Вверх

Вы здесь

Орден к Рождеству могли получить 100 лет назад могилевские чиновники

Можно расспросить десяток-другой родных, знакомых, коллег по работе с большой долей вероятности заранее быть уверенным, что на вопрос «Какой ваш самый любимый праздник?» подавляющее большинство ответит: «Новый год». При этом и верующие и сомневающиеся, безусловно, к зимним торжествам отнесут еще и Рождество.

С Новым годом связывали все изменения к лучшему, вдумывались в магию цифр, которые сопутствовали этому празднику, и загадывали желания, которые обязательно должны были сбыться. Рождество несло такой заряд нравственности, приобщая каждого к чему-то великому, что любой мальчик или девочка в день рождения младенца Христа, находя под подушкой или в валенке пусть даже скромный подарок, понимал, что он не забыт, его помнят и любят, и проникался мыслью, что и он сам должен помнить, любить и заботиться о ближнем.

В Могилеве губернском, в отличие от Могилева советского, где еще не так давно Рождество считалось обыкновенным рабочим днем, на Рождественские праздники приходилось три неприсутственных (нерабочих в нашем понимании) дня, а в канун самого праздника работы нужно было окончить не позже полудня. Наши прабабушки накануне праздника любили рассказывать своим несмышленым внукам, что маленький Христос родился в пещере, куда в холодные ночи пастухи загоняли свой скот. Спеленав его, Мария положила младенца в ясли-кормушку для скота. Святой Лука сообщил, что пастухи, находившиеся в ту ночь недалеко в поле, узнали о чудесном рождении через ангела. Пастухи испугались, но ангел ободрил их: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо нынче родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь». На этот библейский сюжет в губернском Могилеве, как и по всей России, в мужской и женских гимназиях, реальном училище, школах и приютах устраивались вечера, проводились конкурсы на лучшие рисунки и стихи, в центре которых было рождение Спасителя. И старые и молодые искренне верили в высочайшее небесное покровительство и поддержку всех своих хороших начинаний, о которых проговаривали про себя на Рождество. «Праздник этот, — найдем мы в «Опыте описания Могилевской губернии», — у мещан, как и у крестьян, называют «коляды». К колядам обыкновенно откармливают и убивают кабанов, приготовляют колбасы, убивают поросят, гусей, «качаюць», т.е. приготовляют лапшу; накануне праздника утром стараются покончить все работы и производят огульную очистку всего дома: вытирают пыль с икон, моют окна, столы, пол; затем хозяйка приготовляет ужин (вечерю); обеда в этот день не бывает и многие ничего не едят до вечера, «до звезды»… Ночью те, у которых нет часов, несколько раз выходят во двор, прислушиваются — не звонят ли ко всенощной, и смотрят — не освещена ли церковь; если не слышат звона, но заметят, что церковь начинают освещать — для этого перед началом службы вверху церковного купола, по желанию прихожан зажигается свеча, — спешат будить всех домашних, в том числе и малых детей, и все отправляются в церковь; дома остаются только больные да самые дряхлые старики, которые, как говорится, не в силах слезть с печи… По окончании всенощной, едва только начинает рассветать, мальчики и девочки отправляются по домам «Христа славить», т.е. поздравлять с праздником; поздравлением этим занимаются только дети, иногда до того малые, что кто-нибудь из взрослых ведет поздравителя или поздравительницу за руку, приводит в дом и, отворив дверь, впускает в комнату, а потом, когда поздравление бывает окончено, уводит или даже увозит в саночках далее… Девочки говорят: «Христос родзився! Я паненка, я маленька, в школку ходзила, что учила, то и забыла; пришли три цари, принесли три дары, с праздником поздравляю, с Христовым Рождеством». Мальчики говорят: «Я маленький хлопчик, узлес на стовпчик, в удочку играю, Христа величаю, с праздником поздравляю, с Христовым Рождеством». Поздравителям дают по 2, 3 или 5 копеек, сообразно средствам и щедрости хозяев».

По части Нового года губернское прошлое также резко контрастировало с современностью, этот праздник был правительственным и должностным, но и здесь не обошлось без нюансов. На Руси с Х века Новый год отмечали 1 марта, когда по библейскому преданию Бог сотворил мир. В 1492г., в соответствии с церковной традицией начало года перенесли на 1 сентября, но годы продолжали считать от сотворения мира. 19 декабря 7208г. (по старому летоисчислению) Петр I подписал указ о реформе календаря. Календарь оставался юлианским, как и до реформы, принятым из Византии вместе с крещением. Вводилось новое начало года — 1 января в христианском летоисчислении от Рождества Христова. Указ гласил: «День после 31 декабря 7208г. от сотворения мира (датой сотворения мира считалось 1 сентября 5508г.) считать 1 января 1700г. от Рождества Христова!». После октябрьских событий в нашей стране 14 февраля 1918г. был принят новый григорианский стиль. Григорианский календарь исключал из каждого 400-летия три високосных года и с течением времени разница между юлианским и григорианским календарем все увеличивалась, в XIX в. она составила 12, в XX и XXI вв. — 13 дней. Русская Православная Церковь до сих пор пользуется юлианским календарем, но введение гражданской властью григорианского календаря привело к некоторым трудностям в праздновании как Рождества, так и Нового года. Новый год, который отмечает все гражданское общество, оказался перемещенным в Рождественский пост, когда по церковным канонам веселиться не подобает. Более того, по церковному календарю 1 января приходится на день Святого мученика Вонифатия — покровителя желающих избавиться от злоупотребления спиртными напитками, а вся страна проводит этот день в пьянстве и чревоугодии. Сейчас православные люди встречают Новый год «по-старому» 14 января, а светская жизнь не препятствует встречать как Новый год, так и Старый Новый год.

В губернском Могилеве в начале прошлого года празднества, установленные еще Петром I, постепенно теряли свою показную пышность, в быту укоренилась лишь традиция украшать дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, но и она постепенно угасала — елка перенесена была в дом, ее стали наряжать игрушками и конфетами, обкладывать ватой и дождиком из фольги. О Рождестве напоминала звезда, которую видели волхвы накануне рождения младенца Христа, — она всегда украшала елочную верхушку. Праздник объединял всех: в «Памятной книжке Могилевской губернии на 1909г.» мы можем прочитать: «Накануне в полночь и в день Нового года в Кафедральном соборе, в присутствии массы молящихся, совершено торжественное богослужение. Днем 1 января в гражданском клубе обычное поздравление друг друга с Новым годом членов военного и гражданских ведомств в присутствии начальника губернии Д.Ф. фон Гагмана».

У всех находились причины для радости в губернском центре. Мещанин-мастеровой был доволен повышением заработка, который опережал рост цен — ведь Могилевская губерния, как и вся страна, успешно развивалась. Мелкий торговец или ремесленник были довольны увеличением заказов на всякую всячину, а еврей-портной не знал отбоя от могилевских модниц, ведь даже машинистке, лаборантке-микроскопистке или библиотекарше было вполне по средствам пошить модное сак-пальто по последним парижским или варшавским образцам. Чиновник за усердную службу ожидал награду орденом, ведь к Рождеству и Новому году на стол императора ложились министерские представления о достойных Анны, Владимира или Станислава государственных служащих. Лицо городского головы, знакомившегося со сметой доходов и расходов города, излучало благодушие, ведь в 1913г. бюджет губернского Могилева перевалил за 500 тысяч тогдашних рублей, а, значит, на эти средства можно было бы выстроить еще один Народный дом или пополнить фонд городской библиотеки, не забывая при этом о ночлежном приюте, дешевой столовой или воскресной школе, где всяк желающий мог бесплатно обучиться грамоте. Но Новый год и Рождество — праздники семейные, и после церковной службы наши предки спешили к праздничному столу и елке. Дети ложились спать в мечтах о подарках, которые их ждали поутру, взрослые степенно сидели за самоваром, девушки дожидались полуночи, чтобы погадать на суженого. Всем хотелось верить в лучшее.

Борис СИДОРЕНКО, краевед.

”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

08.12.2017 - 09:54 | Могилевская область 15 января отметит 80 лет со дня основания. По страницам истории

15 января 1938 года на карте огромной тогда страны - Советского Союза - появилась Могилевская область. Решение об ее образовании приняла первая сессия Верховного Совета СССР. Начался отсчет современной истории Приднепровского края.

07.12.2017 - 11:12 | В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси

В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси.

22.11.2017 - 10:53 | В Кировском районе поисковики обнаружили останки советских самолетов, сбитых летом 1941-го

В Кировском районе в ходе поисковой экспедиции могилевские историки и краеведы обнаружили фрагменты одного из советских самолетов, сбитых здесь фашистами летом 1941 года. Всего между деревнями Зеленая Роща и Забуднянские Хутора в самом начале Великой Отечественной немцы уничтожили 4 бомбардировщика СБ-2… Благодаря воспоминаниям очевидцев-старожилов поисковикам удалось установить уже несколько имен погибших летчиков.

14.11.2017 - 11:53 | Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года

Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года. Об этом сообщили в МГУ им. А.А. Кулешова.

10.11.2017 - 11:28 | Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова»

Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова». Мероприятие приурочено к 102-летию со дня рождения писателя, сообщили корреспонденту сайта в общественном объединении «Русское культурно-просветительское общество».

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения