Рус Бел Eng 中文

По следам одной сенсации

Первая белорусская книга была издана в Могилеве в 1504 году! Такими новостями в последнюю неделю кормит публику интернет. Откровенную глупость перепечатывают даже уважаемые порталы. Народ читает, обалдевает и верит. Как в НЛО и привидения. Но никто еще не представил собственно уникальное издание. Потому что его не существует в природе. Было лишь сообщение киевской исследовательницы Светланы Кагамлык, которая нашла в Центральном государственном историческом архиве Украины список книг, хранившихся в церкви Пречистой Богородицы села Яловка нынешней Брянской области России. В реестре значится «Апостол» печати могилевской 1504 (года. — В.К.)». Конечно, интересное свидетельство. Какой–то ученый, прежде читавший рукопись, даже оставил на полях ремарку: «Ого!» 

Жару поддал директор Музея истории Могилева Алексей Батюков, который с большим интересом относится ко всему, что связано с его городом. На этот раз он опубликовал информацию от киевской исследовательницы с отсканированной страницей «сенсационного» документа — и непросвещенная публика принялась тиражировать известие как факт. 

В ученом мире эту утку восприняли с возмущением. Николай Николаев, завотделом редких книг Российской национальной библиотеки, наш земляк и крупнейший знаток старопечатных изданий, осторожно допускает, что «нельзя ничего исключать», но все же полагает, что «на 99,9 процента перед нами — описка того писца, который составлял список церковных книг». 

Батюков вторит коллеге: «Я считаю, что перед нами, скорее всего, ошибка. Но существование такой рукописи с датой «1504» — исторический факт, который надо или доказать, или опровергнуть». 

Заместитель директора Национальной библиотеки, председатель Международной ассоциации белорусистов Алесь Суша опроверг все домыслы: 

— Во–первых, могилевского издания 1504 года нет и никогда никем не было зафиксировано ни в одной из библиотек мира. Во–вторых, ни одна из летописей не сохранила сведений о таком важном событии, как появление в Могилеве книгопечатания. Даже собственно могилевские хроники, которые велись вплоть до XIX века, не упоминают об «Апостоле» якобы 1504 года. Почему? Потому что, очевидно, не было такой книги. 

Реестр XVIII века из украинского архива, в котором упомянута несуществующая могилевская книга

Также Алесь Суша обратил внимание на другие неточности списка, опубликованного киевской исследовательницей. Там значится «Трефологий» новгородской печати» 1685 года. Но ни в нашем Новогрудке, ни в российском Новгороде Великом в то время не печатали книг кириллицей. А в украинском Новгороде–Северском типография закрылась в 1679–м. В том же реестре отмечен «букварь с толкованием», якобы изданный в Киеве в 1712 году. Но и эта книга неизвестна историкам. 

К сожалению, даже у маститых ученых есть соблазн раздуть сенсацию, привлечь к себе внимание на пустом месте. Однако подобные действия только подрывают доверие общества к науке. Чего удивляться тогда, что после таких псевдосенсаций народ бросается на любые фальшивки, которыми запружены книжные развалы? А потом мы сетуем, что в головах людей — не знания о реальных и важных событиях прошлого, а каша из сказок. 

Авторитетно 

Игорь Марзалюк, заведующий кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин Могилевского госуниверситета имени Аркадия Кулешова, доктор исторических наук, профессор: 

— В 1504 году Могилев уже существовал. Это был город с торговой площадью, замком, Спасской церковью, монастырем. Но если бы здесь имелась типография, то куда она делась? Я не верю в сенсацию. Это фейк. Любому ученому известно, как часто ошибались писари, составляя разного рода реестры. Да и сейчас кто не ошибается? Поэтому единственным доказательством, что в моем городе работал — ранее издания Скориной Библии в Праге! — типографский станок, может быть только вышедшая из–под него книга. А ее нет. Поэтому нет и предмета для дискуссии. А я хотя и патриот Могилева, но не настолько, чтобы поддерживать  мифы. 

Справка

Первые белорусские книги — перевод Библии — были напечатаны в Праге в 1517 — 1519 годах Франциском Скориной. Он продолжил затем публикацию священных текстов в Вильне — в 1522 — 1525 годах. Книга под названием «Апостол» издавалась в Могилеве в 1638 году, но с указанием Киева как места выхода. Кроме того, «Апостол» публиковался в Вильне — в 1525–м (Скориной), 1591 (Мамоничами), 1592, 1595, 1596, 1623, 1641, Евье — Вевисе (1611), Кутейно (1632, 1652). 

«Советская Белоруссия»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

23.05.2018 - 10:24 | В Кричеве во дворце Потемкина открыли «Зал афганской славы»

Во дворце Потемкина в Кричеве открыли «Зал афганской славы». В торжестве приняли участие представители райисполкома, Совета депутатов, общественных организаций, ветераны пограничных войск, и, конечно, те, кто прошел Афганистан.

22.05.2018 - 09:06 | Памятный знак в честь 100-летия пограничных войск появился в Кричеве

В парке Победы Кричева открылся памятный знак в честь 100-летия образования пограничных войск. Мемориал появился по инициативе районной общественной организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» при поддержке местного райисполкома.

21.05.2018 - 12:19 | Беларусь примет мото-автопробег «Победа без границ»

На территории стран СНГ, в том числе и в Республике Беларусь, проходит Международный патриотический мото-автопробег «Победа без границ» памяти всех воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, по местам боевой славы Панфиловской дивизии.

15.05.2018 - 09:41 | Поисковый клуб «ВИККРУ» нашел точное место легендарной битвы при Головчине 1708 года

Вышел 11-й выпуск военно-исторического сборника «Могилевский поисковый вестник».

28.04.2018 - 13:03 | В Славгородском районе проходит краеведческая поисковая экспедиция «Днепровский рубеж»

Поисковая краеведческая экспедиция «Днепровский рубеж» работает в Славгородском районе. Здесь, на берегах Сожа в 1941 году мужественно сражались воины 20-го стрелкового и 25-го механизированного корпусов Красной Армии. При попытке вырваться из вражеского окружения и штурме немецких укреплений в Славгороде в июле 1941 года сотни красноармейцев и командиров погибли, тысячи пропали без вести, попали в плен.