Вверх

Вы здесь

«Серый» извоз

Многим, кто бывал на могилевском автовокзале, наверняка приходилось пробираться к кассам и залам ожидания через толпу молодых и не очень парней у центрального входа. «Куда едем? В Бобруйск? Прямо сейчас повезем! Быстро и недорого. Вон стоит микроавтобус, подождите там...» А бывалые пассажиры и вовсе порой до вокзального здания не доходят — останавливаются прямо у шеренги микроавтобусов вдоль фабрики «Вяснянка». У некоторых авто за лобовым стеклом таблички: «Славгород», «Быхов», прочая опознавательная символика вроде желтых номерных знаков на машинах отсутствует. С приходом водителя пассажиры начинают устраиваться в салоне микроавтобуса, некоторые прямо на тротуаре, на глазах у прохожих, вытаскивают из кошелька купюры. Похожая картина и на «строммашевской» стоянке по улице Тимирязевской, где также паркуются междугородные микроавтобусы. А на автовокзале приковывает взгляд плакат «Пользуйтесь услугами только легального транспорта!». Потому как нелегальный перевозчик не страхует пассажиров, под вопросом — техническое состояние его автотранспорта, прохождение водителем медосмотра...

Хоть государство многие годы борется с нелегальными перевозками, а воз, получается, и ныне там? Те же «бомбилы» у автовокзала, завлекающие пассажиров у всех на виду, не боятся, выходит, ни проверок налоговой и транспортной инспекций, ни бога, ни черта? Но... Как выяснилось, многие из них вовсе не нелегалы, а индивидуальные предприниматели, получившие лицензии на нерегулярные перевозки пассажиров.

- Мы активно боремся с незаконной предпринимательской деятельностью, за нее предусмотрена серьезная ответственность - вплоть до конфискации автомобиля (в прошлом году, например, было конфисковано 6 машин - из них 4 микроавтобуса), и это дало эффект - настоящих нелегалов на пассажирских перевозках осталось не так уж много, - говорит начальник управления инспекции МНС по Могилевской области Татьяна Евстафьева. - Большинство перевозчиков имеют лицензии на нерегулярные пассажирские перевозки в городском и междугородном сообщениях. Они в качестве индивидуальных предпринимателей платят единый налог - он, думается, не такой уж и большой, чтобы, нарушая законодательство, рисковать лицензией...

В самом деле, что такое 890 тысяч рублей единой ставки в месяц для могилевского «ипэшника», который, по некоторым подсчетам, зарабатывает на «межгороде», делая в среднем по 2 поездки в день, около 4 тысяч долларов!

Да, шустрым частникам плакаты не нужны — они привлекают клиентов более низкими ценами, гибким графиком поездок, скоростью. Сам не раз пользовался услугами автоперевозчиков, которые с комфортом довозят до Минска: позвонил диспетчеру, указал время и место, где «маршрутка» тебя заберет - и все дела. Можно сделать заказ и на обратный путь. Правда, микроавтобусы таких автоперевозчиков - под желтыми номерами, они регулярно проходят техосмотр, их пассажиры застрахованы. Многие машины оборудованы кондиционерами и мощными «печками», на некоторых авто можно воспользоваться услугами «мини-кинотеатра», бесплатного Wi-Fi Интернета... А стоимость поездки, тем не менее, в «маршрутке» ненамного выше, чем в рейсовом автобусе.

Вот только жаль, что «фирменные» микроавтобусы курсируют исключительно по выгодным маршрутам вроде Могилев—Минск, где большие пассажиропотоки. А ведь людям не только в столицу надобно! Но оказалось, что даже «бегающие» в Минск машины — перевозчики нерегулярные... Формально это — такси, которое работает исключительно по заказам. Бывает, они могут и перезвонить клиентам, огорошив их новостью, что заказанный рейс из-за малого количества пассажиров не состоится. А вам позарез надо уехать именно в это время! И, в конце концов, пассажир ведь имеет право на точное расписание? Но, оказывается, только в том случае, если он заранее купил билет. А сделать это возможно только в кассах регулярного автоперевозчика, автобус которого отправится в указанное время даже пустым. Нормально ли, спрашивают работники автопарков, когда одни снимают сливки с выгодных маршрутов, а нам — «на тебе, боже, что нам не гоже»?

По правилам, для того, чтобы заниматься перевозками на регулярной основе, необходимо выиграть соответствующий конкурс, иметь утвержденный маршрут, расписание, а также договор с автовокзалом, который дает право пользоваться терминалом на законных основаниях. Таких договоров у «маршруток», которые вроде как бегают по расписанию, нет. Выходит, нарушается закон? Но разбежка в отправлении в 5—10 минут от указанного времени, говорят юристы, уже не позволяет привлечь перевозчика к ответственности. Заказов, говорят диспетчеры этих компаний, у нас много, поэтому, мол, и приходится придерживаться условного времени.

Частники из тех, кто ловит пассажиров у автовокзала, тоже знают, когда «снимать сливки», поскольку люди идут под расписание рейсовых автобусов. Наберется у «бомбилы» необходимое количество «попутчиков» - повезет пассажиров, мало клиентов - пардон, ищите другие варианты. Тем временем многие рейсовые автобусы отходят от перронов полупустыми.

- Частники навязчиво предлагают людям свои услуги, отправляя, как правило, свои машины именно перед автобусами регулярных маршрутов, — рассказывает директор Могилевского автовокзала Петр Барбарчик. — Порой зазывалы даже в зале ожидания формируют группы пассажиров. На замечания и просьбы работников автовокзала о прекращении таких действий эти перевозчики не реагируют или отвечают грубостью. Представьте, если частный предприниматель зайдет в универмаг и начнет продавать свой товар: игрушки, одежду и обувь. Правильно, это несанкционированная торговля. Здесь такая же картина. Все затраты (налоги, платежи за коммунальные услуги, тепло и электроэнергию, инкассацию, услуги связи и прочие издержки) несут пассажирские терминалы, а частные перевозчики пользуются помещением, территорией бесплатно и пассажиров переманивают. А правоохранительные и налоговые органы, транспортная инспекция ссылаются на то, что законодательство частные перевозчики не нарушают, и потому для принятия к ним мер нет оснований. Между тем выручка от реализации билетов через кассы автовокзала постоянно снижается. По приблизительной оценке, они ежемесячно недополучают около полумиллиарда рублей. В то время как частные перевозчики получают «сверхприбыли» и за счет этого обновляют свой автомобильный парк, меняютпрежние машины на автобусы большей вместимости и «увозят» еще больше пассажиров. К примеру, за первое полугодие текущего года пассажиропоток через кассы автовокзала снизился к прошлогоднему уровню почти на 80 тысяч человек...

Но, может, решение проблемы в том, чтобы автовокзал заключил с частниками договор на работу по расписанию? Вроде всем тогда было б хорошо: и перевозчикам, и автовокзалу, и пассажирам...

- Мы готовы заключать такие договоры, и некоторых частных перевозчиков они устраивают, - сказал Петр Барбарчик. - А остальные не идут на это, видимо, потому, что не хотят осуществлять рейсы по расписанию независимо от числа пассажиров, а также платить 15% от суммы, вырученной за продажу билетов, на содержание автовокзала.

Аксиома: конкуренция должна быть добросовестной. На линии Могилев-Минск «Могилевоблавтотранс» в порядке эксперимента тоже ввел экспресс-рейс, заказы на который принимаются по «схеме» частников. Но один такой рейс, понятно, погоды не делает... В реальную конкуренцию нужно вложить немалые деньги, но откуда их взять, коль доходы от пассажирских перевозок падают? Автобусные парки ведь выполняют социальный заказ, их транспорт приезжает, несмотря на убытки, и в самые далекие деревни, чтобы увезти оттуда, к примеру, двух-трех пассажиров. «Нерегулярщик» же туда не поедет вовсе. Но тогда действительно несправедливо, что он «забесплатно» пользуется благами автовокзала!

Так, может, взять и отменить нерегулярные перевозки? Но они тоже нужны — для доставки людей на какое-нибудь, к примеру, торжество или на экскурсию в другой город. Но в том-то и «зарыта собака», что большинство «нерегулярщиков» на микроавтобусах, обладая статусом таксистов, на самом деле осуществляют (в нарушение требований законодательства) скрытые регулярные перевозки пассажиров. А доказать это непросто. Ну, решила группа товарищей съездить в Славгород, ну, собрались на автовокзале...

Если микроавтобус — такси, то, по правилам, он должен иметь желтые номерные знаки, ждать пассажиров на специальной стоянке. Кстати, из-за множества микроавтобусов, стоящих у «Вяснянки», проблематично припарковаться там обычным «легковушкам»...

- А где мне еще стоять? Специальных мест для нас в городе нет, - пробурчал, пропуская в салон пассажиров, «бомбила».

Все микроавтобусы у автовокзала - с белыми номерами? Вроде бы - нарушение. Но, чтобы принять меры к нарушителям, опять же надо доказать, что частник в данный момент именно «таксует», а не привез на автовокзал или в магазин своих родственников...

- Да, если частник занимается перевозкой пассажиров, то в момент работы его машина должна быть с желтыми номерами, в противном случае он нарушает правила перевозки пассажиров, — говорит начальник транспортной инспекции по Могилевской области Валерий Руденок. — За первичное нарушение по внешнему виду автомобиля предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 4 базовых величин, за вторичное — штраф от 2 до 8 базовых величин. За подобные нарушения в первом полугодии 2014-го наказаны 263 человека...

Однако лишение лицензии за систематическую езду без желтых номеров при перевозках пассажиров законодательством не предусмотрено. А штрафы «бомбилам» — похоже, что слону дробина.

Если никаких мер в отношении «серого извоза» не принимать и дальше, то, в конце концов, это может привести к тому, что регулярным перевозчикам просто не на что будет жить, а пассажирам не на чем будет ездить в маленькие города и деревни. Что делать? Нужно вносить такие изменения в правовые нормы, считают специалисты, которые заставят соблюдать закон. В частности, необходимо более четко определить понятие «нерегулярная перевозка пассажиров» и ужесточить для нарушителей порядка получение новой лицензии. Целесообразно внести в Правила автомобильных перевозок пассажиров и дополнения о запрете частным перевозчикам, не имеющим договоров с пассажирским терминалом, предлагать на территории автовокзалов свои услуги. В Западной Европе, Польше, Прибалтике не только за налоговые преступления, но и за нарушение норм лицензий — огромные штрафы, вплоть до изъятия машины. Потому там и высокая дисциплина.

Есть, наверное, смысл создать для междугородных частных перевозчиков и специальные стоянки. В некоторых белорусских городах, между прочим, это уже практикуется. И конечно, автовокзалам надо больше организовывать удобных экспресс-рейсов по востребованным клиентами маршрутам. Иначе конкуренции (а она только на пользу пассажирам) все равно не выдержать.

Геннадий Александров, ”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

06.12.2017 - 15:27 | Кооперация позволяет предприятиям достичь высокой эффективности производства - Руслан Страхар

На современном этапе развития кооперация представляет собой действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и имеющихся ресурсов. Такое мнение высказал сегодня на межрегиональной конференции «Кооперация производства, бизнеса и науки в промышленности: успехи, проблемы, перспективы» председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Руслан Страхар.

13.11.2017 - 10:03 | Повышать престиж науки и образования нужно за счет экономического стимулирования ученых - мнение

Повышать престиж науки и образования нужно в том числе за счет экономического стимулирования ученых с учетом их эффективности. Такое мнение высказал корреспонденту делегат II Съезда ученых Беларуси, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» доцент Белорусско-Российского университета Александр Щур.

04.11.2017 - 09:26 | Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы - мнение

Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы. Такое мнение высказали супруги Непес и Ольга после приема, который провел в Совете Министров руководитель Министерства здравоохранения Валерий Малашко.

26.10.2017 - 09:17 | Фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен - Ирина Дрига

Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен, сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

25.10.2017 - 16:37 | Презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами - дипломат

Комплексные презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения