Вверх

Вы здесь

Но будут на дорогах лет все уважать велосипед

Для велосипедистов, учащихся Могилевского госучилища олимпийского резерва, лето, как и для других школяров, пора каникул. Да только — не спортивных. Особенно сейчас, в разгар соревновательного  сезона.

Только вчера спортсмены во главе со старшим тренером отделения велоспорта УОР и Могилевской области Тамарой Баразной вернулись с одних гонок, а уже «назавтра» очередной учебно-тренировочный сбор. На носу сразу три серьезных турнира: республиканская спартакиада ДЮСШ, чемпионат и Кубок Беларуси. За год тренировок каждый юный велосипедист, между прочим, от 10 до 20 тысяч километров наматывает. Получается, что за пару лет самый трудолюбивый учащийся проезжает  расстояние, равное длине экватора? Порой и на «легковушке» тяжело 5—6 часов проехать — столько времени в целом длится  велотренировка. Два раза в день, почти всю неделю, круглый год. Летом — велосипед, бег, тренажерный зал и постоянные соревнования. Зимой  ребята оттачивают мастерство на велостанках. Плюс общая физподготовка — те же тренажеры, бассейн. «Неплохо бы и — на лыжи, бег на них дает полезную  нагрузку, развивает выносливость, да где взять денег на «непрофильное снаряжение»? — сказала Тамара Баразна.

О достижениях своих воспитанников она готова, кажется, рассказывать часами. Например, одна из «звездочек» могилевского велоспорта Марина Шмаенкова попала в него, можно сказать, случайно. Приехала в УОР  из Славгорода, нигде до этого спортом серьезно не занимаясь, показаться тренерам отделения биатлона или  лыж  — не взяли. Зато ее приметила Тамара Баразна. Позвала к велостанку, попросила покрутить педали, задала разные темпы  и увидела, что из девчонки может выйти толк. В прошлом году Марина завоевала  «серебро» в командной гонке преследования на молодежном чемпионате Европы в Португалии. В нынешнем сезоне еще более впечатляющие успехи — золотая медаль в командной гонке преследования и «бронза» в скретче (индивидуальная гонка с массового старта на 10 км) на молодежном ЧЕ в Греции. Там же отличился и другой воспитанник УОР — Гордей Тищенко, завоевавший «бронзу» в командной гонке. В шаге от пьедестала на этом чемпионате был и Артем Зайцев, финишировавший четвертым в кейрине (велотрековая гонка, где финальному старту предшествуют несколько кругов с установленной скоростью за лидером). Стать призером  ему помешало досадное падение. Все эти ребята входят в национальную сборную страны, включены в список кандидатов на участие в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Большие надежды подают и более юные Константин Белявский и Анастасия Колесова, входящие в резервный состав национальной команды.

К слову, в нынешнем году — 10 лет, как в Могилевском УОР было создано отделение велоспорта. За это время тренеры (и супруги)  Тамара и Александр Баразна подготовили 3 мастеров спорта международного класса и 15 мастеров спорта Беларуси.

Правильно, видимо, говорят, что все люди делятся на тех, у кого велосипед есть, тех, кто о нем мечтает, и тех, кто еще не знает, что он мечтает о велосипеде. Тамара Баразна в 1970-х просто сопроводила подружку в велосекцию, а тренер предложил проехать дистанцию всем пришедшим. Хоть Тамара и не горела желанием садиться на «велик», но —  примчалась первой. Пошли тренировки и  соревнования, через несколько лет могилевская спортсменка выиграла всесоюзный чемпионат общества «Динамо», вошла в элиту велогонщиц СССР. Потом Тамара училась в Горецкой сельхозакадемии, поняла, что агрономия ее не особенно привлекает, и  поступила на заочное отделение Белорусской академии физкультуры, работала на кафедре физвоспитания БГСХА. Аккурат  в 1980-м,  когда женский велоспорт включили в программу Олимпиады, молодой специалист создала команду, участницы которой выигрывали чемпионаты республики, первенства и Кубок СССР.     

А через 7 лет талантливого тренера пригласили работать в Могилевскую городскую ДЮСШ. Потом — проблемные 90-е, когда финансовый ручеек в велоспорт (один из самых затратных спортивных видов) оскудел донельзя. А надо было не только совершенствовать, обновлять  дорогостоящие велосипеды и прочий инвентарь, но и платить за аренду помещений велобазы, свет, отопление. Некоторые могилевские чиновники от спорта даже заявляли, что «велосипед нам не нужен».

— Но однажды к нам зашел директор Могилевского УОР Николай Малиновский, — вспоминает Тамара Баразна. — Посмотрел, в каких условиях мы умудряемся готовить спортсменов, показывающих неплохие результаты, и пригласил меня в училище. Благодаря в первую очередь ему там и было создано отделение велоспорта. Мы — работали, и, как говорится, терпение и труд все перетрут. У нас с мужем 3 дочери — я, родив их, ни разу декретный не брала, девчонки выросли на велобазах и в машине. Средняя Катя, например, в первый раз поехала с нами на соревнования в Мозырь, когда ей был всего один месяц. А в девять лет она впервые участвовала (неофициально) в республиканском первенстве по маунтинбайку (горному велосипеду) и полностью проехала непростую дистанцию, которую многие куда более опытные соперницы закончить не смогли.   

 

Все три дочери в семье Баразна занимались велогонками. Вероника и Анна стали кандидатами в мастера спорта, но потом по разным причинам расстались с большим спортом. А Екатерина добилась значительных успехов: она — неоднократная чемпионка и рекордсменка Беларуси, в 2012 году завоевала бронзовую медаль в скретче на молодежном чемпионате Европы. Потом спортсменка училась во Всемирном  центре велоспорта в Швейцарии при Международном союзе велосипедистов, закончила БГУИФК, подписала контракт с итальянским клубом.

— Ну, а сейчас она с мужем Бернардом Естерхейзеном — чемпионом мира среди юниоров в гите на 1000 метров — живет в южноафриканском Дурбане и тренирует супруга, — улыбнулась Тамара Баразна.

Самые высокие результаты у могилевских велосипедистов — на треке. Странно, ведь в городе такого спортсооружения нет. Но есть неплохой трек в столице, где могилевчане тренируются несколько недель в году. А основная подготовка, в том числе и на скоростную  выносливость, —  на шоссе. Казалось бы, коль велосипед нынче в моде, то и желающих заниматься велоспортом должно быть пруд пруди — есть из кого выбрать перспективных спорт¬сменов. Но, как всегда бывает, большинство из новичков в ходе первых занятий отсеивается. Потому как спорт — это труд до пота, нагрузки, режим и прочие ограничения. Остаются самые упорные и трудолюбивые. Как их увлечь, чтоб не остыли к спорту?

 

— Просто надо ребят растить и воспитывать, — говорит  Тамара Баразна. — Чтоб они видели, что попали в настоящую спортивную семью, чтобы младшие тянулись за старшими. Чтобы была цель — стать чемпионами. А в воспитании мелочей не бывает. Взять, к примеру, элементарное: чипсы, газировку, сдобные булочки и прочие сладости,  способствующие увеличению веса, спортсмену лучше не употреблять. Представляете, какое это ограничение для детей? Вот и объясняешь им, что да почему. Беру десятилитровую бутыль с водой и предлагаю поносить — сразу понимают, что такое лишняя тяжесть…

Словом, дисциплина у велосипедистов железная. Иначе побед не видать. А самое главное, что в процессе тренировок и соревнований ребята вырабатывают волю и характер. Для того, по большому счету, и нужен детский, юношеский спорт, чтобы не получить деградацию общества и в менталитете, и в здоровье! А готовить  победителей наставники  умеют. Тамара Баразна, бывая в качестве тренера юношеской сборной  Беларуси на соревнованиях во многих странах, не упустит момента пополнить запас знаний по методике подготовки спортсменов, узнать тактические нюансы и секреты ведения гонок.

Вот если б еще обеспеченность инвентарем — то, без чего чемпиона не вырастишь, — соответствовала бы результатам, которые показывают могилевские велогонщики на республиканском и международном уровнях! Обе комнаты, где базируется отделение велоспорта, заполнены велосипедами, запчастями к ним. Тут  же ребята часами крутят, наматывая условные километры, педали велостанков. Здесь же и тренерская, и мастерская.

— Условия, конечно, стесненные, даже раздевалки нет, — говорит  Александр Баразна. — Да и во всей области нет хороших велобаз. Когда в Могилеве строили Дворец гимнастики, мы обращались с просьбой предоставить там помещение для велоспорта. К сожалению, нам навстречу не пошли…

Обычный спортивный «велик» стоит  сегодня 18—20 миллионов рублей. А для спортсменов, входящих в состав национальной сборной, цена велосипеда — от 6 тысяч евро. Гоночная техника постоянно бьется и ломается, запчасти к ней, понятно, тоже дорогостоящие. Александр Баразна как раз «колдовал» над поврежденным на соревнованиях байком, чтоб приготовить его к новому старту. По штату велоотделению положен механик, да, как говорится, не до жиру. А потому тренеру приходится  выполнять множество разных функций: он и механик, и водитель, и сопровождающий, и многое другое.

— У нас сегодня 40 велосипедов, причем две трети из них уже выработали свой ресурс, а надо бы не менее 60, — говорит Тамара Баразна. — Ведь мы готовим ребят по всем 4 дисциплинам велоспорта: шоссейным гонкам, треку, маунтинбайку и BMX   (своеобразному велофристайлу). Спасибо руководству УОР, заменили старую машину для сопровождения спортсменов. Но крайне необходим, к примеру, и скутер, чтобы  можно было индивидуально контролировать и корректировать работу спортсмена во время гонки…      

Велогонки — технический спортивный вид, для прогресса в результатах помимо энтузиазма тренеров и спортсменов нужна  надежная материальная платформа. Понятно, государство сегодня вряд ли способно одинаково поддерживать и развивать все виды спорта. Но в Европе они вдобавок финансируются спонсорами, которые вложенные в спортсменов средства благодаря той же рекламе не только возвращают, но и получают прибыль.

— Пытались найти спонсоров и мы, обращались в разные компании,  на предприятия — бесполезно, — заметила Тамара Баразна. — У нас  почему-то спонсируются главным образом игровые виды спорта. Независимо от показываемых результатов…

Между тем в огромной популярности велосипеда во всем мире большая заслуга спортсменов — за рубежом следить за теми же шоссейными гонками выходят тысячи болельщиков. И для  телезрителей такие соревнования — великолепное зрелище. Но много ли их показывает белорусское телевидение? А ведь стоит мальчишкам и девчонкам только начать следить за большими велогонками — захочется и самим оседлать велосипед, который,  помимо всего прочего,  — великолепное средство для укрепления здоровья, сердечно-сосудистой системы. Не сомневаюсь: были бы в Могилеве созданы нормальные условия для передвижения на велосипеде, на него пересели бы многие горожане. Но годами могилевчане, в том числе и тренеры по велоспорту, поднимают   вопрос о создании велодорожек в городе (была, например, идея сделать 10-километровую велотрассу вдоль Дубровенки и до Печерского лесопарка), а воз, как говорится,  поныне там. В городских и областных инстанциях банально ссылаются на отсутствие средств. Понятно, Могилев — не столица, где построили  велодорожку длиной свыше 26 километров через весь город, но по созданию велосипедной инфраструктуры он отстает и от других областных центров. А главное, велосипедизация  продолжает «заражать» все больше и больше людей  — это мировой тренд. И значит, все равно придется решать проблему безопасности велосипедистов и пешеходов в городе. Чем раньше, тем лучше.

Могилевская правда

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

06.12.2017 - 15:27 | Кооперация позволяет предприятиям достичь высокой эффективности производства - Руслан Страхар

На современном этапе развития кооперация представляет собой действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и имеющихся ресурсов. Такое мнение высказал сегодня на межрегиональной конференции «Кооперация производства, бизнеса и науки в промышленности: успехи, проблемы, перспективы» председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Руслан Страхар.

13.11.2017 - 10:03 | Повышать престиж науки и образования нужно за счет экономического стимулирования ученых - мнение

Повышать престиж науки и образования нужно в том числе за счет экономического стимулирования ученых с учетом их эффективности. Такое мнение высказал корреспонденту делегат II Съезда ученых Беларуси, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» доцент Белорусско-Российского университета Александр Щур.

04.11.2017 - 09:26 | Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы - мнение

Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы. Такое мнение высказали супруги Непес и Ольга после приема, который провел в Совете Министров руководитель Министерства здравоохранения Валерий Малашко.

26.10.2017 - 09:17 | Фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен - Ирина Дрига

Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен, сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

25.10.2017 - 16:37 | Презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами - дипломат

Комплексные презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения