Вверх

Вы здесь

«Скорая помощь» для музейного раритета

В жизни мы периодически страдаем от нашествия грызунов, тараканов, отчаянно сражаемся с молью и пищевыми вредителями. Обидно, когда приходится расстаться с изъеденным личинками платьем либо запасом крупы. Но это все беды «местного значения». Вот когда от напасти страдают музейные раритеты, которые, быть может, существуют в единственном экземпляре, это уже сродни катастрофе. А ведь некоторые фонды насчитывают не одну тысячу различных экспонатов — трудно представить, как за всем этим богатством можно уследить.

Резкие колебания температуры, влажности, света — основные причины быстрого старения и даже гибели музейных предметов. Если влажность воздуха слишком низкая, дерево, к примеру, трескается, у икон осыпается красочный слой, холсты пересыхают, кожа теряет эластичность, рукописные тексты блекнут и даже, что еще страшнее, исчезают. Если же, наоборот, влажность слишком велика, металл покрывается коррозией, а органические материалы плесенью.

«В прошлом году, когда в только что открывшийся музей в Горках привезли коллекцию старинных книг, из-за высокой влажности - стены-то толком после ремонта не просохли — стали «скукоживаться» страницы. Пришлось возвращать экспозицию в Могилев», — отметил заместитель начальника управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома Александр Липский.

Директор музея истории Могилева Алексей Батюков рассказывает, что для Статута Великого княжества Литовского, изданного в 1588 году, пришлось заказывать специальную герметичную витрину с климат-контролем, где поддерживаются необходимые 55% влажности и плюс 17 градусов тепла. Причем специалистов по изготовлению такого оборудования в Беларуси не нашлось, пришлось обращаться в Москву. Книга особая, очень дорогая, поэтому и условия для нее решено было создать такого же уровня. Хотя для остальных печатных раритетов, как, впрочем, и для других хранящихся в музее предметов, предусмотрено комплексное хранение. Это когда выдерживаются параметры по влажности 55% (плюс-минус 5) и температуре — 18 градусов тепла (плюс-минус 1).

«Для ткани оптимальная температура хранения плюс 15-18 градусов, для металла—18-20, для бумаги — 17-19, а приемлемая для всех общая температура как раз и составляет плюс 18, — сказала главный хранитель музея Елена Мазур. — Необходимые параметры контролируем с помощью гигрометров. Каждую вещь периодически осматриваем, скатерти и одежду летом выносим на лужайку за ратушей, на просушку. Это спасает одновременно и от моли, и от сырости. Некоторые наши коллеги отпугивают вредителей цитрусовыми корочками, но мы покупаем специальные антимольные средства. Юбки, орнаты развешиваем на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы была воздушная прослойка, скатерти и рушники раскладываем по полочкам».

В Могилевском музее этнографии, где хранится богатая коллекция обрядовой одежды, тоже летом выносят ее на просушку. «Народ на это реагирует со смехом и шуткой, но это один из действенных способов борьбы с личинками моли», — пояснила ведущий научный сотрудник музея Светлана Рыбакова, в ведении которой около 500 единиц одежды и 1,5 тыс. картин. А вот за художественными произведениями искусства следить сложнее. Надо смотреть в оба, чтобы жучок-древоточец не завелся, который особенно любит старинные иконы. Вредитель делает древесину хрупкой и ломкой, по структуре похожей на пористый шоколад, что в итоге ведет к полному разрушению предмета. Поэтому, как только обнаружилась эта напасть, надо срочно изолировать экспонат от греха подальше». Светлана Борисовна сетует, что музею не хватает реставратора по живописи, хотя в прежние времена их было 2. Сегодня остались лишь 2 мастера — по восстановлению мебели и металла.

«Для антикварной мебели главное — обеспечить оптимальный температурный и влажностный режим, — рассказал художник-реставратор музея Николай Оладьев. — Очень губительны для нее колебания влажности. Для старинной мебели, особенно облицованной и отделанной маркетри, интарсией, мозаикой, они наиболее опасны. Там, где применялись разные породы древесины, старые и новые материалы, по-разному реагирующие на изменение влажности, возникают внутренние напряжения, приводящие к разрушению древесины, клеевого соединения или и того и другого одновременно. В нашем климате влажность в плохо проветриваемых помещениях может достигать 85-90%, а с началом отопительного сезона снижаться до 40%. Много погибает мебели, привезенной из южных городов, к примеру, из Сочи, где влажность очень высокая».

Бороться с жучком-древоточцем занятие очень утомительное. Мебель пропитывают спецраствором, укутывают в тряпку, а потом в полиэтиленовый пакет как минимум на 2 недели. Потом ее проветривают и консервируют — в каждую дырочку шприцом вводят специальный раствор либо замазывают воском. Эта процедура плюс ко всему укрепляет мебель.

Кстати, Николай Оладьев в свое время, работая за границей, реставрировал стол предположительно последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. А еще реанимировал свадебный сундук, на котором стояла дата — 1701 год. Определить год рождения мебели более позднего периода, говорит мастер, сложнее. В 19-м веке очень много ее делалось под старину.

Музейные работники при низкой влажности воздуха применяют специальные увлажнители или такие простые средства, как вазы с живыми цветами, растения или просто сосуды с водой, установленные вблизи мебели. Смертельными для мебели могут оказаться соседство с отопительными приборами и прямые солнечные лучи — поэтому в экспозициях и фондохранилищах окна всегда плотно завешены. Вытирают пыль с антикварной мебели только чистой, сухой и мягкой тряпочкой, из фланели.

И если краеведческим музеям области дедовские методы еще как-то помогают противостоять вредителям, то в художественных без особых условий не обойтись. При реконструкции Бобруйского художественного музея имени Поплавского была установлена система климат-контроль, которая способна поддерживать необходимые параметры даже без отопления в зимний период. А в областном художественном музее имени Масленикова недавно приобрели несколько специальных кондиционеров для анфиладных залов второго этажа. Замначальника отдела управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома Александр Липский говорит, что это позволит проводить музею выставки более высокого уровня, требующие особых условий хранения экспонатов.

В отличие от областных музеев, у районных не хватает денег даже на экспонаты. А некоторые не могут позволить себе приобрести лицензию для хранения нумизматики и предметов из драгметаллов. Свои коллекции они либо передают на депозиты в банки, либо на время ближайшим соседям, имеющим такое разрешение.

Постройка на улице Челюскинцев, где прописался архив Могилевской области, даже со стороны не похожа на типичные здания. Окна верхних этажей небольшие, чтобы не пропускать внутрь лишний свет. Для старинных документов — это враг номер один. Как, впрочем, и непостоянные температура и влажность.

«В наших архивохранилищах стабильно поддерживаются 17-19 градусов тепла, а влажность воздуха не превышает 50-55%, — сказала архивист 2 квалификационной категории областного архива Виктория Азаренок. — Документы хранятся в специальных коробках на металлических стеллажах. Посетитель пишет запрос, и работники находят для него запрашиваемое дело. Вместо него в коробку кладут лист с именем того, кому оно предоставляется».

Реставрацией, ремонтом, брошюровкой, подшивкой и картонированием документов, а также их очисткой от пыли занимаются сотрудники отдела учета и обеспечения сохранности документов. Они же с помощью спецприборов контролируют температурно-влажностный режим хранения документов и следят за соблюдением противопожарной безопасности.

В прошлом году, чтобы взглянуть на редкую коллекцию лондонского музея Виктории и Альберта «Королевские сокровища: европейские шедевры 1600-1800», народ готов был ехать в Минск и Несвиж, где они выставлялись, за несколько сотен километров. Еще бы, возможность увидеть в Беларуси шедевры, которые были созданы руками непревзойденных мастеров несколько веков тому назад и принадлежали известным европейским монархам и аристократам, представилась впервые. Чтобы принять такие ценности, надо было выполнить ряд условий по их сохранности и иметь возможность покрыть колоссальную страховочную сумму. А это по силам музеям только международного уровня.

«Чтобы наши музеи могли демонстрировать коллекции того же Лувра, надо, прежде всего, создать в них условия, достойные этих сокровищ,— рассказал руководитель Могилевского городского отделения общества охраны памятников истории и культуры Николай Борисенко. — В этом случае нашего искусственно созданного «климат-контроля» будет недостаточно, нужно современное автоматическое оборудование. Плюс настоящая профессиональная сигнализация. Ведь даже Эрмитаж для выставок представляет в основном копии картин, а не их оригиналы. Серьезные музеи требуют особых гарантий сохранности своих сокровищ. Их, как правило, дает тот музей, который их принимает, а если у него не хватает средств — Министерство культуры».

Не исключено, что после реконструкции музей Бялыницкого-Бирули, который является филиалом Национального художественного, сможет принимать выставки европейского уровня. По словам директора Национального художественного музея Владимира Прокопцова, в его залах установят специальное оборудование, обеспечивающее климат-контроль, что позволит привозить картины не только из Третьяковки, но и из европейских музеев. Предполагается, что реконструкция закончится в мае следующего года. По проекту планируется благоустроить внутренний дворик, сделать кафе, место для проведения концертов. Неизвестно только, останется ли музей в собственности Национального художественного или же станет филиалом областного художественного. Во втором случае он может лишиться части своей богатой коллекции картин Витольда Бялыницкого-Бирули и его личных вещей. Не хотелось бы.

Нелли ЗИГУЛЯ, ”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

06.12.2017 - 15:27 | Кооперация позволяет предприятиям достичь высокой эффективности производства - Руслан Страхар

На современном этапе развития кооперация представляет собой действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и имеющихся ресурсов. Такое мнение высказал сегодня на межрегиональной конференции «Кооперация производства, бизнеса и науки в промышленности: успехи, проблемы, перспективы» председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Руслан Страхар.

13.11.2017 - 10:03 | Повышать престиж науки и образования нужно за счет экономического стимулирования ученых - мнение

Повышать престиж науки и образования нужно в том числе за счет экономического стимулирования ученых с учетом их эффективности. Такое мнение высказал корреспонденту делегат II Съезда ученых Беларуси, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» доцент Белорусско-Российского университета Александр Щур.

04.11.2017 - 09:26 | Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы - мнение

Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы. Такое мнение высказали супруги Непес и Ольга после приема, который провел в Совете Министров руководитель Министерства здравоохранения Валерий Малашко.

26.10.2017 - 09:17 | Фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен - Ирина Дрига

Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен, сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

25.10.2017 - 16:37 | Презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами - дипломат

Комплексные презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения