Вверх

Вы здесь

Кутюр от шинели

Бобруйское ОАО «Славянка» — крупнейшее швейное предприятие страны. В удобные и красивые костюмы от него одеваются школьники Беларуси и России. Плащи и женские пальто носят модницы Финляндии и Франции. В мужских куртках щеголяют по улицам Берлина. Продукция узнаваема далеко за пределами Беларуси. Но вот парадокс: хотя в будущем году фабрика отметит свое 85–летие, брэнд «Славянка» стал известен сравнительно недавно.

В далеком 1930 году в Бобруйске произошло слияние пяти местных швейных артелей в мини–холдинг. Так появилась швейная фабрика им. Дзержинского. Специализировалась на пошиве брюк для форменной одежды. Заказов было море. В те годы в униформу одевались представители чуть ли не всех профессий. Работа была крайне напряженной. Не буду приводить никаких цифр. Скажу лишь, что газета, издававшаяся на предприятии, называлась «На штурм!». Название говорит само за себя... Как бы то ни было, но спустя 10 лет после запуска технологического потока на фабрике выпускалось уже 10 процентов от всех швейных изделий, производимых в Белоруссии. В советские времена предприятие в первую очередь ориентировалось на выполнение заказов Министерства обороны СССР: в год здесь изготавливался миллион комплектов одежды для армии. Однако с развалом Союза такое количество униформы оказалось не нужно. Фабрике пришлось «демилитаризироваться»: с 1992 года ее переименовали в производственно–коммерческую фирму «Славянка». В 2000–м сделали открытым акционерным обществом. Единственным направлением работы стал пошив верхней одежды для детей и взрослых. Любопытная деталь: в ОАО нет доли государства. Как нет и некоего олигарха, владеющего контрольным пакетом. Акции в руках у настоящих и бывших работников предприятия — всего 1.500 человек. Максимальное количество, сосредоточенное в одних руках, — 3 процента акций.

Несколько лет назад в бутиках Парижа и Берлина в преддверии летнего сезона в продаже появились мужские ветровки под торговой маркой Pierre Cardin (по цене 300 — 400 евро за единицу). Покупатели, возможно, думали, что шились они где–нибудь в пригороде Парижа или Милана. На самом деле эксклюзивная одежда для богатых людей (так называемый стиль прет–а–порте) поступила в магазины из Бобруйска...

«Славянка» получала заказы от известнейших в мире фирм. И шила одежду под известными брэндами. Немецкая фирма Ahlers Pierre Cardin (владеющая правом пользоваться торговой маркой знаменитого кутюрье) присматривалась к бобруйской фабрике достаточно долго. А потом появился первый заказ — бобруйчане должны были пошить три тысячи курток в стиле сафари. Вскоре заказчик предложил бобруйскому ОАО изготовить десять тысяч мужских пальто от Кардена.

Шились на «Славянке» спортивные костюмы, куртки, шорты фирмы Nike. Первому заказу предшествовало тщательное изучение предприятия специалистами международного консорциума. У Nike оказались очень жесткие требования не только к качеству выпускаемой продукции, строгому соблюдению технологии, но и к условиям труда на предприятии, соблюдению правил пожарной безопасности, производственной санитарии. Специалисты фирмы даже проверяли, насколько хорошо рабочие знают собственные права, чтобы в случае необходимости могли их защищать. Все замечания, которые получала «Славянка», моментально устранялись. И так — на протяжении полутора лет. Окончательную проверку на соответствие требуемому уровню проводила одна из самых известных в мире аудиторских фирм Price Wother House Coopers. Лишь после того как она дала добро, в Бобруйске начали шить спортивную одежду с логотипом Nike.

Сотрудничала «Славянка» и с другими всемирно известными производителями. Со знаменитым Adidas, например. По заказу одного из самых популярных кутюрье Сони Рикель выпустили партию женских пальто. Среди партнеров бобруйчан английская Shani и финская Finn–Flare. Несколько лет назад на складе готовой продукции довелось увидеть мужские брюки, выпущенные под международной торговой маркой Hamilton.

Сегодня «Славянка» уже не сотрудничает с именитыми брэндами. Труд ее работников стал дороже. Потому производители размещают заказы в Юго–Восточной Азии. Но фабрика получила бесценный опыт. Плюс заработала деньги, освоила современные технологии, увидела тенденции в дизайне. Все это применяется при выпуске продукции, ориентированной на внутренний рынок.

Досок почета существует множество — областных, городских, районных, тех, что принадлежат отдельным предприятиям. ОАО не стало строить какие–то сложные конструкции. А разместило доску Почета на своем сайте. Теперь здесь можно увидеть имена работников «Славянки», награжденных орденами и медалями, узнать о лучших производственных бригадах, людях, чей труд отмечен грамотами. Причем не за последнее время — за всю историю открытого акционерного общества.

По словам директора предприятия Теймураза Бочоришвили, у виртуальной доски Почета одновременно две функции. Во–первых, это средство морального стимулирования. Кроме того, есть здесь и коммерческая составляющая, призванная повысить посещаемость сайта. Директор не исключает, что кто–то, чье имя появится среди награжденных, обязательно расскажет об этом друзьям и знакомым. Те зайдут на страничку предприятия. И кроме того, что посмотрят доску Почета, познакомятся и с продукцией предприятия. Так, глядишь, у «Славянки» появятся и новые клиенты.

Комфорт инноваций

Накануне нового учебного года выбор школьной формы как в магазинах, так и на рынках огромный. Но только бобруйское ОАО «Славянка» приступило к пошиву одежды для школьников, не имеющей аналогов в мире — со встроенными... термометрами. Причем градусниками не ртутными или спиртовыми, которые разбиться могут. Речь идет о пластиковых полосках. Пришитые к подкладке, они в зависимости от изменения температуры меняют цвет шкалы. Хотя и пошиты эти костюмы делового стиля для школьников младших классов, новинка в первую очередь ориентирована на их родителей. Чтобы папы и мамы могли легко проверить, здоров ли их ребенок. Для этого надо всего лишь посмотреть на градусник на одежде малыша, в которой он вернулся из школы.

Термометр, вшитый в школьную форму, не первая инновационная новинка «Славянки». Не так давно бобруйские швейники удивили покупателей, выпустив форму с кармашками для сотовых телефонов, которые сделаны из ткани, экранирующей электромагнитное излучение. Из такого же материала изготовлены сумочки, идущие в комплекте к девичьей форме. Бобруйчане предлагают покупателям еще и необычную школьную форму — одежду–трансформер. Это когда за счет различных новаций может меняться объем в талии. По сути, речь идет о костюмах на вырост, которые большими не будут изначально.

Год и вся жизнь

Валентина Филиппович пришла работать на «Славянку» в сентябре 1970–го. После того как не поступила в нархоз. Думала, поработает год и вновь подаст документы в вуз. Но осталась — работает швеей. Говорит, фабрика будто привязала к себе — на 44 года... Хотя первое время боялась, что не справится. Сегодня Валентина Ивановна не без улыбки вспоминает свой первый рабочий день. Посадили ее за швейную машину, дали кусок ткани и предложили сделать строчку. Валя на тот момент швейную машину с электродвигателем первый раз в жизни увидела. Нажала ногой на педаль, а агрегат и уехал от начинающей швеи. Поставили Филиппович на глажку. И первое время там у нее случилась запарка: до потолка изделия скапливались, что погладить надо было. Сегодня о всех казусах ветеран предприятия вспоминает с улыбкой.

Начальник раскройного цеха Лариса Сычева, как и Филиппович, думала год отработать на фабрике. А потом уйти. Но что–то не пустило. Так и работает в ОАО уже 30 лет. Вспоминает, как сложно было раньше. Ткани раскраивались вручную: основным инструментом раскройщика была колодка с установленным в нее лезвием. Сегодня — после модернизации — все процессы автоматизированы. Работать стало намного легче. Да и качество заметно улучшилось. Но человека самые современные механизмы все равно не заменят. Шили лет 5 назад на «Славянке» шифоновые платья. Раскладывают материал, а он шевелится от малейшего дуновения воздуха. И что сделать? Рабочие быстро нашли решение — сбрызгивали материал лаком для волос, быстро сушили феном, а потом уже кроили.

«Советская Белоруссия»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

06.12.2017 - 15:27 | Кооперация позволяет предприятиям достичь высокой эффективности производства - Руслан Страхар

На современном этапе развития кооперация представляет собой действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и имеющихся ресурсов. Такое мнение высказал сегодня на межрегиональной конференции «Кооперация производства, бизнеса и науки в промышленности: успехи, проблемы, перспективы» председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Руслан Страхар.

13.11.2017 - 10:03 | Повышать престиж науки и образования нужно за счет экономического стимулирования ученых - мнение

Повышать престиж науки и образования нужно в том числе за счет экономического стимулирования ученых с учетом их эффективности. Такое мнение высказал корреспонденту делегат II Съезда ученых Беларуси, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» доцент Белорусско-Российского университета Александр Щур.

04.11.2017 - 09:26 | Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы - мнение

Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы. Такое мнение высказали супруги Непес и Ольга после приема, который провел в Совете Министров руководитель Министерства здравоохранения Валерий Малашко.

26.10.2017 - 09:17 | Фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен - Ирина Дрига

Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен, сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

25.10.2017 - 16:37 | Презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами - дипломат

Комплексные презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения