Вверх

Вы здесь

С ГАИ в сердце

Мы привыкли видеть их на дороге: в любую погоду они следят за порядком, регулируют движение, разбираются в обстоятельствах ДТП, проводят профилактические мероприятия и, куда уж без этого, штрафуют нерадивых водителей. На современных дорогах все больше и больше машин, мотоциклов, велосипедов. Работы у сотрудника ГАИ всегда много…

3 июля исполнилось 80 лет со дня образования Госавтоинспекции в Республике Беларусь. Майор милиции в отставке Геннадий Константинович Макаренко двадцать лет своей жизни посвятил службе в ГАИ. На пять лет он старше любимой службы (свой 85-летний юбилей отметил 19 июня). Ему есть о чем вспомнить: еще ребенком своими глазами видел войну; в армии служил в морской авиации, за успешные операции награжден медалью «За боевые заслуги»; помнит, как в Управлении ГАИ Могилевщины появился первый служебный автомобиль; был за рулем машины, сопровождавшей самого Машерова. Да что и говорить, автомобилисты со стажем, наверняка, помнят госавтоинспектора Макаренко на желтом «Москвиче».

Геннадий Константинович Макаренко родился 19 июня 1931 года в Могилеве. Ему было всего 10 лет, когда началась война. Частный дом семьи Макаренко располагался на улице Льва Толстого. Дети своими глазами через дорогу от дома видели танки и орудия, помогали нашим военным оттаскивать гильзы, ящики от снарядов. Распознавали по звуку военные самолеты, летающие на очень низкой высоте. От бомбежек и перестрелок прятались в окопе, выкопанном прямо в огороде у дома.

Геннадий Константинович вспоминает, как в 44-ом году бегал с ребятами около кинотеатра «Чырвоная Зорка». Немецкие зенитчики, стоявшие возле железнодорожного моста, сбили наш самолет «ИЛ-10». Дети видели, как он падал: возле церкви на Подниколье носовой частью ушел в землю метра на два. Видели мальчишки и двух мертвых летчиков из того самолета.

Макаренко помнит, как в районе Быховского рынка бомбили Могилев, оборону в Буйничах... Сам неоднократно был на волосок от смерти. По его словам, все запомнилось. И хоть 10-летняя ребятня до конца не понимала, что такое война, то страшное время до сих пор стоит перед глазами…

После войны Геннадий Макаренко отучился в средней школе. Закончил ремесленное училище на Плеханова. Работал токарем на заводе «Строммашина»; машинистом завода; водителем на предприятии, в Могилевском автопарке, на станции «Скорой помощи».

С ностальгией в голосе вспоминает Геннадий Константинович учебу в могилевском аэроклубе, где окончил курсы на механика, планериста и пилота. Неоднократно летал на учебно-тренировочном самолете в Пашково. Вероятно поэтому, когда в 20 лет парня призвали в армию, сразу же направили на Север в морскую авиацию. Служил наш герой в отдельном морском разведывательном авиационном полку. Летчики выполняли спецзадания на самолетах  «Каталина», «Амфибия». Техника была старая. Часто двигатели заклинивало, и самолеты загорались. Макаренко дважды был на волосок от смерти: когда загорелся самолет над Баренцевым морем и когда ночью врезался в замерзшую Северную Двину.

За службу в военной авиации Г.К. Макаренко удостоен медали «За боевые заслуги», которая, по признанию владельца, самая ценная и дорогая его сердцу.

Отслужив три года в морской разведке, Геннадий Макаренко вернулся в родной Могилев. О выборе профессии вопрос не стоял: «Я ГАИ всегда уважал. У меня отец шофером автобуса работал. Частенько наблюдая за регулировщиками, которые работали возле моста, ловил себя на мысли, что хочу быть на их месте», - признается Геннадий Константинович.

В областной Госавтоинспекции водителя первого класса Макаренко в июле 1967-го года на службу приняли сразу, присвоили звание. Первым местом работы инспектора дорнадзора отделения ведмилиции по дорнадзору УОПП УВД стала та самая площадка у Днепровского моста.

С июля 1969-го на протяжении шести лет Геннадий Константинович был старшим инспектором дорожного надзора отдельного взвода дорнадзора ГАИ УВД Могилевского облисполкома. Отвечал за агитационную и пропагандистскую работу. Макаренко ездил по автохозяйствам, проводил там собрания и воспитательные беседы.

С познавательными лекциями посещал могилевские детсады и школы, рассказывал детям о правилах дорожного движения. Ученики в благодарность дарили ему книги с памятными надписями. Стоит отметить, что Геннадий Константинович, к слову, сам отец двух дочерей, к подрастающему поколению относился с трепетом. Занятия в школах проводил с удовольствием и своих подопечных оберегал. «На Первомайской улице напротив первой школы был островок безопасности. Я всегда объяснял детям, которые шли в школу и переходили дорогу в этом месте: «Обождать можно на островке безопасности: ни один автомобиль сюда не заедет!» Как-то раз грузовая машина с третьего комбината на скорости выскочила на этот островок, детей чуть не задавила. Ребята мне об этом происшествии рассказали. Я директору комбината предложил провести беседу с водителями. Ворота закрыли. На профбеседу пригласили виновника, остальных водителей и ребят-очевидцев происшествия. Дети рассказали собравшимся об этом случае. Досталось тогда водителю от других шоферов! Такой вот мой метод воспитания» - делится воспоминаниями наш герой.

Поначалу Макаренко работал на мотоцикле, за ним закрепили «Урал» красного цвета с коляской. Вскоре он стал счастливым обладателем служебной машины. Синий «Москвич-402» был первым в УГАИ Могилева. Геннадий Константинович помнит, как собственноручно с помощью трафаретов наносил на авто надписи «ГАИ». С помощником на крышу закрепили обыкновенные динамики. Эта машина использовалась только для агитации и пропаганды: курсировала по центральным улицам областного центра. Через громкоговорящую установку сотрудник ГАИ предупреждал водителей и пешеходов о строгом соблюдении ПДД на проезжей части. Следующим служебным автомобилем Макаренко стал уже «Москвич» желтого цвета.

Почти 5 лет (1975-1980 гг.) прослужил Геннадий Константинович госавтоинспектором отдела внутренних дел Ленинского райисполкома города Могилева. Здесь его обязанности расширились. Помимо бесед и собраний в школах и коллективах, проводил технический осмотр транспорта, проверял техсостояние автомобилей при выезде из гаража на линию. Нерадивых водителей, не ценящих чужой труд, также мог остановить и провести воспитательную беседу. От зоркого глаза инспектора не ушел, к примеру, курящий водитель, выбросивший пустую пачку из-под сигарет прямо на асфальт, или шофер под завязку загруженного песком самосвала: песок кучами высыпался на дорожное полотно. Не любил Макаренко и водителей-нерях: «Спрашивать можно с водителей, когда ты сам можешь послужить примером. Свою служебную машину и собственный «Москвич-комби» только что платком носовым не протирал!» - заверяет майор милиции в отставке.

Не уважал Геннадий Константинович откровенное нахальство и жестокость на дороге: «Ехал я когда-то по улице Космонавтов. Вижу: впереди мужчина на машине по шоссе кота гоняет. Меня не видит. В результате кота задавил. Прижимаю его к обочине и спрашиваю, зачем совершил такую глупость. Затем задал ему несколько вопросов по правилам дорожного движения, - он не отвечает. Я права у водителя этого забрал и отправил его на пересдачу. Он год ходил, не мог сдать устный экзамен. Уже потом узнал, что нарушитель этот каким-то начальником оказался. Но это ни на что не повлияло. Нельзя быть таким жестоким…”, - сокрушается майор милиции в отставке.

Служба в ГАИ многогранна: вчера - детей сопровождали в пионерлагеря, сегодня - дежурят на дорогах, завтра - в кортеже высокопоставленных лиц. «Если детей сопровождали - ехали очень медленно и аккуратно. Как-то Петр Миронович Машеров ехал через Могилевскую область на семинар по сельскому хозяйству. Мы его встретили на Минском шоссе и сопровождали до Гомеля. Я сзади на желтом «Москвиче» с мигалкой. Миссия была ответственная» - с ностальгией в голосе вспоминает Г.К. Макаренко.

С февраля 1980-го по август 1982-го гг. Геннадий Константинович служил старшим госавтоинспектором Центрального РОВД Могилева. Верный выбранной профессии, честно контролировал правопорядок на дорогах города. К водителям-нарушителям Макаренко относился со всей строгостью, хоть среди знакомых слыл добрым и общительным человеком. Многие владельцы авто принципиального инспектора знали в лицо и боялись. «80-ые годы. За мной тогда закреплен был Центральный район Могилева. Помогали общественники - гражданские люди. Они стояли вдоль улицы Первомайской, в районе универмага. У каждого был жезл: имели право останавливать авто. А я проезжал и контролировал. Если кого-то тормозили в центре города за превышение скорости, я таких нарушителей тестировал на знание ПДД. Они, конечно, в большинстве запинались. Водители между собой мои уроки обсуждали. Так, по Первомайской улице уже ехали не 60, а 40. Боялись, что общественники номер запишут».

Перед пенсией Геннадий Константинович несколько лет работал старшим инспектором-дежурным отдельного дивизиона (позже - отдельной роты) ДПС ГАИ УВД. В марте 1987-го года вышел в отставку, пройдя путь от старшины до майора милиции.

Имеет ряд медалей и наград: медаль «За боевые заслуги» (за военную службу с риском для жизни), «За безупречную службу» трех степеней, «Ветерана труда», юбилейные медали.

Уже, будучи на пенсии, Макаренко участвовал в художественной самодеятельности, пел в ансамбле ГАИ. Гордится своей коллекцией книг и фильмов о войне.

Сегодня он полон воспоминаний. Удостоверение ветерана ГАИ в красном кожаном переплете он справедливо заслужил: ведь значительную часть своей жизни посвятил службе в Госавтоинспекции.

Юлия Холомеева, корреспондент отделения информации и общественных связей УВД Могилевского облисполкома

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

08.12.2017 - 09:54 | Могилевская область 15 января отметит 80 лет со дня основания. По страницам истории

15 января 1938 года на карте огромной тогда страны - Советского Союза - появилась Могилевская область. Решение об ее образовании приняла первая сессия Верховного Совета СССР. Начался отсчет современной истории Приднепровского края.

07.12.2017 - 11:12 | В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси

В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси.

22.11.2017 - 10:53 | В Кировском районе поисковики обнаружили останки советских самолетов, сбитых летом 1941-го

В Кировском районе в ходе поисковой экспедиции могилевские историки и краеведы обнаружили фрагменты одного из советских самолетов, сбитых здесь фашистами летом 1941 года. Всего между деревнями Зеленая Роща и Забуднянские Хутора в самом начале Великой Отечественной немцы уничтожили 4 бомбардировщика СБ-2… Благодаря воспоминаниям очевидцев-старожилов поисковикам удалось установить уже несколько имен погибших летчиков.

14.11.2017 - 11:53 | Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года

Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года. Об этом сообщили в МГУ им. А.А. Кулешова.

10.11.2017 - 11:28 | Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова»

Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова». Мероприятие приурочено к 102-летию со дня рождения писателя, сообщили корреспонденту сайта в общественном объединении «Русское культурно-просветительское общество».

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения