Рус Бел Eng

Луполовский пятачок

Передо мной лежит на столе медная монета достоинством в пять копеек, датированная 1911 годом. Так называемый «классический пятак Николая II»: с номиналом на лицевой стороне и сплетением лавровой и дубовой ветвей, а на обратной — с двуглавым орлом, держащим скипетр и державу. Таких пятаков Санкт-Петербургский монетный двор выпустил в 1911 году более 3,8 млн. штук. Монета, которую рассматриваю, имеет свою историю.

Клад в стене

Как рассказал мой коллега, пятак находили дважды. Первый раз пятикопеечная монета попала в руки его отца, когда тот был школьником.

— Отец жил тогда с родителями в частном доме на Луполово — в переулке Крайнем, — говорит Александр. — Как все мальчишки, был очень любознательным. Луполовских пацанов как магнитом притягивали руины Петропавловской церкви, находившейся в районе теперешней гостиницы «Турист». Отец вспоминал, что когда церковь сносили, кто-то заметил в алтаре в стене отверстие. Резонно рассудили, что где-то рядом может находиться тайник. Дети стучали металлическими прутьями по кирпичной кладке. Когда услышали характерный звук, свидетельствующий о пустоте, сообщили строителям. Взрослые разломали стену и обнаружили нишу, а в ней — горшочек с монетами, две сабли и ружье. Деревянный оклад ружья сгнил, осталась только металлическая часть. У сабель истлели кожаные ножны. На клинках, как чулочки, висели золотые нитки, которыми были прошиты ножны. В горшке вместо ожидаемого золота лежали медные монеты. Их взрослые и дети разбирали пригоршнями на сувениры. Несколько досталось и отцу. Однажды дедушка выбросил эти монеты в огород, разозлившись, когда отец со старшим братом притащил домой гранату. Во второй раз пятак выкопали в середине 70¬х, когда делали грядки. Еще отец говорил, что после тех находок в церкви по Луполово ходили милиционеры и расспрашивали, кто и что нашел…

Казалось бы, какой смысл был в том, чтобы прятать медные копейки? Каждая монета являлась не просто денежным средством, а жертвой верующих людей на нужды своего храма. Видимо, на всякий случай прятали то, что оказалось под руками.

Шашку и саблю сдали в музей

Петропавловскую церковь сносили в 1958 году. Этим же годом обозначено поступление в Могилевский краеведческий музей двух экспонатов — шашки и сабли, сданных могилевчанином Картаусовым, который сообщил, что холодное оружие найдено при сносе храма. Таким образом, история, рассказанная коллегой, нашла свое реальное подтверждение. Ныне находки из Петропавловской церкви выставлены в музейной экспозиции, посвященной революционным событиям в Могилеве. Прямо над ними красуется лозунг «Вся власть Советам!» Судя по внешнему виду, шашка и сабля — офицерские: на головке эфеса присутствует вензелевое изображение имени Николая II.

Характерной особенностью Заднепровья XIX века является размещение на его территории военного лагеря, отведенного для четырех полков 16 пехотной дивизии — Владимирского, Суздальского, Углицкого и Казанского и 16 артиллерийской бригады. Нынешняя улица Гагарина раньше называлась Лагерной. Многие военнослужащие вступали в брак с луполовчанками, венчаясь в Петропавловском храме. Много военных было и среди прихожан этой церкви. Памятью об этом осталась на века икона Божией Матери «Млекопитательница», на дубовом киоте которой сохранилась памятная надпись о том, что она «сооружена манчжурскими воинами Петропавловской парафии» с перечислением имен жителей Луполово, участвовавших в Русско-японской войне. После закрытия церкви икона была передана в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Вейно. Кстати, иконостас из Петропавловской церкви и храмовая икона святых Петра и Павла оказались в Борисо-Глебском храме. Не потому ли, покидая Могилев и надеясь вернуться, военные доверили свое оружие на сохранность церкви?!

Святые с бородами крестьян

Деревянная Петропавловская церковь была построена в 1649 году. К XVII веку относится застройка Задубровенского предместья и частично Луполово. В этом году исполняется 245 лет со времени закладки каменного храма (1749 г.). На его украшение жертвовала 500 рублей императрица Екатерина II. Об истории росписей церкви, ставшей украшением Заднепровья, упоминается в книге М. Кацера «Народно-прикладное искусство Белоруссии от первобытно-общинного общества до 1917 года»: «Живопись храма, покрывшая барабан и купол, ярусы и части стен боковых нефов, отличалась исключительной монументальностью. Приземистые и толстые фигуры святых, одетых в просторные одеяния, напоминающие белорусские суконные армяки (свитки), хорошо вписываются в простенки, обрамленные массивными пилястрами».

Как рассказывал 92-летний дьячок этой церкви Мацкевич, росписи эти были выполнены его дедом маляром Степаном Свирней еще до освобождения крестьян от крепостной зависимости, когда Мацкевичу было менее десяти лет. Художник Степан Свирня был крепостным помещика. Чтобы искупить какой-то большой грех, помещик приказал крепостному Степану расписать церковь. Все фигуры святых этой церкви напоминали собой белорусских крестьян с длинными бородами в длинных свитках. Прихожане любили свой храм и жертвовали для него кто что мог. В «Могилевских епархиальных ведомостях» в 1909г. напечатано сообщение о том, что Архипастырское благословение преподано бывшему церковному старосте Могилевоградской Петропавловской церкви мещанину Петру Сторожевичу за пожертвование для нее запрестольного металлического креста.

Петропавловскую церковь закрыли в 1928г., как написано в архивных документах — «общим собранием граждан».

С молитвою Петру и Павлу

В Могилеве еще живут люди, которые были прихожанами Петропавловской церкви.

— Пять моих теток, мамин брат, родители — все ходили в церковь, —свидетельствует луполовчанка Зоя Заблоцкая. — Во время войны там служила наша соседка Ульяна Щерба. Как-то она говорит маме: «Дай девочек алтарь помыть». Так мы с младшей сестричкой Надеждой стали прибираться в алтаре. Мне было 12 лет, а Надя — на два года моложе. В Петропавловском храме в войну служил слепой священник Иоанникий. Батюшка давал нам за уборку по булке хлеба и сахару в мешочке. Тогда с продуктами было плохо: за солью я ходила на кожзавод через мост, на котором стоял часовой.

Для могилевчанки Лидии Ганц воспоминания о Петропавловской церкви связаны с началом Великой Отечественной войны:

— На Чаусской раньше была маслобойка, где изготавливали подсолнечное масло. Вот в первые дни войны я пошла туда масла набрать. Миновала церковь, подхожу ближе к базару, — бегут люди, кричат, что от автозавода немцы заходят. Я побежала обратно, заскочила в храм Петра и Павла. Посидела там, вспомнила, что дочку оставила во дворе. Надо к ней бежать. Возле дороги стоят наши солдаты: «Что бежишь? Ложись, а то подстрелят». А я все равно бегу к дочке. Бегу и молюсь. Вспоминаю Петра и Павла. Во время войны церковь действовала, а закрыли ее после Победы. Несмотря на многочисленные подписи под обращениями граждан, просивших об открытии храма, чиновники признали его здание аварийным и приговорили к сносу. Старожилы рассказывают о том, что прохожие слышали, как в 1950¬е годы из закрытой церкви доносилось ангельское пение.

Тайны подземных ходов

Педагоги школы №6, которая находится по соседству с местом, где прежде стоял Петропавловский храм, сняли любительский фильм с воспоминаниями коренных жителей Луполово. Долгожитель Крючков рассказывал о подземных церковных ходах. О том, как после войны один из его одноклассников, играя в церковных стенах, провалился под землю, а они, пытаясь спасти приятеля, полезли в яму и увидели проход в полтора метра шириной и высотой в два метра. «Там стены были побеленные, а вдоль стояли какие-то лавки, — рассказывал он. — Было темно и жутковато, но мы прошли метров сто, дальше был обвал». Крючков рассказывал еще об одном похожем случае, когда провалился грузовик с яблоками, который доставали с помощью крана. В помещении метра два с половиной в ширину, куда провалился грузовик, тоже были побеленные стены и стояло что-то типа лавок…

«Вставить пять копеек», — принято говорить о ситуации, когда кто-то высказывает свое мнение. А еще бытует выражение — «Простой, как пять копеек». Вот такой «луполовский пятачок» получился при изучении старой монеты.

”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

15.05.2018 - 09:41 | Поисковый клуб «ВИККРУ» нашел точное место легендарной битвы при Головчине 1708 года

Вышел 11-й выпуск военно-исторического сборника «Могилевский поисковый вестник».

28.04.2018 - 13:03 | В Славгородском районе проходит краеведческая поисковая экспедиция «Днепровский рубеж»

Поисковая краеведческая экспедиция «Днепровский рубеж» работает в Славгородском районе. Здесь, на берегах Сожа в 1941 году мужественно сражались воины 20-го стрелкового и 25-го механизированного корпусов Красной Армии. При попытке вырваться из вражеского окружения и штурме немецких укреплений в Славгороде в июле 1941 года сотни красноармейцев и командиров погибли, тысячи пропали без вести, попали в плен.

11.04.2018 - 12:44 | 11 апреля по решению Организации Объединенных Наций отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

11 апреля по решению Организации Объединенных Наций отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

23.03.2018 - 10:04 | Митинги-реквиемы к 75-летию трагедии Хатыни прошли на Могилевщине

Митинги-реквиемы к 75-летию трагедии Хатыни прошли 22 марта на Могилевщине.

21.03.2018 - 09:57 | К 75-летию трагедии Хатыни в Кировском районе состоится областной митинг-реквием у мемориального комплекса «Памяти сожженных деревень Могилевской области»

Областной митинг-реквием, посвященный 75-летию трагедии Хатыни, состоится 22 марта в 12.00 у мемориального комплекса «Памяти сожженных деревень Могилевской области» (д.Борки Кировского района).