Вверх

Вы здесь

След Петра I и «Красный обоз»

По воспоминаниям старожилов д.Мошенаки Могилевского района, в нескольких километрах от деревни в урочище Круглый лог находился прежде огромный плоский камень, в центре которого виднелась выемка в форме человеческого следа.

Камень со следом Петра I?

Культовые валуны Могилевщины привлекали внимание исследователей с конца XIX века. Наиболее древними и почитаемыми пращурами-язычниками ученые считают камни-следовики, т.е. углубления на поверхности которых напоминают следы человека или животного. В народе отпечатки чаще всего связывают с явлением Богородицы или Христа. Камень в Мошенаках тем и уникален, что за ним стоит предание о событиях Северной войны, когда в сентябре 1708 года корволант (конный корпус) Петра I направлялся в сторону Лесной, где произошла победоносная для русской армии битва, названная «матерью Полтавской баталии».

— Моя бабушка, Евдокия Грибусова (в девичестве Столярова)1909 года рождения, рассказывала мне, как еще маленькой девочкой ходила с матерью за ягодами или орехами и видела тот камень,— свидетельствует могилевчанка Светлана Гончерова (в девичестве Грибусова). —  Они всегда останавливались возле валуна и обязательно выбирали из следа мох…

— В детстве возле этого камня мы пасли коров,— вспоминает уроженка Мошенак, 78-летняя Лидия Дегтярева. — Был он большой, как платформа,  размером примерно полтора метра на метр. В центре находился след, как говорили люди, Петра I.

Свое свидетельство о памятном валуне оставил известный уроженец Мошенак Василий Голионко. Документы личного архива Василия Петровича, участника трех революций и войны на Дальнем Востоке 1917—1922гг.,  сорат-ника Якова Свердлова, хранятся в Государственном архиве Могилевской области. Среди них есть несколько писем, адресованных директору Могилевского краеведческого музея. В них земляк призывал музейщиков установить на камне-следовике мемориальную доску. «Я совершенно определенно установил, что на этом камне высечена ступня Петра I,— писал Голионко, подтверждая свои изыскания фактами из книги полковника Б.С.Тельпуховского «Северная война», изданной в  Москве в 1946 году. «8-тысячный отряд (корволант) под личным командованием Петра I скрытно двигался глухими тропами и без шума мимо Мошенак (через Круглый лог, Медведовку, Кадино) к Пропойску,— писал бывший революционер в 1965 и 1974 годах, — этот корволант и разгромил Левенгаупта под Лесной…Совершенно вероятно, что на поляне Круглый лог была сделана Петром передышка, во время которой ему и захотелось оставить на лежавшем огромном камне память для потомства о событиях периода, важного в истории Русского государства». Героический земляк предлагал огородить камень с установлением памятной доски и взять его под охрану как исторический памятник. Об этом же писал Голионко и в Мошенакский сельсовет, призывая председателя выполнить гражданский долг, и в областное общество охраны памятников культуры и истории. Эти обращения остались без ответа.

Улица имени сыновей священника

В продолжение нашей истории расскажу о самом Василии Голионко, сыне отца Петра, местного священника.  Благочинный и настоятель мошенакской Свято-Успенской церкви (с 1865 по 1911 год), построенной в год отмены крепостного права,  рано овдовел, оставшись с восемью детьми на руках. Мать умерла, когда Василию было 10 лет. Отец забрал слабого здоровьем ребенка (у него было тяжелое заболевание легких) из училища.  Когда сыновья, Николай и Василий, увлеклись революционными идеями — он так и не заметил, пока на престольном празднике Успения Божией Матери в 1905 году Вася не стал митинговать прямо на крыльце храма. Кстати, установки мемориальной доски в Мошенаках  в память об этом событии заслуженный революционер добился. В Госархиве имеется письмо сельских пионеров в Москву, написанное в 1967 году, с предложением: «Что, если повесить мемориальную доску на месте митинга 1905 года в Мошенаках на клубе, бывшей церкви. С пионерским приветом…»

 Василий Голионко продолжил бурную революционную деятельность  в городе Нырва Пермской области, где его старший брат работал земским врачом. Он также вел марксистские кружки в Хабаровске, был членом Хабаровского горкома РСДРП, в период борьбы с Колчаком состоял членом подпольной военной организации большевиков в Спасске. В Нырве именем братьев Голионко в 1970 году назвали одну из городских улиц. В своей биографии Василий Петрович упоминал и о заслугах отца-священника: «Мой отец с большим увлечением отдавался делу создания школ грамотности в своем приходе села Мошенаки Горецкого уезда Могилевской губернии. 22 января 1891 г. ему объявили благодарность за открытие в приходе первой церковно-приходской школы и восьми школ грамотности. В 1897 г. он был награжден «За особую заботливость о делах народного образования», первым в своем уезде ввел обучение девочек в начальной школе».

…Мемориальную доску с текстом «15 августа 1905 года в деревне Мошенаки состоялся массовый митинг крестьян, проведенный членами Могилевской организации РСДРП»,  установили в деревне. В 1980-м году 100-летнего старого большевика, ранее награжденного орденами Ленина и «Знак Почета», удостоили ордена Октябрьской революции.

«Красный обоз»

О новой жизни, наступившей в Мошенаках в результате  прихода к власти большевиков, свидетельствует документ, хранящийся в Госархиве могилевских общественных объединений:           «Луполовский район. 30 сентября          1929 г. бедняками и середняками Мошенацкого сельсовета был организован «Красный обоз» из 40 подвод, который привез около 300 пудов хлеба из дер.Качурино Мошенацкого сельсовета для сдачи в отделение п/о «Красный Пахарь». Зав.отделением данный хлеб не принял, говоря, что у него нет распоряжения от этого района принимать хлеб, и направил крестьян, чтобы они везли хлеб в м.Сухари на расстоянии 40 верст от д.Качурино. После этого прибывший обоз разъехался по домам».

Во время продразверстки из-за хлеба, собираемого «Красным обозом», убили деда моей собеседницы Светланы Гончеровой.

 — Дед Иван и бабушка Евдокия жили тогда в деревне Супоничи. В семье было трое детей — моему отцу пять лет. В конце октября заболел старший ребенок, и дед повез его к доктору, — повествует Светлана Алексеевна. — В его отсутствие приехали продотрядовцы, открыли сарай, забрали весь хлеб, вывезли его и спрятали почему-то в поле под наво-зом. Когда вернулся дед, то по следам на снегу нашел спрятанное и перевез свои мешки обратно, но спрятал их так, что больше их не нашли. Вскоре деда убили выстрелом в голову, когда он возвращался из Могилева, куда ездил с сестрой продавать ее теленка. Так бабушка в 28 лет осталась вдовой и вернулась с детьми пешком через Черное болото в Мошенаки в родительскую хату.

Зуб за крест

Свято-Успенскую церковь, где служил отец большевика Голионко, в 1930-е годы передали под клуб колхоза «Красный партизан» — «по ходатайству граждан». Во время войны (22 мая 1942 года) ее снова открыли. Настоятелем стал  священник Евгений Глухарев, до 1929 г. служивший на Смоленщине, а с ноября 1943 года — в Мошенаках. После окончания войны Глухарева официально назначили настоятелем храма. Через четыре года после Победы власти добились очередного закрытия церкви.

— Я тогда училась в школе, которая находилась рядом с церковью,— вспоминает Лидия Дегтярева.— Учитель сказал нам, чтоб сидели тихо в классе и не выходили. Сам полез сбрасывать крест и провалился через потолок, но отделался легко — только зуб выбил. К слову, в деревне до сих пор судачат, что поступок учителя отра-зился на судьбах его детей и внуков. Милиционер, закрывавший храм, погиб от того, что заключенные сбросили на него железобетонную плиту на зоне, где служил позже.

На сегодняшний день от церкви остался только фундамент…

Людмила ГРИШАНОВА, "Могилевская правда"

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

20.03.2017 - 10:03 | 2017 год - год 500-летия белорусского книгопечатания: Петр Мстиславец

История белорусского книгопечатания началась в 1517 году, когда Франциск Скорина издал в Праге свою первую книгу «Псалтырь». Очень приятно осознавать тот факт, что последователем в этом нелегком деле книгопечатания стал наш знаменитый земляк Петр Мстиславец. Он вместе с диаконом Иваном Федоровым, предположительно уроженцем города Москвы (точных данных о его происхождении нет), стали достойными преемниками искусства книгопечатания выдающегося деятеля белорусской культуры XVI века Франциска (в крещении — Георгия) Скорины — уроженца города Полоцка, основателя белорусского и восточнославянского книгопечатания, разносторонняя деятельность которого имела общеславянское значение.

13.03.2017 - 14:01 | Более 500 участников проявили свою эрудицию в первом этапе областного конкурса «Могилев: от древности до современности»

Более 500 коллективов, отдельных педагогов и учащихся проявили свою эрудицию в первом этапе областного конкурса «Могилев: от древности до современности», посвященного 750-летию города. Об этом корреспонденту сайта сообщили в отделе краеведения и поисковой работы ГУДО  «Областной центр творчества».

09.03.2017 - 12:07 | Февраль 1917 года в губернском Могилеве

Месяц, давший название революции и современной отмечаемой 100-летней юбилейной дате, стал началом хаоса, в который погрузилось наше отечество на долгие годы.

07.03.2017 - 10:11 | В Беларуси 8 марта отмечается День женщин и Международный женский день

В Беларуси 8 марта отмечается День женщин и Международный женский день. Истоки Международного женского дня связаны с борьбой женщин за построение лучшего мира. 8 марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли маршем по улицам города, протестуя против низких заработков и плохих условий труда.

03.03.2017 - 12:21 | 25 лет исполнится Могилевской областной агропромышленной газете «Зямля і людзі» 5 марта

5 марта исполнится 25 лет со дня выхода первого номера газеты «Зямля і людзі». Издание уникально тем, что является единственным областным аграрным в республике и за четверть века доказало свою жизнеспособность.

 
Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения