Вверх

Вы здесь

От лаптей до маршальской звезды

«...Из-за горизонта появился самолет. «Мессер- шмитт-109»! Немецкий истребитель! Моему со­провождению команду «Маскируйся! Воздух!» давать не нужно: народ обстрелянный, сами знают. Они тут же укрылись в лесу и кустах. Остался на поле я один. Фашист сразу стал пикировать на меня. Уворачиваться от него не имело смысла - я знал: немцы отлично стреляли по точечным мишеням. Хоть и нелепо было погибать в самом конце войны, но слишком много было бы чести для немецкого истребителя, если б от него убегал советский генерал. В то же время фашист - я чувствовал - целился в меня, нужно было что-то делать. И еще не сообразив, как действовать дальше, я снял с головы шапку и стал ею призывно размахивать. Одет я был в полушубок. То есть не было видно, к какой воюющей стороне принадлежу. Вражеский летун так и не пустил по мне очередь крупнокалиберного пулемета...

Более того, он, пройдя возле меня, подпрыгнул на небольшую высоту и выпустил шасси. Своей команде я громко крикнул: «Ни с места!» Приземлив самолет, летчик подрулил к лесу и выключил мотор. Только открылся фонарь кабины, мелькнули привязные ремни и показалась голова немца, как мои солдаты набросились на вражеского «короля воздуха» и привели его ко мне...». Эта история, изложенная от первого лица, включена в книгу быховчанина Сергея Жижияна «Неизвестные страницы жизни маршала С.А.Красовского». Именно таким - находчивым, отважным, знающим цену риску - и был Степан Акимович: маршал авиации, Герой Советского Союза и наш земляк. Его малая родина - село Глухи, расположенное в 18 километрах от Быхова. Там в многодетной крестьянской семье рос будущий легендарный советский военачальник, помогал родным возделывать поля, ходил за плугом...

Как же ему, частенько оказы­вающемуся даже без ковриги хлеба (особенно в годы учебы в Быховском высшем начальном городском училище), удалось пройти путь, как он сам его называл, «от лаптей до мар­шальской звезды»? И помнят ли жители района о своем за­служенном соотечественнике? Об этом и не только - разговор с автором упомянутой книги, магистром исторических наук, директором Быховского район­ного историко-краеведческого музея Сергеем Жижияном.

- Сергей Филиппович, так все же, как получилось, что малограмотный паренек из Беларуси, которому, согласно информации некоторых его биографов, учеба давалась крайне нелегко, смог дорасти до уровня маршала авиации Советского Союза?

- Действительно, многие ав­торы, особенно современные, частенько в своих произведе­ниях употребляют относительно Красовского цитату «малограмотный белорус, вознесенный Сталиным». Что тут скажешь - давайте разбираться.  По за­конам Российской империи обучаться в высших начальных училищах могли только дети, окончившие начальную школу. В родном селе Степана Акимовича к таким можно отнести Глухское народное училище, где наш герой и постигал азы с 1906-го по 1910 год. Таким образом, к поступлению в Быховское выс­шее начальное училище он имел вполне достойное для своего возраста и социального положе­ния образование. Грамотность Красовского подтверждают и сохранившиеся тетради по русскому языку, экспонируемые сегодня в музее Плухской школы. Тексты в них написаны четким, убористым, почти каллиграфи­ческим почерком, абсолютно без ошибок. Дальше у уроженца Быховщины за плечами - курсы комсостава и усовершенствова­ния начсостава РККВФ, Воен­но-воздушная академия имени Н.Жуковского (из которой он выпустился в 1936 году). По­лучается, что еще до Великой Отечественной войны у Степана Акимовича уже было высшее военное образование. Кроме того, уже тогда он занимался педагогической деятельностью. Не многие советские, даже более маститые военачальники могут похвастаться подобным уровнем образования. Ему, кстати, помимо многочисленных военных регалий, присуждено звание «Профессор». Так что все россказни про «три класса церковно-приходской школы» - полная чушь!

- Известно, что на Красов­ского еще во время Граждан­ской войны обратил внимание сам Чапаев. Как вы считаете, это сыграло какую-то роль в судьбе молодого белоруса?

- Многие исследователи пишут о том, что у Василия Ивановича было просто фе­номенальное полководческое предвидение. Кроме Степана Акимовича (который в ту пору, будучи комиссаром и началь­ником связи 33-го авиаотряда, участвовал в боевых действиях против частей Белой армии на Юго-Восточном фронте), под началом Чапаева воевали Геор­гий Жуков, Александр Беляков, Сидор Ковпак, Иван Панфилов и другие. Несомненно, служба под руководством талантливейшего полководца для всех их стала хорошей школой и помогла в достижении будущих высот.

- Этому наверняка также немало поспособствовали неординарность мышления, стратегический талант и уме­ние завоевывать авторитет у окружающих.

- Касательно Красовского - бесспорно. «Наш командарм», «неугомонный человек», «генерал-труженик», «отец авиаторов» или просто «Батя» - такими теплыми словами вспоминали Степана Акимовича все, кто воевал под его началом на фронтах Великой Отечественной войны. Он не допускал панибратства с простыми солдатами, наоборот - слыл требовательным и по-военному суровым, однако, где необходимо, проявлял демократизм и лояльность. Старался быть всегда и везде со своим составом: и в минуты отдыха, и в часы боев. Соединения под командованием Красовского на протяжении всей войны сражались на Южном, Брянском, Юго-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах; участвовали в боях за Ростов и Сталинград, в Курской битве, форсировании Днепра, освобождении Киева, в Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Нижне-Силезской операциях. Они боролись с силами люфт­ваффе в небе Карпат, над Ду- клой, над Одером и Нейсе, над Златой Прагой. Героизм 2-й воздушной армии, в которой командующим был наш соот­ечественник, вызывает восхи­щение и гордость: 228 летчиков, штурманов и стрелков-радистов из ее состава стали Героями Советского Союза, 17 - дважды Героями, 65 авиасоединений и частей завоевали право име­новаться гвардейскими, 125 заслужили почетные наимено­вания. Во многом благодаря «Бате», который не раз во время войны отличался креативными, нехрестоматийными идеями. Мало кто знает, что именно ему принадлежит задумка размеще­ния временных аэродромов на автобанах. Летчики-истребители 2-й воздушной армии первыми в мире в авиационной практике массово начали использовать шоссейную дорогу для взлета и посадки.

- Сергей Филиппович, а это не могло аукнуться сбоями в движении по магистрали?

- Когда Степан Акимович выдвинул предложение использовать для базирования самолетов автостраду Берлин - Бреслау, некоторые утверждали, мол, «Красовский возымел же­лание парализовать важнейшую коммуникацию фронта». Однако маршал авиации упорно отста­ивал свою позицию, разъясняя, что намечено использовать лишь небольшие участки автострады, сделав там съезды и объезды. Это, естественно, сказалось на резком активизировании наших боевых действий. Немецкое командование так и не смогло догадаться, с каких же аэро­дромов поднимаются советские истребители. Да и вообще, действия маршала авиации и соединений под его командо­ванием частенько обрастали легендами. Так, факты из био-4 графии летчиков 2-й воздушной армии, в том числе входившего в нее известного женского полка «ночных ведьм», легли в основу фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Фамилия уроженца Быховщины до сих пор известна не только в кругах историков, но также в творче­ской среде кинематографистов и литераторов. Героев, особенно таких, забывать нельзя.

- Степан Акимович и после Великой Победы вынужден был оставаться «в строю»?

- Да, Красовский командовал ВВС Дальневосточного военного округа. О его роли и значимости принимаемых решений в тот пе­риод говорит посредничество в налаживании отношений между Сталиным и Мао Цзэдуном. По­том было руководство ВВС Мо­сковского, Северо-Кавказского, Белорусского военных округов. Мирное время для уроженца Быховской земли повело свой отсчет лишь в 1956 году, когда его назначили начальником Военно-воздушной академии в Монино. Эта должность включа­ла в себя не только чиновничьи и руководящие функции в си­стеме образования Советской Армии - глава академии был фактически «хозяином» подмо­сковного городка. Там, к слову, до сих пор ходит легенда, что, посадить 250 деревьев. Больше не пострадал ни кустик.

- А родные места маршал авиации вспоминал?

- Более того, он очень многое сделал для деревни Глухи. Еще в 1959 году Красовский купил школе два грузовых автомобиля ГАЗ-бЗ и ЗИС-5, активно от­кликался на просьбы земляков о помощи. В 1960 - 1970-х в деревне были построены школа, больница, клуб, ферма, совхоз­ный парк, памятник соотече­ственникам, погибшим в период Великой Отечественной войны, общежитие для учащихся из дру­гих деревень, заасфальтирована дорога. Степан Акимович пы­тался даже раздобыть самолет, чтобы установить его во дворе школы... Поэтому вполне зако­номерно, что Быховщина должна отдать дань уважения своему великому соотечественнику. Но, к сожалению, этого до сих пор в полной мере не сделано. Созда­ется впечатление, что в Монино маршала авиации ценят больше, чем на родине. Там в его честь названа улица в военном гар­низоне и средняя школа №3, открыт бюст-памятник возле Северного КПП, администраци­ей поселка учреждена именная премия «в области образованияи военно-патриотического ворпитания детей и моло­дежи». У нас вся память о нем сводится к названию небольшой площади в центре Быхова и школьно­му музею в деревне Глухи. Кроме этого проводится местный атлетический турнир его памяти. Как ни странно, Красовский до сих пор не удостоен звания почетного гражда­нина районного центра, в городе ему нет ни одного памятника! Надеюсь, что в ближайшее время ситу­ация все же изменится...

«Могилевские ведомости»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

08.12.2017 - 09:54 | Могилевская область 15 января отметит 80 лет со дня основания. По страницам истории

15 января 1938 года на карте огромной тогда страны - Советского Союза - появилась Могилевская область. Решение об ее образовании приняла первая сессия Верховного Совета СССР. Начался отсчет современной истории Приднепровского края.

07.12.2017 - 11:12 | В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси

В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси.

22.11.2017 - 10:53 | В Кировском районе поисковики обнаружили останки советских самолетов, сбитых летом 1941-го

В Кировском районе в ходе поисковой экспедиции могилевские историки и краеведы обнаружили фрагменты одного из советских самолетов, сбитых здесь фашистами летом 1941 года. Всего между деревнями Зеленая Роща и Забуднянские Хутора в самом начале Великой Отечественной немцы уничтожили 4 бомбардировщика СБ-2… Благодаря воспоминаниям очевидцев-старожилов поисковикам удалось установить уже несколько имен погибших летчиков.

14.11.2017 - 11:53 | Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года

Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года. Об этом сообщили в МГУ им. А.А. Кулешова.

10.11.2017 - 11:28 | Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова»

Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова». Мероприятие приурочено к 102-летию со дня рождения писателя, сообщили корреспонденту сайта в общественном объединении «Русское культурно-просветительское общество».

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения