Вверх

Вы здесь

Санация или ликвидация?

Антикризисный управляющий: бухгалтер, следователь, менеджер и дипломат в «одном флаконе».

Про антикризисных управляющих шутят, что такие специалисты  в кризис уж  точно без работы не останутся. Сегодня и некоторые вузы начали их «штамповать» крупными сериями. Что делать, не все предприятия выдерживают работу в рыночных условиях, поэтому хорошие «профи» в сфере антикризисного управления  нужны и востребованны.

Александр Бондарев, в советскую бытность окончивший Могилевский политехникум, а потом экономический факультет Гомельского госуниверситета, даже подумать не мог, что когда-нибудь займется реанимацией предприятий, впавших в производственную прострацию. Ну какие во времена СССР были банкроты? А вот стать управленцем, а то со временем и возглавить (вспомним популярную в СССР   газетную рубрику «Если бы директором был я») какое-нибудь крупное предприятие Александр был  бы не прочь. В самом деле: плох тот солдат, который не хочет быть генералом!

Талантливые экономисты всегда на «вес золота», и служебная карьера у Бондарева складывалась неплохо: работал в Сбербанке, в обкоме партии, облисполкоме, после распада Союза трудился в должности зам. генерального директора по экономике и финансам «Могилевлеса». А потом он вдруг взял да и пошел в индивидуальные предприниматели. Именно такой статус имеют в Беларуси антикризисные управляющие.

- Захотелось попробовать себя в новом деле, захотелось самостоятельности, - говорит Александр Бондарев. -  Вывести из кризиса предприятие -это же очень интересно. Постоянно решаешь какие-то задачи, ищешь выходы из запутанных ситуаций. Человеку со стереотипным мышлением в этой работе делать нечего…

У рыночной экономики свои особенности - их Бондарев около  полугода постигал в Белорусско-Германском образовательном центре в Минске. Занятия проводили преподаватели и практики из Германии, судьи Высшего хозяйственного суда, департамента по санации и банкротству Минэкономики. Затем слушатели сдавали экзамены и получали аттестаты антикризисного управляющего. Они, между прочим, разных категорий и свидетельствуют о степени подготовки специалиста. К примеру, аттестат категории А дает право быть назначенным  антикризисным  управляющим  на предприятиях до 100 работающих, категории В - на предприятиях от 100 до 1 тысячи работающих, категории С - свыше 1 тысячи работающих. Только пять слушателей из 20 в группе получили аттестат С, в их числе - Александр Бондарев. 

Но знания знаниями, а все равно нет такого учебника, который мог бы собрать, описать, проанализировать, а главное, подсказать решение во всех сложных ситуациях, причем не только экономических. Что делать в каждом конкретном случае - решать самому управляющему на свой страх и риск. Многие полагают, банкротство - полный производственно-финансовый крах, которого невозможно избежать. Это не всегда так - по белорусскому закону о банкротстве суд может  принять процедуру с целью оздоровления экономического состояния производства за счет того, что приостанавливаются все налоговые и прочие отчисления, выплаты по обязательствам и кредитам. Что в свою очередь дает возможность заиметь оборотные средства и даже, по возможности, провести техперевооружение производства. Только тогда начинается погашение долгов по всем платежам. Словом, предприятию дается шанс выбраться из экономической трясины. Использовать его как раз и призван назначенный экономическим судом управляющий.

- Происходит это так, - рассказывает Александр Бондарев. - Суд выносит решение о процедуре банкротства в отношении предприятия. Она может быть направлена либо на его финансовое оздоровление (санация), либо - на ликвидацию. Затем судья, руководствуясь списком управляющих, в котором должно быть не менее трех кандидатур, поручает одному из них дело. Что принимается во внимание? Наверное, прежде всего, эффективность работы, опыт. Я, к примеру,  с  2001 года, когда стал антикризисным управляющим, провел около 80 дел по банкротству…

-  Восемьдесят - за 14 лет?!

- Пусть вас не смущает эта цифра. Дела о банкротстве могут возбуждаться и в отношении  маленьких частных предприятий со штатом, к примеру, в 2 работника. Если судом принято решение о ликвидации предприятия, то главная задача управляющего - удовлетворить требования кредиторов путем продажи имущества предприятия-банкрота. В отношении небольшого предприятия это может занять месяц-два.

Очень тяжело психологически, вспоминал Бондарев, было проводить ликвидацию СПК «Дяговичи» в Кричевском районе. За роспуск хозяйства проголосовали сами колхозники. Оно было практически мертво: техника доведена до ручки, в полях рос бурьян, зарплата не выплачивалась месяцами. Пришлось распродавать имущество, чтобы погасить долги по зарплате и прочим обязательствам. А трудоустройством людей занимались уже местные власти. Почему колхоз рухнул в экономическую пропасть - этот вопрос не к управляющему. Но вообще практика показывает, что в большинстве случаев основная причина кризиса - человеческий фактор, неэффективное управление предприятием, связанное либо со слабой квалификацией руководителей, либо с низким уровнем их ответственности…

Куда интереснее для Бондарева – возродить предприятие! Получилось это сделать с одним - появляется азарт: хочется поднять другое, затем третье… В числе восстановленных им есть и достаточно крупные: «Медик» (строительно-ремонтная организация по обслуживанию учреждений здравоохранения), «Могилевдрев» и другие. Ситуация на том же «Могилевдреве» была в свое время аховой: долгов набралось на 12 миллиардов рублей, а стоимость основных фондов и имущества была оценена в 11 миллиардов. Но управляющий увидел возможности для возрождения предприятия (нынешнее экономическое состояние «Могилевдрева» - уже другая история)  и реализовал их.

-  Особого секрета в этом нет, - уверяет Александр Бондарев. - Просто надо поставить определенные задачи, нацелить на них коллектив и сделать так, чтобы он поверил в их достижимость.

Если все так просто, то почему это не получалось у прежних руководителей? Взять ту же могилевскую «Строммашину»: некогда одно из лучших предприятий белорусской индустрии неожиданно скатилось к банкротству. На судебном заседании назывались причины: падение спроса на продукцию, повлекшее снижение объемов производства, слабый маркетинг, громоздкий управленческий штат, низкая производственная и исполнительская дисциплина. Назначенный судом управляющим «Строммашины» Александр Бондарев рассуждать о кризисных перипетиях не склонен - надо, мол, срочно «тушить пожар». Сегодня в руководстве завода нет практически никого из прежней управленческой обоймы.

- Они свое дело уже сделали, - сказал управляющий, - и теперь… не представляют для меня интереса.

Жестко? Хоть Бондарев называет себя обыкновенным управленцем, все-таки антикризисное управление существенно отличается от обыкновенного: в нем должно быть сметено все, что мешает развиваться, выходить из кризиса. По сути, кризис-менеджер - это хирург в экономике. Но боже упаси, говорит Бондарев, и «строить» всех на заводе по принципу «я начальник - ты дурак». Чтобы выйти из кризиса, нужна сплоченная команда единомышленников - в приказном порядке ее не создашь. Может, это даже самое главное в профессии кризис-менеджера - уметь разговаривать с людьми, чиновниками, проверяющими, гасить конфликты. Словом,  антикризисный управляющий - это бухгалтер, следователь, менеджер и дипломат в «одном флаконе».

- Ситуация на «Строммашине» остается сложной, но мы делаем все возможное: провели оптимизацию аппарата управления, рассчитываемся с долгами по зарплате, - рассказывает Александр Бондарев. -  Сейчас  работаем над тем, чтобы вернуть долги заказчиков предприятию, снизить себестоимость продукции, ищем новые заказы. Одна из проблем завода в том, что здесь своевременно не провели модернизацию производства. Тем не менее, он располагает и достаточно хорошим оборудованием. Есть высокопрофессиональный коллектив. Именно поэтому бразильская компания  Petrobras доверила нам заказ на изготовление трех опытных штанговых приводов для нефтедобывающей промышленности. Ведем переговоры с московскими метростроевцами, «Беларуськалием» об изготовлении тюбингов для шахт. Вообще беремся за любую работу - осваиваем даже производство контейнеров для коммунальных отходов. Мы уже  видим, что надо делать, и сегодня завершаем работу над планом санации - финансового оздоровления предприятия, который предложим на собрании кредиторов 11 декабря. Должен отметить,  что нас поддерживают и стараются всячески помочь городские и областные власти, правительство страны - думаю, есть все предпосылки к тому, чтобы завод через какое-то время смог рассчитаться с долгами и выйти на успешную работу.

И на Западе, и в России антикризисное  управление - солидный, хорошо оплачиваемый бизнес. В Беларуси ежегодно этой специальности обучаются, в том числе по направлениям властных органов, несколько сотен  специалистов, но проверку тяжелой работой выдерживают лишь единицы. Сколько зарабатывает белорусский кризис-менеджер? «Его заработок строго регламентируется законом, - дипломатично сказал Александр Бондарев. -  Скажу так: среди людей нашей профессии я не встречал сыновей и других родственников высокопоставленных людей. Нелегкий это хлеб. Я не знаю таких управляющих, которые отработали бы 8 часов и - до свидания». Но за творчество, отсутствие шаблонов, безграничность профессионального роста, за то, что «покой нам только снится», он и любит свое дело. Так и говорит: «Моя жизнь - это работа, а работа - моя жизнь».

”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

06.12.2017 - 15:27 | Кооперация позволяет предприятиям достичь высокой эффективности производства - Руслан Страхар

На современном этапе развития кооперация представляет собой действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и имеющихся ресурсов. Такое мнение высказал сегодня на межрегиональной конференции «Кооперация производства, бизнеса и науки в промышленности: успехи, проблемы, перспективы» председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Руслан Страхар.

13.11.2017 - 10:03 | Повышать престиж науки и образования нужно за счет экономического стимулирования ученых - мнение

Повышать престиж науки и образования нужно в том числе за счет экономического стимулирования ученых с учетом их эффективности. Такое мнение высказал корреспонденту делегат II Съезда ученых Беларуси, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» доцент Белорусско-Российского университета Александр Щур.

04.11.2017 - 09:26 | Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы - мнение

Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы. Такое мнение высказали супруги Непес и Ольга после приема, который провел в Совете Министров руководитель Министерства здравоохранения Валерий Малашко.

26.10.2017 - 09:17 | Фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен - Ирина Дрига

Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен, сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

25.10.2017 - 16:37 | Презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами - дипломат

Комплексные презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения