Вверх

Вы здесь

По Днепру на «Крейсере №2»

Еще столетие тому назад наш город упоминался во всех официальных изданиях не иначе как Могилев на Днепре, и реке город обязан если не всем, то очень и очень многим. И хотя водный поток, именуемый Днепром, явление физико-географическое, оно содержит и общественно-исторический компонент, объединяя человека и реку во времени и пространстве.

Наш далекий предок боготворил реку. «На реке он живал, - писал великий русский историк В.О. Ключевский, - жил с ней душа в душу. Он любил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов - и было за что. При переселении река указывала ему путь, при поселении - она его неизменная соседка: он жался к ней, на ее берегу ставил свое жилье, село или деревню. В продолжении значительной постной части года она и кормила его. Для торговца она готовая линия и даже зимняя ледяная дорога, не гро¬зила ни бурями, ни подводными камнями: только вовремя поворачивай руль при постоянных капризных извилинах реки да помни мели, перекаты. Река даже является своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. Она и сама любит порядок, закономерность. Ее великолепные половодья, совершаясь правильно в урочное время, не имеют ничего себе подобного в западноевропейской географии». Читаешь и думаешь, что все это как будто написано специально для днепровского Могилева. Но много ли мы знаем о традициях плавания по Днепру вообще и жителей города в частности?

История начинается с географии и развивается в географическом пространстве. Поэтому возьму на себя смелость утверждать, что если группа туристов или экскурсантов отправится на прогулочном катере или теплоходе в пределах Могилева хотя бы от окраин микрорайона Юбилейный до портового затона, то впечатлений от исторического повествования на основе хорошо составленного и выверенного экскурса с конкретной привязкой событий к днепровским берегам будет куда больше, чем от простой прогулки пусть по историческому центру города.

И здесь убедимся, что обычаи и установившиеся порядки передвижения по днепровской глади были неотъемлемой частью городской повседневности. Уже много говорилось о днепровском пути «из варяг в греки», но при этом забывали отметить, что на его могилевском отрезке вдоль живописных могилевских холмов проплывали практически все известные фигуранты древнерусской истории: Аскольд, Олег, Игорь, Святослав, Ольга, Владимир. Ярослав, а если взять еще и позднее Средневековье, новое и новейшее время, современность, то количество имен превысит размер статьи. Основательно же Днепр стал осваиваться со второй половины XIX века - с периода нашей первой индустриализации. Сейчас на реке моторная лодка - нечастый гость, и хотя на речном берегу красуется яхт-клуб, ни яхт под парусами, ни байдарок особо в городской черте не видно, разве что время от времени несколько белых теплоходов напоминают о том, что река как- то служит городу. Но так было не всегда, и еще каких-нибудь 100-150 лет тому назад жизнь на Днепре в навигационный период не замирала. «Могилев, - читаем мы в «Опыте описания Могилевской губернии» (кн. 2, 1884 г.), - вследствие отдаленности железной дороги не может иметь видного положения в ряду других торговых русских городов. Товары, направляемые в Могилев из других губерний, доставляются сюда или по Днепру, или по железной дороге до Орши, а затем водою или на подводах по шоссе. На Могилевской пристани ежегодно разгружается от 40 до 50 берлин и около 40 более мелких судов, а грузится до 30 берлин и свыше 30 меньших судов; отсюда отправляется также от 50 до 60 плотов, содержащих от 200 до 250 тысяч штук разного рода лесных материалов». И еще (в кн. 1, 1882 г.): «В Могилевской губернии по Днепру ходят также и пароходы. Между Киевом и Рогачевом существует постоянное пароходное сообщение; с 1881 г. небольшие пароходы начали совершать пассажирские рейсы также между Могилевом, Оршею и Рогачевом. Весною и осенью, во время разлива и в половодье, ходят до Могилева буксирные пароходы, которые, отправляясь обратно, принимают обыкновенно пассажиров».

Но время шло, и судоходство расширялось. В пределах Могилевской губернии находились две судоходные реки, часть реки Днепр на протяжении 420 верст и все течение реки Сож. Плавание по ним контролировал Киевский округ путей сообщения. В навигационный период в пределах 3-х судоходных дистанций этого округа в начале XX века совершали рейсы 78 товарно-пассажирских и 26 буксирных пароходов, которыми было перевезено пассажиров 241370 и доставлено пароходами 204 судна и 5144052 пуда груза. Собственной железной дорогой Могилев обзавелся только в 1902 г., и Днепр долгое время играл роль транспортной артерии, обеспечивая движение грузов и пассажиров как на северном, так и на южном направлении. Город, в отличие от современного положения, был буквально придвинут к реке. На фотографиях начала XX в. хорошо видны складские помещения и лабазы, а также здание пристани под трехцветным имперским флагом. «Недалеко от моста, - вспоминал могилевский гимназист А. А. Власов, - находилась пристань речного пароходства. Речные пассажирские колесные пароходы уходили из Могилева по двум направлениям: на север в сторону Орши и на юг в сторону Киева. В этом направлении - на Киев - ходили пароходы крупнее и, вероятно, более удобные для пассажиров. Черная труба, белая надстройка с каютами, под ней опять черная полоса. Помню названия: «Вера», «Надежда», «Любовь». По своей конструкции эти пароходы не могли пройти дальше Могилева вверх по течению. Пассажирам предлагалось перебраться на другие мелкосидящие пароходы меньшего тоннажа, которые могли довезти до Орши. Приятно было, находясь у моста, прислушиваться к мирному плеску лопастей колесных пароходов. Этот плеск как-то не противоречил природе. Это совсем не то, что машинный скрежет на заводах». Днепру отдал должное и последний русский император, по приказу которого в период пребывания в Могилеве Ставки Верховного Главнокомандующего из Санкт-Петербурга доставили катер. Николай II любил флот, но довольствовался и рекой. Вот одна из записей царского дневника: «20-го сентября. Воскресенье. Вскоре после завтрака отправился по шоссе на Оршу и пешком на знакомый берег Днепра. Там я со спутниками сел на большой моторный катер «Крейсер №2» и пошел вверх. Затем вернулся, и мы пересели на три шлюпки. Проплыли вниз к Могилеву, прибыли на пристань в 5 и 1/4, совершив замечательно приятную и красивую прогулку по реке в такую чудную погоду». Так что, если действительно делать ставку на развитие водного туризма в Могилеве и окрестностях, то восстановить маршруты императора по Днепру и места его остановок - задача хоть и трудная, но вполне посильная.

Отметим, что истоки водного туризма в Могилеве и вообще отдыха на воде восходят еще к 60-м годам прошлого века. Именно тогда от автобусной пригородной станции, расположенной над водой в районе современной, а тогда еще не существующей улицы Челюскинцев, можно было спуститься на пристань и совершить на белом теплоходе путешествие по Днепру до Солтановки и обратно. Я, тогда еще совсем маленький октябренок, запомнил шикарный буфет на теплоходе и великолепную могилевскую выпечку того времени - таких булочек с кремом, крем-соды и крюшона сейчас уже нет... К отдыху на воде в те времена относились серьезно, и в единственный воскресный выходной на теплоход спешили всей семьей. Могилевчане тогда мало увлекались спиртным, и моторные лодки наряду с мотоциклами и первыми спидолами были в большой моде. В автобусах то и дело возникали диалоги о достоинствах и недостатках лодочных моторов «Вихрь» или «Ветерок». По реке до темноты сновали моторки, водные лыжи никого не удивляли, а металлические и деревянные лодки стояли прямо на берегу с просунутыми через замки цепями, за¬крепленными за вбитые в грунт чугунные столбики. Особо привлекательным выглядел разместившийся на воде ресторан «Поплавок», где под песни раннего Магомаева молодежь могла повеселиться и отдохнуть. К услугам отдыхающих была и лодочная станция, где за символическую плату можно было взять лодку напрокат. Сейчас ничего этого нет, но белые теплоходы и строящийся причал на левом берегу Днепра напротив здания Октябрьского райисполкома внушают надежды, что жизнь на реке еще возродится.

”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

08.12.2017 - 09:54 | Могилевская область 15 января отметит 80 лет со дня основания. По страницам истории

15 января 1938 года на карте огромной тогда страны - Советского Союза - появилась Могилевская область. Решение об ее образовании приняла первая сессия Верховного Совета СССР. Начался отсчет современной истории Приднепровского края.

07.12.2017 - 11:12 | В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси

В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси.

22.11.2017 - 10:53 | В Кировском районе поисковики обнаружили останки советских самолетов, сбитых летом 1941-го

В Кировском районе в ходе поисковой экспедиции могилевские историки и краеведы обнаружили фрагменты одного из советских самолетов, сбитых здесь фашистами летом 1941 года. Всего между деревнями Зеленая Роща и Забуднянские Хутора в самом начале Великой Отечественной немцы уничтожили 4 бомбардировщика СБ-2… Благодаря воспоминаниям очевидцев-старожилов поисковикам удалось установить уже несколько имен погибших летчиков.

14.11.2017 - 11:53 | Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года

Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года. Об этом сообщили в МГУ им. А.А. Кулешова.

10.11.2017 - 11:28 | Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова»

Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова». Мероприятие приурочено к 102-летию со дня рождения писателя, сообщили корреспонденту сайта в общественном объединении «Русское культурно-просветительское общество».

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения