы его жизни. Госзаказ, срок исполнения которого датировался 1 августа 1942 года, судя по всему, мастер так и не выполнил.

Известно, что в годы войны художник зарабатывал на хлеб иконописью, выполняя работы для храмов.

Жизнь в эмиграции

В 1944 году с военными беженцами семья Константина Гедды вначале оказалась в Праге, затем в Австрии, где Константин Николаевич участвует в выставках, в качестве театрального художника сотрудничает с эмигрантским театром русских артистов. Поиски лучшей доли в 1948г. приводят семью Гедды в Аргентину — в провинциальный городок Сан-Исидоро.

Память возвращала его в прошлое: К.Гедда пишет акварели с белорусскими мотивами—«Уборка сена», «У колодца», «Ярмарка», «Белорусский крестьянин». На картине «Тройка» с пролеткой, запряженной белыми конями, цыганистым кучером, в пассажирах угадываются царственные особы. Запечатлевает художник и аргентинскую действительность, рисуя простых людей. В те годы мастер плодотворно работает над созданием более сотни иллюстраций к книгам русского писателя-эмигранта Н.Д.Коротеева: «Ярлык великого хана», «Карач-Мурза», «Железный хромец» и др. В 1953 году выставка работ Константина Гедды состоялась в престижной галерее Буэнос-Айреса –Ван-Риэль, что было для художника дорогим удовольствием. Еще одна выставка экспонировалась в школе.

Художник, творчество которого состоит из двух периодов—могилевского и аргентинского, — ушел из жизни в марте 1977 года.

Дочь Ирина стремилась к возвращению творческого наследия отца на его Родину, передав в 1990 г. в дар Советскому фонду культуры пять работ. В официальном письме председатель фонда академик Дмитрий Лихачев благодарит за участие в деле сохранения и приумножения богатств отечественной культуры, которое является долгом перед будущими поколениями.

Людмила Гришанова, ”Могилевские ведомости”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

23.05.2018 - 10:24 | В Кричеве во дворце Потемкина открыли «Зал афганской славы»

Во дворце Потемкина в Кричеве открыли «Зал афганской славы». В торжестве приняли участие представители райисполкома, Совета депутатов, общественных организаций, ветераны пограничных войск, и, конечно, те, кто прошел Афганистан.

22.05.2018 - 09:06 | Памятный знак в честь 100-летия пограничных войск появился в Кричеве

В парке Победы Кричева открылся памятный знак в честь 100-летия образования пограничных войск. Мемориал появился по инициативе районной общественной организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» при поддержке местного райисполкома.

21.05.2018 - 12:19 | Беларусь примет мото-автопробег «Победа без границ»

На территории стран СНГ, в том числе и в Республике Беларусь, проходит Международный патриотический мото-автопробег «Победа без границ» памяти всех воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, по местам боевой славы Панфиловской дивизии.

15.05.2018 - 09:41 | Поисковый клуб «ВИККРУ» нашел точное место легендарной битвы при Головчине 1708 года

Вышел 11-й выпуск военно-исторического сборника «Могилевский поисковый вестник».

28.04.2018 - 13:03 | В Славгородском районе проходит краеведческая поисковая экспедиция «Днепровский рубеж»

Поисковая краеведческая экспедиция «Днепровский рубеж» работает в Славгородском районе. Здесь, на берегах Сожа в 1941 году мужественно сражались воины 20-го стрелкового и 25-го механизированного корпусов Красной Армии. При попытке вырваться из вражеского окружения и штурме немецких укреплений в Славгороде в июле 1941 года сотни красноармейцев и командиров погибли, тысячи пропали без вести, попали в плен.