Рус Бел Eng 中文

На Могилевщине к весенне-полевым работам привлекают авиацию

Отряды сельхозавиации и даже собственные «колхозные» аэродромы когда-то не считались диковинкой. Во времена СССР самолеты были первыми помощниками на селе. С развалом большой страны сельхозавиация потеряла былую высоту. Еще лет 10-15 назад Аны трудились в разных регионах Беларуси и даже помогали российским аграриям, а ныне их остались единицы. «Агрокомбинат «Заря» - одно из немногих хозяйств, где весенне-полевые работы в прямом смысле слова проходят на высоте. Это, кстати, единственное в Могилевской области сельхозпредприятие, доселе не сократившее численность крылатых помощников.

На взлетной площадке аэродрома хозяйства - два желто-голубых Ан-2. Один из них только что сел, чтобы поднять на борт очередную порцию подкормки для озимых. За раз в самолет, именуемый в просторечии «кукурузником», можно загрузить 200 килограммов азотных удобрений, за один вылет - над полями он кружит всего 10 минут - обработать около 5 - 6 гектаров поля. А с небес на землю за день он опускается 35 - 40 раз.

Заместитель генерального директора по растениеводству закрытого акционерного общества «Агрокомбинат «Заря» Могилевского района Евгений Селюгин ведет меня на экскурсию по аэродрому:

- Его построили в 2005–м, тогда же купили крылатых помощников - пять Анов. Они и сегодня на балансе хозяйства. С их помощью не только вносим минеральные удобрения, но и подсеваем травы, подкармливаем и защищаем от болезней всходы, подсушиваем кукурузу... Самолет - универсальный помощник. Причем работает гораздо быстрее и эффективнее тракторов.

Арифметика проста: на подкормке минеральными удобрениями трактор способен за световой день обработать до 100-150 гектаров поля. Один Ан за это же время - от 250 до 300. Преимущество сельхозавиации и в том, что она «выходит в поле» гораздо раньше наземной техники. Весной, если на поле высокая влажность, тракторы туда еще недели 2 - 3 не сунутся - увязнут, а на график «кукурузников» такие нюансы не влияют. Воздушная подкормка выгоднее и по другим причинам: наземная техника сильно уплотняет землю, ранит растения, а крылатая машина не наносит никакого вреда.

В «Заре» с помощью Анов уже успели подкормить около 2 тысяч 300 гектаров озимых зерновых. Но впереди еще много работы. В апреле и мае будет вторичная подкормка.

Пилоты из «Агрокомбината «Заря» - сегодня в штате их пятеро - с ностальгией вспоминают времена, когда по весне у них были расписаны все дни. В «Заре» они двумя бортами за месяц обрабатывали все колхозные угодья - погода была такая, что ни один трактор так до поля и не доехал. Трудились и в других хозяйствах - их самолеты арендовали «Авангард» Могилевского, «Овсянка» - Горецкого районов...

Конечно, крылатая техника не всемогуща. В день моего приезда в «Зарю» Анам помешала погода. Хотя небо было голубое, а в нем - ни облачка, внезапно поднялся сильный ветер, и «кукурузники» вынуждены были приземлиться. Начальник авиагруппы, опытный пилот Виктор Сасим объяснил:

- Аны очень надежные. Это не какие–то «тряпичные» самолетики, у которых крылья не из металла, а из фанеры и ткани. Но сегодня на крыло наши борта уже не станут. Потому что ветер - метров 16 в секунду. А по нормативам вносить удобрения можно, когда он 4 - 8 метров.

Без работы пилоты, впрочем, не остались. Один из самолетов стало слегка потряхивать в воздухе, так что решили заняться ремонтом. Благо запчасти в наличии имеются. И нужные навыки у экипажа - тоже. Все пилоты - опытные, не один десяток лет за штурвалом провели. Сасим, к примеру, до этого работал в Могилевском аэропорту, был командиром звена, облетел весь Союз. Его коллега из «Зари» Сергей Тимков пересел на «кукурузник» с пассажирского Як-40. Был командиром, рассекал воздушное пространство над Коморскими островами, Африкой, Анголой...

Оклад пилотов-аграриев сегодня невысок - 340 рублей. В сезон весенне-полевых работ, когда они целыми днями в небе, могут заработать до 600 рублей. Жалеют лишь об одном:

- Сельхозавиация теряет былую высоту. Нашим Анам, например, - за тридцать. Они в хорошем состоянии, но чтобы прожили еще долго, их каждые 6 лет надо ставить на капремонт. А это очень дорогое удовольствие. Один новый планер самолета, к примеру, в прошлом году стоил 1 миллиард рублей старыми... А замены, ремонта со временем требуют и крылья, и фюзеляж, и двигатели. Это уже другая статья расходов. Да и сами полевые работы стоят недешево. Если еще лет 5 назад государство возмещало хозяйствам, использующим сельхозавиацию, около 50% расходов, то ныне мы этого лишены.

Расходы на топливо компенсировали хозяйствам областной и республиканский бюджеты. А они немаленькие. К примеру, за день один «заревский» Ан, совершивший 36 вылетов, сжег 1 тысячу 400 литров бензина. А стоит литр больше 1 рубля...

Большие затраты на топливо и обслуживание - одна из причин, по которой авиацию на селе стали использовать реже. Сегодня позволить себе обрабатывать поля с воздуха могут только сильные хозяйства. Те, у которых есть возможность инвестировать весной, чтобы осенью получать дивиденды. В «Агрокомбинате «Заря» прошлогодняя урожайность зерновых составила 62 центнера с гектара. И это во многом благодаря своей сельхозавиации. Здешние аграрии уверены, что посевные кампании у них и впредь будут проходить на высоте.

Компетентно

Андрей Кожемякин, заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома:

- Сегодня на Могилевщине 179 хозяйств, и только в двух из них есть своя авиация. Помимо «Агрокомбината «Заря», самолеты в весенне-полевой период использует еще и СПК «Рассвет» имени Орловского Кировского района. А вот в сельхозпредприятии «Бель» Кричевского района от Анов отказались. Причина не только в дороговизне. Просто на смену небесной технике пришла наземная - «Роса» белорусского производства. Это легкие высокопроизводительные машины на эластичных колесах, которые могут запросто работать на поле любой влажности, внести удобрения и при этом не повредить растения. «Роса» намного дешевле в использовании, чем самолет, поэтому область уже закупила более сотни таких машин. Опять же сельхозавиация - это еще и люди. А профессиональных кадров, опытных пилотов, механиков не хватает. Но там, где они есть, где Аны реально доказывают свою эффективность, их никто списывать не будет. Хотя бы несколько самолетов в области быть должны.

Ольга КИСЛЯК, «СБ»

Фото - БЕЛТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «регионы»:

14.02.2019 - 14:48 | В Могилевской области за минувшие сутки произошло два пожара

В Могилевской области за минувшие сутки произошло два пожара. Об этом сообщили в Центре безопасности жизнедеятельности и взаимодействия с общественностью областного управления МЧС.

12.02.2019 - 13:56 | Президент Беларуси Александр Лукашенко дал согласие на назначение председателем Кличевского райисполкома Виктора Ребковца

Президент Беларуси Александр Лукашенко 12 февраля рассмотрел кадровые вопросы.

12.02.2019 - 08:07 | Спортивная тема набирает популярность: в Антоновке играют в волейбол, в Костюковичах - в хоккей

Заново открылся на днях спортивный зал в социальном центре агрогородка Антоновка Чаусского района. Открытие ознаменовалось товарищеским волейбольным матчем между командами жителей Антоновки и соседнего агрогородка Каменка.

08.02.2019 - 12:08 | Эксперты СЕ поддержали планы развития Могилевской ассоциации местных Советов

Эксперты Совета Европы дали положительную оценку перспективным направлениям развития Могилевской областной ассоциации местных Советов депутатов. Об этом сообщил председатель Могилевского областного Совета депутатов Дмитрий Харитончик.

07.02.2019 - 09:52 | Ремонтные работы в осиповичской СШ №4 планируется завершить к сентябрю 2019 года

Ремонтные работы в осиповичской СШ №4 планируется завершить к сентябрю 2019 года. Об этом сообщили в отделе по образованию Осиповичского райисполкома.