Вверх

Вы здесь

Самолет для души

Шкловский умелец летает на собственноручно сделанной "авиетке"

Каждый человек, наверное, интуитивно стремится ввысь, к облакам. И каждый сам решает, зачем ему небо… Но бывают люди просто одержимые им. Шкловчанина Андрея Коголя  мечта летать преследовала с детства и привела его, тогда семилетнего мальчугана, в авиамодельный кружок, где он делал кордовые (управление ими происходит за счет стальной проволоки или тросиков) копии самолетов. Радиоуправляемые, конечно, более интересные, престижные, но и прямое управление моделью «на руке», когда по кордам передается каждый оборот двигателя, каждый воздушный поток, - это круто.

Между прочим, многие авиамоделисты так и говорят: летаю на кордовых, летаю на радиоуправляемых. Вот и Коголь обмолвился: «Я всю жизнь летаю». По сути, это действительно так. Когда он оканчивал школу, его друзья­десятиклассники еще сдавали выпускные экзамены, а Андрей уже вступительные - в Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Поступил, а после первого курса ушел в армию - будущие пилоты пассажирских лайнеров подлежали призыву и на пару лет меняли свою синюю форму на солдатские «кирзачи». Благо попал  Коголь в ВВС, служил связистом и (была такая возможность) продолжал заниматься авиамодельным спортом - взял даже «бронзу» чемпионата Вооруженных сил. А потом вернулся в училище, отлетал на учебно-тренировочных самолетах Як-18 т, сдал теорию по более серьезному Ан-2…

- Система управления, что моделями, что реальными самолетами, в принципе одна и та же, - говорит Андрей Коголь. - Хоть в первом случае пилот с пультом в руках - на земле, а во втором - за штурвалом самолета. Моделью управлять даже сложнее - потому что, когда она летит от тебя, то право и лево будет одинаково и для пилота, и для модели, но когда модель разворачивается и летит  уже на тебя, то управление - с точностью до наоборот. Ты поворачиваешь рычаг пульта направо, модель, летящая на тебя, тоже поворачивает направо, но для вас это будет лево! Такую смену управления авиамоделисту надо отрабатывать до автоматизма. Ну а что касается реальных самолетов, то маленьким управлять тяжелее, чем большим. Выпускников училищ гражданской авиации направляли обычно вторыми пилотами Ан-2, а потом они, если надо, переучивались на Як­40 и другие реактивные лайнеры…

Окончить училище Коголю не довелось - ушел с последнего курса. Потому как впереди не было никаких перспектив. Наступили 1990-е - время развала единого «Аэрофлота». Когда сокращались воздушные перевозки, не было керосина, запчастей, зарплат, появилась армия безработных летчиков. А Андрей уже создал семью, надо было зарабатывать на жизнь, и бывший курсант подался в предприниматели: занимался фотосъемками, пробовал себя в других сферах бизнеса. Ну, а потом семейные обстоятельства сложились так, что семья Коголей переехала в Шклов. Поначалу работал фотохудожником…

- Но однажды очень захотелось сделать модель самолета - радиоуправляемую, - рассказывает он. - Я поехал в Могилев, в областной Центр детского технического творчества, там мне рассказали и показали, что да как. А когда поняли, что у меня солидный опыт в строительстве авиамоделей, предложили стать руководителем соответствующего кружка в Шклове. И вот я уже шестнадцатый год занимаюсь с ребятами авиамодельным спортом…

По большому счету, если этот кружок (или, как его сегодня называют, объединение по интересам) еще живет, то - прежде всего стараниями руководителя. Раньше немного помогал с материалами для строительства моделей областной Центр, но потом Коголю дали понять: финансов нет и пока не предвидится. А потому  все оборудование, инструменты, материалы он в основном приобретает за собственный счет. Между тем только двигатель для кордового самолета стоит около ста долларов, а электронная «начинка» радиоуправляемого куда дороже. Секрет живучести кружка - в энтузиазме и предприимчивости руководителя. К слову, сегодня Коголь  по уникальной матричной технологии способен в короткие сроки изготовить пилотажные модели самолета с длиной фюзеляжа и размахом крыльев около двух метров. Такие копии  раньше делались в основном  из легких материалов: бальзы (легкое и твердое дерево), клееной фанеры. Но с 2006 года шкловский мастер начал изготавливать  модели с использованием собственноручно выполненных сэндвич­заготовок: стеклоткань  - бальзовый шпон - стеклоткань (чуть позже мировые авиакорпорации стали строить  с применением сэндвич­панелей реальные самолеты), и получалась идеально ровная, крепкая и аккуратная конструкция, выдерживающая высокие полетные нагрузки. Однажды с просьбой изготовить и продать уменьшенную копию самолета СУ­26  к нему обратился московский авиамоделист  - с коголевским аппаратом он занял третье место на чемпионате России в классе пилотажных копий. Ну, а Коголь  на вырученные деньги закупил новые материалы, комплектующие и прочее оборудование для работы кружка. К примеру, с помощью компьютерного программирования ему удалось «научить» габаритную модель выполнять знаменитую фигуру высшего пилотажа «кобра», когда самолет летит, откинувшись назад на 120 градусов - «хвостом вперед». Этот эффектный маневр всегда вызывает восторг у зрителей на демонстрациях полетов авиамоделей. А больше всего Коголь гордится успехами своих учеников - чемпионами  республики по авиамодельному спорту Юрием Котовым и Максимом Остриковым.

Дальше - больше, в 2014 году Андрей Коголь приступил к изготовлению самого настоящего двухместного самолета. Загорелся идеей после того, как один из его бывших учеников привез в Шклов параплан - аппарат с неподвижным крылом, по конструкции аналогичный планирующему парашюту. Коголь на нем полетал, не особо впечатлился (скорости - никакой) и решил сделать «авиетку» (легкомоторный самолет). Мечта летать как была, так и осталась! Да и показать, на что способен, хотелось. Иные умельцы легкий летательный аппарат просто из труб сваривают, а он решил сделать настоящую цельнометаллическую машину. Все нюансы  по строительству «авиетки» почерпнул в Интернете. Плюс необходимые расчеты плюс большой опыт в авиамоделизме - вот и вся конструкторская база. Из настоящего авиаматериала - только дюраль для обшивки фюзеляжа и крыльев, без этого сверхлегкого и очень прочного сплава в самолетостроении никуда. Баки, шасси - из подручных деталей. Двигатель  мощностью 120 «лошадей» - от автомобиля Subaru.

- Около 200 килограммов дюраля заказал в Минске - привезли, потом  рассчитал конструкции, нарисовал, сделал загибы, бэушный двигатель приобрел в магазине запчастей, - рассказывал Андрей Коголь. - Конечно, денег на все про все много уходит. Поэтому каждый год беру отпуск на летние месяцы и еду на заработки в Россию. 

В прошлогоднем апреле самолет, внешне похожий на легендарный американский Piper, был собран. Навыки управления  аппаратом Коголь вспоминал и отрабатывал на земле и вскоре совершил первые «пробежки» по полю. А 4 мая, сняв с самолета крылья, прицепил его к авто и повез испытывать на бывший быховский аэродром. По дороге «автопоезд» остановил гаишник: «Где документы на прицеп?»  Вникнув в ситуацию, посмеялся и отпустил с миром. На длинной, почти  3 километра, быховской взлетно­посадочной полосе Коголь, оторвав самолет от земли, сделал подлет на 30 метров и опустился на бетонку. Все нормально. Потом на небольшой высоте пролетел по прямой 100 метров - машина слушалась рулей и вела себя спокойно. И тогда пилот отважился на так называемую «коробочку» (взлет, полет по кругу и посадка). Все прошло на ура!

Сколько с тех пор Коголь (он сохранил летную книжку) сделал вылетов на разрешенной для легких летательных аппаратов высоте - до 200 метров, он не считал. Не обошлось без происшествия: при взлете ручка управления вдруг дернулась, самолет клюнул носом и совершил такую жесткую посадку, что надломились шасси.  Как потом выяснилось, с ролика соскочил тросик управления. Позже Коголь такую вероятность свел к нулю.  А вообще, говорит, самолет очень надежный. Конечно, в полете может случиться всякое, но машина сконструирована так, что даже при остановке двигателя  преспокойно спланирует на площадку.

Посмотреть на полеты самодельного самолета собирается много шкловчан.  Как всегда, кто­то из ребятишек и взрослых просит Коголя покатать на нем. И иногда на «провоз» совершеннолетних он соглашается. Чтобы увидеть, как тревога и напряженность на лице пассажира в начале полета потом сменяется неописуемым восторгом! Когда под самолетом проплывают прямоугольники пашен, зеленый ковер леса, серебристые изгибы Днепра…  И становится понятно, почему люди, испытавшие  чувство полета, хотят повторить его вновь и вновь!  

А Андрей Коголь задумал построить еще один самолет, в котором  пассажир будет сидеть не позади пилота, а рядом с ним, чтобы можно было показывать навыки в пилотировании воспитанникам. И сейчас прикидывает, как лучше сделать такой аппарат. Сделает, можно не сомневаться.

”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

06.12.2017 - 15:27 | Кооперация позволяет предприятиям достичь высокой эффективности производства - Руслан Страхар

На современном этапе развития кооперация представляет собой действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и имеющихся ресурсов. Такое мнение высказал сегодня на межрегиональной конференции «Кооперация производства, бизнеса и науки в промышленности: успехи, проблемы, перспективы» председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Руслан Страхар.

13.11.2017 - 10:03 | Повышать престиж науки и образования нужно за счет экономического стимулирования ученых - мнение

Повышать престиж науки и образования нужно в том числе за счет экономического стимулирования ученых с учетом их эффективности. Такое мнение высказал корреспонденту делегат II Съезда ученых Беларуси, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» доцент Белорусско-Российского университета Александр Щур.

04.11.2017 - 09:26 | Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы - мнение

Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы. Такое мнение высказали супруги Непес и Ольга после приема, который провел в Совете Министров руководитель Министерства здравоохранения Валерий Малашко.

26.10.2017 - 09:17 | Фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен - Ирина Дрига

Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен, сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

25.10.2017 - 16:37 | Презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами - дипломат

Комплексные презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения