Рус Бел Eng 中文

Охота на "лосей"

В середине сентября 1939 года жители Бобруйска были встревожены артиллерийской стрельбой. Батареи ПВО, прикрывавшие местный аэродром, открыли огонь по двум невесть откуда взявшимся двухмоторным самолетам с чужими опознавательными знаками. Жители города на Березине тогда и представить себе не могли, что стали невольными свидетелями одной секретной спецоперации.

В середине 30-х годов польский авиапром создал бомбардировщик PZL-37 «Лось», который должен был заменить устаревшие французские «Голиафы» и голландские «Фоккеры». «Лось» принадлежал к семейству бомбардировщиков новой волны. На авиационных выставках в Белграде и Париже эта машина произвела настоящий фурор, удивив посетителей скоростью в 445 км/ч и бомбовой нагрузкой в 2,5 тонны. Естественно, что к этой машине стали присматриваться и авиаспециалисты из Германии и СССР.

Но заполучить новый польский «бомбер» советские специалисты смогли только после нападения Германии на Польшу. 13 сентября 1939 года в районе Житкович (100 км северо-западнее Мозыря) три польских самолета типа «Лось», сбившись с курса из-за погодных условий, перелетели границу и углубились на территорию Советского Союза на 130 км. Один польский «бомбер» потерпел катастрофу в районе Василевич (44 км на северо-восток от Мозыря). Экипаж погиб. Два других были настигнуты нашими истребителями и посажены на картофельном поле в районе Давыдович. Пилотов арестовало НКВД.

Информация об иностранных самолетах заинтересовала 5-е разведывательное управление штаба РККА. Вскоре к месту посадки из Москвы была срочно направлена группа специалистов НИИ ВВС с лучшими летчиками-испытателями.

Бомбардировщики оказались в исправном состоянии. Специалисты НИИ решили перегнать их в Бобруйск, а после дозаправки — в Москву. Саму же операцию настолько засекретили, что о ней никто не сообщил командованию частей ПВО в городе на Березине. Поэтому, когда над Бобруйском появились самолеты с красно-белыми квадратами (польской «шаховницей») на крыльях, зенитчики открыли по ним огонь. Летчикам-испытателям пришлось продемонстрировать чудеса пилотажа, чтобы уберечь и себя, и машины. Но все обошлось.

На следующий день самолеты вылетели к месту назначения. Уже в Москве с «трофейной» техникой ознакомились представители советского правительства и командования Красной Армии. Поговаривали, что на чудо польской инженерной мысли приезжал посмотреть сам товарищ Сталин.

Советские летчики отметили, что техника пилотирования «Лося» была проще, чем советских машин аналогичного класса. У польского «бомбера» был не только хороший доступ к его узлам и агрегатам, но имелся туннель внутри фюзеляжа, по которому можно было перебраться из пилотской кабины в хвост самолета (в то время как во многих советских самолетах экипаж сидел обособленно). Интерес советских инженеров вызвало шасси с необычными для того времени двухколесными тележками. При малых габаритах тележки обеспечивали самолету хорошую проходимость на полевых аэродромах. Инженеры были удивлены отсутствием у «Лося» наружной подвески бомб. Внутреннее же их размещение признали весьма удачным.

Работы по исследованию польских бомбардировщиков продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Позже их разобрали на узлы и агрегаты…

”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

23.05.2018 - 10:24 | В Кричеве во дворце Потемкина открыли «Зал афганской славы»

Во дворце Потемкина в Кричеве открыли «Зал афганской славы». В торжестве приняли участие представители райисполкома, Совета депутатов, общественных организаций, ветераны пограничных войск, и, конечно, те, кто прошел Афганистан.

22.05.2018 - 09:06 | Памятный знак в честь 100-летия пограничных войск появился в Кричеве

В парке Победы Кричева открылся памятный знак в честь 100-летия образования пограничных войск. Мемориал появился по инициативе районной общественной организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» при поддержке местного райисполкома.

21.05.2018 - 12:19 | Беларусь примет мото-автопробег «Победа без границ»

На территории стран СНГ, в том числе и в Республике Беларусь, проходит Международный патриотический мото-автопробег «Победа без границ» памяти всех воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, по местам боевой славы Панфиловской дивизии.

15.05.2018 - 09:41 | Поисковый клуб «ВИККРУ» нашел точное место легендарной битвы при Головчине 1708 года

Вышел 11-й выпуск военно-исторического сборника «Могилевский поисковый вестник».

28.04.2018 - 13:03 | В Славгородском районе проходит краеведческая поисковая экспедиция «Днепровский рубеж»

Поисковая краеведческая экспедиция «Днепровский рубеж» работает в Славгородском районе. Здесь, на берегах Сожа в 1941 году мужественно сражались воины 20-го стрелкового и 25-го механизированного корпусов Красной Армии. При попытке вырваться из вражеского окружения и штурме немецких укреплений в Славгороде в июле 1941 года сотни красноармейцев и командиров погибли, тысячи пропали без вести, попали в плен.