Вверх

Вы здесь

Огнеборцы Могилевской губернии

Всю историю пожары преследовали человечество. Но долгое время не было на территории нынешней Беларуси тех профессионалов, которые могли бы стать на пути огня. Тушили его, что называется, всем миром. Люди бежали на пожар с ведрами, крюками, вилами и прочим подходящим инвентарем. И только в XIX веке стали появляться первые команды огнеборцев.

Согласно историческим документам первая пожарная команда в Могилевской губернии была основана в 1830 году. Именно тогда могилевский губернатор в своей докладной записке сообщал о создании в губернии пожарной части. Работа для этого была проведена немалая. Из Москвы выписали брандмейстера, пожарные трубы, лошадей и множество инструментов для борьбы с огнем. Тогда же поступило предложение о создании пожарных команд и в уездных городах. Во второй своей записке губернатор просил разрешение на постройку в Могилеве казармы и конюшни, поскольку пожарная команда ютилась в двух старых избах, а лошади стояли в ветхом сарае.

Первая Могилевская пожарная часть была построена на улице Почтовой, которую впоследствии стали называть Пожарным переулком. Здание представляло собой двухэтажный каменный дом с надворными сооружениями. Помимо пожарной команды в нем размещалось и полицейское управление первой части города.

Команды огнеборцев были также созданы в Мстиславле, Климовичах, Чаусах и Черикове. Они были сформированы из низших чинов гарнизонного батальона, также из отпущенных в бессрочный отпуск и вольнонаемных людей. А в 1843 году из-за недостатка материальных средств пожарные команды в уездных городах были упразднены, и бравые служаки возвращены в военное ведомство.

В 1853 году комитетом министров была утверждена «Нормальная табель состава пожарной части в городах». Штатный состав стал определяться не по «высочайшему разрешению», а в зависимости от численности населения. В городе стали действовать не только штатные, но и платные команды. Работой пожарной охраны руководил брандмейстер, а причины пожаров расследовали полицейские. Сама пожарная часть принадлежала городу и содержалась за счет городского бюджета, а иногда и получала материальную помощь от царского правительства.

В письме 1864 года «О пожарных командах и обозах в Могилевской губернии» было сказано об устройстве пожарного обоза в Могилеве и покупке для него 33 лошадей. Здесь же говорилось о недостаточной укомплектованности пожарной команды и имелись прошения об увеличении личного состава с 34 до 50 человек и получении денег для содержания пожарных команд в Мстиславле, Орше, Гомеле, Черикове, Рогачеве, Чаусах, Горках, Быхове, Климовичах, Копысе, Бабиновичах и Сенно, входящих в Могилевскую губернию.

В это время работа огнеборцев была крайне тяжелой, так как возгорания случались часто, а людей, готовых рисковать своей жизнью за чужое имущество сыскать было сложно. Но больше всего проблем доставляло то, что источники, из которых можно было брать воду, находились далеко от пожарного двора. К счастью, эта проблема была решена в 1870-х годах, когда в Могилеве был построен водопровод с разветвлением труб по городу.

Пару десятков лет спустя, в девяностых годах были созданы вольные пожарные общества и дружины. Они не получали денег из городской казны, а существовали за счет пожертвований и собственных средств, вырученных духовым оркестром и т.д. В такие дружины входили: отряд водоснабжения, который ведал бочками, ведрами и насосами; трубный отряд бросал воду на горящее здание, лестничный – взбирался на чердаки и верхние этажи, топорный отряд участвовал в разборке зданий, а охранители отгоняли зевак и защищали имущество погорельцев. Своих лошадей в таких дружинах не было, на время пожаров их брали напрокат у жителей. Пожарное общество обязательно имело собственное знамя и зачастую - оркестр. С 1897 года такое добровольное пожарное общество возглавлял статский советник Семен Васильевич Миткевич-Далецкий.

На веку своего становления пожарная служба в теперешней Могилевской области пережила и становление, и упадок. Она то упразднялась, то организовывалась вновь. Но совершенно ясно то, что в ней нуждались, ведь костры пожарищ не подчинялись никаким властям и вспыхивали повсеместно. Нуждаются в ней и по сей день. И в этом году областная пожарная охрана празднует свою 183 годовщину.

Из истории вещей

Огнетушитель

Впервые огнетушители стали использовать в начале XVIII века, когда, наряду с ведрами и лопатами, применялись деревянные бочки, заполненные водой и оснащенные запалом с черным порохом. Такую бочку с зажженным фитилем закатывали в очаг пожара, где происходил ее взрыв, и все содержимое бочки и продукты горения запала оказывали тушащее действие на пламя. Использовались также бочки, заполненные квасцами и порохом.

В 1734 году немецкий врач М. Фушес придумал первый огнетушитель. Он представлял собой стеклянную банку с соляным раствором, которую нужно было бросать в огонь. В 1816 году английский изобретатель Джордж Мэнби, сконструировал первый автоматический огнетушитель. Он представлял собой металлический цилиндр высотой около 60 сантиметров и объемом 24 литра, наполненный водой, которая вылетала из огнетушителя под действием сжатого воздуха.

В это же время в Америке, а затем в Англии, Франции и Германии стали производиться огнетушащие гранаты в сосудах из тонкого стекла, которые наполнялись растворами различных солей. Применять гранаты рекомендовалось только в небольших помещениях. Однако, в привычном для нас понимании этого слова, огнетушителями они не являлись, представляя собой скорее «огнегасительные снаряды», подавляющее большинство из которых приводилось в действие путем взрыва. Причем, даже по отзывам современников, эффективность многих из них на практике была крайне низкой а, зачастую, и вовсе лишь создавала видимость защиты от пожара.

Кардинальным образом ситуация поменялась только на рубеже веков, когда в результате многочисленных поисков практически одновременно несколько западноевропейских фирм начали производство химических огнетушителей, первые из которых появились в Беларуси уже в 1904 г.

На рубеже 20 столетия в России было открыто новое средство тушения пожаров – огнегасительная пена. Это открытие имело мировое значение и было признано научными кругами и прессой всех передовых стран. Непосредственным толчком к этому открытию послужили опустошительные нефтяные пожары.

Преподаватель физики Бакинской гимназии инженер-технолог Александр Георгиевич Лоран стал очевидцем пожара на нефтепромысле, продолжавшегося несколько дней, и видел беспомощность пожарных. Он провел опыт по тушению горящей нефти пеной. Для тушения была приготовлена бочка с ведром пива. Когда нефть разгорелась, бочку стали катать, чтобы в ней образовалась пена. Эту пену вылили на горящую нефть, и горение быстро прекратилось. Опыты по тушению нефти пеной Лоран продолжал несколько лет. А в 1904 году он изобрел ручной пенный огнетушитель «Эврика», официальное же испытание огнетушителя состоялось 20 мая 1905 г. в Петербурге.

В 1911 году Лоран продает патент на пену и огнетушитель немецкой фирме «Зальцкоттен». Вскоре открытие нового средства тушения стало известно и в других странах. Таким образом, Россия стала родиной нового средства тушения пожаров – пены, нашедшей признание во всем мире.

Каска

Впервые каска в качестве боевого элемента униформы появилась у пожарных команд Беларуси в 1850 году. Брандмейстерам выдавали бронзовую вызолоченную каску с высоким гребнем, чешуей и кокардой, в щите которой размещался герб губернии. Для нижних чинов предназначалась медная каска также с чешуей и гербом, но уже с низким гребнем. Пожарные каски такого типа просуществовали до распада Российской империи. А вот единообразия в форме представителей добровольных пожарных организаций долгое время не было. Они носили каски, которые закупались у различных зарубежных производителей. Кстати, в среде добровольцев каска стала выступать еще и в роли награды. Для этих целей устанавливались специальные кокарды, как правило, золотые или серебряные. Такой вид поощрений использовался, по крайней мере, до конца 1920-х годов.

С образованием СССР появился и новый тип пожарной каски: медная – для рядового и никелированная – для начальствующего состава. Конструктивно она мало чем отличалась от предыдущих. А вот принципиальным отличием стало обязательное ношение вуали Винклера и назатыльника, а также введение общей для всех эмблемы - треугольника из языков пламени, скованных цепями, с изображением ствола и двух топоров. Вскоре, в целях экономии, такие каски стали изготавливать из листового железа, окрашивая корпус черным огнеупорным лаком.

Во время Второй мировой войны начинается выпуск более подходящих к условиям военного времени стальных армейских шлемов, которые стали основой защитного снаряжения советских пожарных вплоть до середины 1960-х годов. И лишь в 1961 г. запущена в серийное производство новая металлическая пожарная каска, разработанная Всесоюзным научно-исследовательским институтом противопожарной обороны СССР.

К началу 1980-х годов в Беларуси появилась пластмассовая каска. Это было защитное средство улучшенной формы с прозрачным козырьком, крепящимся к корпусу на двух шарнирах. Цвет каски варьировался от белого до светло-желтого, а максимально допустимая температура воздействия на корпус составляла 130 градусов. Именно эти каски продолжали использоваться в пожарных подразделениях и после распада Советского Союза. Лишь в конце 1990-х годов в Беларуси были разработаны и запущены в серийное производство два вида пожарных касок и пожарный шлем из материалов с огнеотталкивающими свойствами. Сегодня в подразделениях МЧС используются шлемы как отечественных, так и иностранных производителей, которые отвечают всем современным требованиям.

Пожарная каланча

В городах, застроенных в основном деревянными домами, пожары представляли собой огромную опасность. Поэтому в 18 веке над зданиями пожарных и полицейских частей начали строить высокие башни, названные пожарными каланчами, откуда круглосуточно наблюдали за городом. Внутри таких башен находилась винтовая лестница, по которой ежедневно караульный поднимался на самый верх, где располагалась смотровая площадка.

Поскольку каланча была намного выше окружающих домов, оттуда был хорошо виден практически весь город. И если где-то появлялся черный дым или языки пламени, караульный подавал сигнал тревоги - бил в набат, поднимал сигнальный флаг, или вывешивал кожаные сигнальные шары в дневное время и фонари в ночное. В российских городах пожарные каланчи активно строились с начала 19 века.

Зажиточные купцы, «отцы города», первым делом строили каланчи и пожарные депо, стараясь уберечь от пламени свои лавки и особняки. В больших городах уже Советского Союза наблюдательные башни возводились вплоть до 1930-годов.

Сегодня в Беларуси сохранились 11 пожарных каланчей. Единственная каланча в белорусской столице находится в Октябрьском районе. В 1950-е годы во всей округе не было практически ни одной пятиэтажки. И этот «фитиль» казался небоскребом среди небольших деревянных домов. Когда в 1970-ые годы в городе стали активно строиться блочные дома и пожарную каланчу «заперли» панельные гиганты, от ее услуг пришлось отказаться.

С развитием телефонной связи необходимости в постоянном визуальном наблюдении за населенными пунктами уже не существует. Сегодня по своему прямому назначению пожарные каланчи уже не используются. В них, как правило, сушатся пожарные рукава или располагаются музеи пожарного дела.

Пожарный автомобиль

Первым в истории пожарным автомобилем считается построенный в середине 19 века самоходный паровой насос. Паромобиль мог доставить боевой расчет из пяти человек к месту бедствия. На машине компактно располагались пожарные рукава и другое вооружение.

И если в Европе в конце 19 столетия предпочтение отдавали паровым самоходам, то на просторах Российской империи огнеборцы все еще пользовались конной тягой для быстрого прибытия на пожар.

В 1901 году немецкой фирмой был выпущен уже электромобиль. Он был довольно громоздким, двигался с небольшой скоростью и требовал частой перезарядки аккумуляторов. Причем это можно было сделать только в пожарных частях, оснащенных специальным оборудованием, а значит, радиус действия такой машины был очень ограничен.

Эра пожарных паро- и электромобилей оказалась непродолжительной и завершилась появлением бензомоторных машин, которые совершили настоящую революцию в деле пожаротушения.

В царской России первый пожарный автомобиль появился в 1904 г. Машина представляла собой автолинейку, предназначенную для перевозки 10 бойцов и пожарных рукавов. По бортам располагались 2 пожарные лестницы. Этот автомобиль был построен в единственном экземпляре и передан в одну из пожарных частей Санкт-Петербурга, в которой и прослужил до 1910 года.

Преимущества такой техники были очевидны, и в середине 1920-х годов уже советский автопром организовал производство пожарных автомашин на шасси автомобилей иностранного производства. И все равно таких «переделок» не хватало. Поэтому многие советские энтузиасты своими силами приспосабливали неисправные военные авто для нужд пожарного дела.

Первый же пожарный автомобиль уже на советском шасси появился в СССР в 1928 году. А спустя 9 лет началось серийное производство специальной техники. Она сделала пожарную охрану мобильной и мощной – большинство загораний ликвидировалось в самом начале.

Сегодня в арсенале спасателей десятки разновидностей специальных автомобилей, отличающихся современной конструкцией, комплектацией и надежностью. При этом специалисты продолжают разрабатывать новые виды аварийно-спасательной техники, чтобы в кротчайшие сроки и с минимальными потерями ликвидировать последствия не только пожаров, но и техногенных аварий и стихийных бедствий.

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

08.12.2017 - 09:54 | Могилевская область 15 января отметит 80 лет со дня основания. По страницам истории

15 января 1938 года на карте огромной тогда страны - Советского Союза - появилась Могилевская область. Решение об ее образовании приняла первая сессия Верховного Совета СССР. Начался отсчет современной истории Приднепровского края.

07.12.2017 - 11:12 | В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси

В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси.

22.11.2017 - 10:53 | В Кировском районе поисковики обнаружили останки советских самолетов, сбитых летом 1941-го

В Кировском районе в ходе поисковой экспедиции могилевские историки и краеведы обнаружили фрагменты одного из советских самолетов, сбитых здесь фашистами летом 1941 года. Всего между деревнями Зеленая Роща и Забуднянские Хутора в самом начале Великой Отечественной немцы уничтожили 4 бомбардировщика СБ-2… Благодаря воспоминаниям очевидцев-старожилов поисковикам удалось установить уже несколько имен погибших летчиков.

14.11.2017 - 11:53 | Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года

Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года. Об этом сообщили в МГУ им. А.А. Кулешова.

10.11.2017 - 11:28 | Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова»

Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова». Мероприятие приурочено к 102-летию со дня рождения писателя, сообщили корреспонденту сайта в общественном объединении «Русское культурно-просветительское общество».

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения