Вверх

Вы здесь

«Мусорный беспредел»

Сколько доводилось слышать от побывавших в дальних странах людей: «Ах, как там чисто!» Вот только один мой знакомый рассказывал: сосед по даче недавно прокатился на своем авто в Финляндию. По возвращении восторгался, какой на тамошних дорогах, площадках отдыха, в лесу порядок. У нас же, дескать, - грязь, мусор. А потом его машину увидели у съезда  с одной из дорог, ведущих в город. «Поборник чистоты» выбрасывал в кусты пакеты  с мусором, вывезенным с дачи...

По данным «Могилевавтодора», за 9 месяцев текущего года только в полосе отвода республиканских магистралей выявлены и ликвидированы 204 мусорные свалки, где скопилось 232,1 тонны мусора, еще 392,1 тонны убрано на обочинах дорог плюс 224,4 тонны  вывезено с автобусных остановок и транспортных площадок.

Конечно, постоянное захламление территорий  вдоль автодорог вызывает беспокойство природоохранителей, местных властей. К слову, ведомств, прямо или косвенно отвечающих за порядок там, немало. Это и дорожники, и местные органы власти, и лесное ведомство (вне полосы отвода), и комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, и санитарная служба, и ГАИ. Ведомств много, а «воз» мусора и поныне там! Конечно, в Административном кодексе имеется статья, предусматривающая штрафы за выброс мусора, несанкционированную свалку. Но как много реальных случаев наказания?

- За 9 месяцев с начала года нашими специалистами была проверена зона автодорог общей протяженностью свыше 79 тысяч километров, выявлено 242 нарушения, вынесено 119 предписаний (в основном лесникам и дорожникам), составлен 31 протокол, - говорит начальник отдела облкомитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Овчинников. -  Сумма штрафов за нарушения составила 16 миллионов 798 тысяч рублей. Административное наказание за выброс мусора - серьезное: на физическое лицо - до 50 базовых величин, на юридическое - до 1000. Но… Автомобилист заехал на площадку, выбросил мусор и уехал – сложно его поймать за руку. Ситуация с чистотой на дорогах и вдоль них, конечно, оставляет желать лучшего, но все-таки, надо сказать, она с каждым годом улучшается. Больше стало вдоль автотрасс обустроенных мест для отдыха. Кстати, лет 10 назад, когда они только начали появляться, было много случаев вандализма, не говоря уже о мусоре, хулиганы ломали беседки, скамейки и столики, даже жгли их. Сейчас  порядка - больше. Обнаруживаем мусор - предупреждаем и наказываем  работников лесничеств, которые обязаны следить за порядком в лесу.  Но ведь основная причина загрязнения территорий кроется в культуре поведения людей. Решать эту проблему надо всем миром: проводить беседы в школах, трудовых коллективах, показывать специальные ролики по телевидению…  

Ну, а тем временем за мусорный беспредел вместо конкретных нарушителей «отдуваются» чаще всего дорожники. Шутка ли, только «Могилевавтодор» на уборку и вывоз мусора за 9 месяцев текущего года потратил 5,5 миллиарда рублей! Которые могли бы пойти на ремонт и благоустройство магистралей, ведь главная задача дорожников - обеспечение безопасности. Это содержание дорожного полотна, скоростных полос, путепроводов, мостов, ограждений плюс поддержание в нормальном состоянии разметки, указателей, освещения и много чего другого.

- Наши дорожные организации размещают на площадках отдыха щиты с надписью «Не выбрасывая мусор в неустановленных местах, вы содействуете ремонту дорог», - говорит зам. генерального директора РУП «Могилевавтодор» Сергей Тылец. - Там установлены урны, контейнеры для мусора. Их очистка, а также уборка мест и площадок отдыха, на автобусных остановках проводятся 2 раза в неделю. Постоянно проводится патрулирование дорог, убираем мусор с обочин. Но, несмотря на все усилия дорожников, меньше его не становится. Особенно на выездах из городов. Водители и пассажиры покупают там напитки, мороженое, конфеты, а потом выбрасывают пластиковые бутылки, обертки, фантики, окурки  из окон автомобиля. По закону мы можем составить протокол, привлечь нарушителей к административному наказанию, но у нас, к примеру, нет права останавливать автомобиль. Наказывать за загрязнение дорог - есть такая статья - вправе ГАИ, но на каждом повороте милиционера не поставишь.

В  Могилевском лесохозяйственном объединении также отмечают, что больше всего мусора вокруг пригородных автотрасс. Естественно, работники лесхозов стараются  своевременно убирать места отдыха, планируют устанавливать близ таких площадок и камеры слежения, но пока их у лесников  - считанные единицы.  

- Надо развивать придорожный сервис, нужно, чтобы больше было площадок для отдыха, и ставить там следовало бы не маловместительные урны, а контейнеры для сбора мусора, - говорит инженер по охране леса Могилевского лесхоза Антон Осадчий. - К примеру, на дороге Р-123 близ Могилева нет ни одного контейнера. Урны же (если таковые  имеются) быстро заполняются…

У дорожников свои резоны. «Урны на площадках отдыха и автобусных остановках предназначены для мелкого мусора: конфетных фантиков, оберток, старых проездных билетов, - заметил Сергей Тылец, - но не для строительных и бытовых отходов, которые нередко там сваливают». Чаще всего, утверждают в «Могилевавтодоре», несанкционированные свалки образуются у лесозащитных полос, на остановочных пунктах именно вблизи дачных кооперативов. Возможно, это связано и с тем, что их председатели не могут организовать нормальный вывоз отходов со своей территории.

- А больше всего вблизи Могилева засоряется участок Гомельского шоссе до полигона твердых бытовых отходов «Милеевка», по которому ежедневно вывозит мусор «Спецавтопредприятие», - рассказывали в «Могилевавтодоре». - Однако природоохранные   органы выписывают штрафы не тем, кто мусорит, а тем, кто убирает. Случается, что мы сами выявляем и наказываем конкретных нарушителей. В Осиповичском районе один из руководителей нашего предприятия увидел, как с кузова едущего мусоросборщика падали пластиковые бутылки. «Притормозить» машину - полномочий нет. Пришлось следовать за ней, пока она не остановилась. Был составлен административный протокол, нарушителя оштрафовали на 2 базовые величины (360 тысяч рублей). А сколько других таких «нерях»?! В западных странах машины, вывозящие отходы на свалку, укрываются  специальной сеткой, вот и  мы предлагаем транспортникам это делать…

Есть прописная истина: «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Дабы она врезалась в память каждого из нас, один из моих собеседников предложил не только штрафовать нарушителей, но и привлекать их к общественным работам - наводить чистоту вдоль дорог.  Но главное - как сделать так, чтобы было больше возможностей поймать нарушителей с поличным? «Планируем  приобрести и устанавливать видеокамеры на дорогах, в местах отдыха, - говорит Сергей Тылец. - Но если за зафиксированное камерой превышение скорости ГАИ может оштрафовать, то ответственности за выброс мусора из автомобиля по данным фотосъемки не предусмотрено». Можно попросить автолюбителей, водителей-профессионалов, всех неравнодушных людей, чтобы фиксировали и сообщали о таких фактах. Но опять же - куда, кому? Инспекции природных ресурсов, дорожникам,  ГАИ? Помнится, когда-то в составе госавтоинспекции была экологическая милиция с реальными правами — ее уважали и побаивались. Потом эту службу почему-то расформировали. Может, зря? Конечно, надо развивать дорожный сервис, больше устанавливать тех же контейнеров для отходов вдоль автотрасс, совершенствовать экологическое воспитание детей и взрослых… Словом, нужна целенаправленная программа с определенным алгоритмом действий по борьбе с мусорным бедствием. Иначе его не победить.

Геннадий Александров”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

06.12.2017 - 15:27 | Кооперация позволяет предприятиям достичь высокой эффективности производства - Руслан Страхар

На современном этапе развития кооперация представляет собой действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и имеющихся ресурсов. Такое мнение высказал сегодня на межрегиональной конференции «Кооперация производства, бизнеса и науки в промышленности: успехи, проблемы, перспективы» председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Руслан Страхар.

13.11.2017 - 10:03 | Повышать престиж науки и образования нужно за счет экономического стимулирования ученых - мнение

Повышать престиж науки и образования нужно в том числе за счет экономического стимулирования ученых с учетом их эффективности. Такое мнение высказал корреспонденту делегат II Съезда ученых Беларуси, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» доцент Белорусско-Российского университета Александр Щур.

04.11.2017 - 09:26 | Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы - мнение

Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы. Такое мнение высказали супруги Непес и Ольга после приема, который провел в Совете Министров руководитель Министерства здравоохранения Валерий Малашко.

26.10.2017 - 09:17 | Фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен - Ирина Дрига

Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен, сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

25.10.2017 - 16:37 | Презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами - дипломат

Комплексные презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения