Вверх

Вы здесь

Служили три товарища

4 февраля 2016 года исполнилось бы 95 лет нашему земляку – Николаю Григорьевичу Пинчуку, летчику-асу, Герою Советского Союза. Он родился в деревне Буденовка ныне Бобруйского района Могилевской области. После семилетки поступил в бобруйское ФЗУ и параллельно осваивал авиационную технику в местном аэроклубе. В 1940 году Николай стал курсантом Одесской военной авиационной школы летчиков. А через год началась война. Авиашколу эвакуировали сначала в Конотоп, а затем в Армавир. Там курсанты переучились с истребителя «И-16» на новейший «Як-1».

 В мае 1942 года сержанта Пинчука, окончившего авиашколу по ускоренной программе, направили в Поволжье в один из запасных полков. Вскоре туда прибыл с фронта 32-й истребительный авиаполк, которым командовал майор Колбосовский, чтобы получить новую технику. К нему в часть и стали проситься Николай со своим приятелем. Майор поначалу наотрез отказался брать «желторотиков». Но узнав, что парни умеют летать на «Яках», сменил гнев на милость... В августе 1942 года Николай вместе с полком отбыл на Западный фронт.

22 сентября в воздушном бою сержант Пинчук одержал свою первую победу: сбил немецкий истребитель «Ме-109». Правда, и его «Як» тоже подбили. Но Николай смог посадить машину на колхозное поле…

В октябре 1942-го в полк прилетел заместитель командующего 1-й воздушной армией полковник А.Б.Юмашев. В штаб части вызвали Пинчука и еще нескольких пилотов. Им всем была поставлена задача выполнить перед высоким начальником каскад фигур высшего пилотажа… Вечером Юмашев покинул полк. А через несколько дней пришел приказ из штаба 1-й воздушной армии откомандировать отличившихся летчиков в 18-й гвардейский истребительный авиаполк. Командование армии решило таким образом пополнить состав авиачасти молодыми, но подготовленными летчиками, а не направлять туда необстрелянных пилотов.

Еще в мирное время этот ( тогда еще 6-й истребительный ) полк по праву считался одним из лучших в ВВС. Его летчики отлично владели техникой пилотирования и метко стреляли по воздушным целям. На всеармейских соревнованиях в 1940 году полк занял первое место. Через месяц после начала Великой Отечественной войны 6-й иап прибыл на фронт под Новгород. В первый же день летчики сбили 5 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего. Особенно отличился бравый гвардии лейтенант Владимир Запаскин, сбивший тогда за две недели 5 немецких самолетов (2 лично и 3 в группе). Когда Николай Пинчук с ним познакомился, выяснилось, что геройский летчик – его земляк! Владимир родился в 1917 году в деревне Казимировка Пашковского сельского Совета Могилевского района. А потом – еще один сюрприз. Оказалось, что заместитель командира эскадрильи гвардии лейтенант Иван Заморин тоже родом с Могилевщины. Иван родился 10 апреля 1918 года в деревне Костенка Могилевского района. После семилетки работал в Могилеве мотористом на швейной фабрике. В 1937 году окончил местный аэроклуб, затем – Борисоглебскую Краснознаменную военную авиационную школу летчиков. Хоть гвардии лейтенант Заморин служил в полку с 1 июля  42-го, он успел стать настоящим асом: совершил 113 вылетов, провел 24 воздушных боя и сбил 8 немецких самолетов (5 лично и 3 в группе).

Летчики-земляки крепко подружились, иногда собирались в одной землянке. У раскаленной докрасна «буржуйки» вспоминали своих родных и близких, оставшихся на оккупированной территории. Они были уверены, что еще полетают в родном белорусском небе...

Николай Пинчук всеми силами старался перенять боевой опыт своих земляков. К примеру, Владимир Запаскин в бою был напорист и решителен, быстро принимал решения. Поэтому он часто возглавлял ударную группу. Однажды восьмерка «Яков» встретила 36 «хейнкелей» в сопровождении 12 истребителей. Силы были неравными. Однако нельзя было допустить бомбардировки наших наземных войск. Ведущий восьмерки приказал Запаскину атаковать звеном «хейнкелей», а сам четверкой решил связать боем «фоккеров». Однако противник оказался опытным и не подпустил наши истребители к «бомберам». Тогда лейтенант Запаскин применил обманный маневр: его четверка перешла в крутое пике, демонстрируя выход из боя. «Фоккеры» не стали их преследовать. Но неожиданно наши «ястребки» рванули вверх, догнали немецкие «бомберы» и сбили ведущую тройку. Потом «Яки» развернулись и атаковали «хейнкелей» в лоб, сбив еще 2 машины. Потеря 5 самолетов шокировала врага. Но когда другая наша четверка уничтожила еще три «фоккера», враг дрогнул. Сбросив бомбы куда попало, немцы начали удирать. В том бою Владимир лично сбил 2 «хейнкеля».

А Иван Заморин виртуозно владел техникой пилотирования, стрелял снайперски, в бою действовал расчетливо, не суетясь. Однажды 18 «Яков» под командованием командира полка гвардии майора  А. Голубова встретили в воздухе колонну из 50 вражеских бомбардировщиков, которых прикрывали 12 «ФВ-190». Голубов повел две шестерки «Яков» в атаку на бомбардировщики, а Заморин получил приказ своей шестеркой отвлечь на себя все немецкие истребители. Ему это удалось. В небе закрутилось гигантское «чертово колесо». Используя преимущество «Яков» в этом маневре, Заморин сразу сбил первый «фоккер», остальные 3 немецких истребителя уничтожили его подчиненные. Гитлеровцы обратились в бегство, потеряв еще пять «бомберов». Наши вернулись домой без потерь.

Так что Николаю Пинчуку было с кого брать пример в доблести и отваге. И молодой летчик старался не ударить в грязь лицом перед земляками-гвардейцами. В марте 1943 года Пинчук сбил 2 немецких самолета. На Курской дуге уничтожил еще 3. В августовских боях по освобождению Смоленска свалил на землю 2 самолета. А вылет 30 августа 1943 года мог стать для нашего летчика последним. В районе Ельни четверка «Яков» атаковала 50 немецких пикировщиков «Ю-87». Николай сбил один «бомбер». Во время атаки второго «лаптежника» у самолета Пинчука отказало оружие, и летчик пошел на таран. «Юнкерс» был уничтожен, но и самолет Пинчука получил повреждения. Летчику пришлось спасаться на парашюте, и в воздухе его чуть не расстрелял немецкий истребитель. Спас Пинчука от верной гибели младший лейтенант Альбер Дюран из французского авиаполка «Нормандия». В бою Пинчук был ранен, его отправили в госпиталь на лечение, но по дороге в тыл он сбежал в свой полк и через месяц снова был в боевом строю…

Земляки не долго воевали вместе. В январе 44-го гвардии капитана Ивана Заморина назначили штурманом 303-й авиадивизии. А в январе 45-го года гвардии майор Заморин стал командиром 523-го авиаполка. К концу войны Иван Александрович совершил 278 боевых вылетов, в 50 боях лично уничтожил 12 самолетов противника и 14 — в группе. Но, по словам командира 303-й истребительной дивизии генерал-майора Г.Н.Захарова, Иван Заморин имел больше 20 личных побед. Просто летчик докладывал только о тех самолетах, которые упали на нашей территории. Немцев, сбитых за линией фронта, Заморин в расчет не брал. Награжден орденом Ленина, Красного Знамени (трижды ), Александра Невского, Отечественной вой-ны 2-й степени, медалями. После вой-ны Иван Александрович продолжал службу в ВВС: осваивал современную реактивную технику, дослужился до гвардии подполковника. В 1960 году И.А.Заморин уволился в запас по болезни. Жил в городе Кобрине (Брестская область). На стене дома № 1 по улице Пушкина, где в 1974–1993 гг. жил И.А.Заморин, установлена мемориальная доска.

Гвардии капитан Владимир Запаскин в начале 44-го стал комэском. А гвардии старший лейтенант Пинчук — его заместителем. Летчики освобождали родную Белоруссию, громили врага в Восточной Пруссии, радовались победам, оплакивали погибших товарищей…

Гвардии майор Владимир Запаскин закончил войну штурманом полка. Он совершил 594 боевых вылета, провел 64 воздушных боя, сбил лично 10 и в группе 5 немецких самолетов. Награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

Николай Пинчук стал командиром экскадрильи. Вой--ну закончил в звании гвардии майора. Совершил 307 успешных боевых вылетов, участвуя в 68 воздушных боях, сбил 22 вражеских самолета лично и 2 в группе. Стал Героем Советского Союза. После окончания войны Николай Григорьевич продолжил службу в ВВС. В 1954 году с отличием окончил Военно-Воздушную академию. Служил летчиком-испытателем (удостоен почетного звания «Заслуженный летчик–испытатель»). В 1969 году ему было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». С 1975 года гвардии полковник Н. Г. Пинчук — в запасе. Жил в городе Минске. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды ), Красной Звезды (дважды), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями. Автор книги «В воздухе — «Яки».

Из досье

• В феврале 1943 года 18-й гвардейский истребительный авиаполк вошел в состав 303-й авиадивизии, которой командовал генерал-майор Г.Н.Захаров. В начале войны генерал Захаров командовал 43-й истребительной авиадивизией, которая прикрывала с воздуха Минск, Пуховичи, Бобруйск и Могилев. Пилоты Захарова сбили в воздушных боях летом 1941-го 167 самолетов противника. В дивизии отличились летчики: Терехин сбил 6 самолетов противника, Сорокин — 5, Бычков, Чистяков, Федотов — по 4 самолета противника, Девятаев — 2.

• В апреле 1943 года в состав 18-го гвардейского истребительного авиаполка вошла эскадрилья «Нормандия», сформированная из французских летчиков-добровольцев на авиабазе «Раяк» в Ливане 1 сентября 1942 г., ставшая впоследствии легендарным полком «Нормандия-Неман».

• Пилоты 18-й иап воевали на самолетах «Як-7Б», «Як-9» и «Як-3», совершив 12 638 боевых вылетов и уничтожив 427 самолетов противника. 7 летчиков полка стали Героями Советского Союза.

”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

08.12.2017 - 09:54 | Могилевская область 15 января отметит 80 лет со дня основания. По страницам истории

15 января 1938 года на карте огромной тогда страны - Советского Союза - появилась Могилевская область. Решение об ее образовании приняла первая сессия Верховного Совета СССР. Начался отсчет современной истории Приднепровского края.

07.12.2017 - 11:12 | В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси

В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси.

22.11.2017 - 10:53 | В Кировском районе поисковики обнаружили останки советских самолетов, сбитых летом 1941-го

В Кировском районе в ходе поисковой экспедиции могилевские историки и краеведы обнаружили фрагменты одного из советских самолетов, сбитых здесь фашистами летом 1941 года. Всего между деревнями Зеленая Роща и Забуднянские Хутора в самом начале Великой Отечественной немцы уничтожили 4 бомбардировщика СБ-2… Благодаря воспоминаниям очевидцев-старожилов поисковикам удалось установить уже несколько имен погибших летчиков.

14.11.2017 - 11:53 | Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года

Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года. Об этом сообщили в МГУ им. А.А. Кулешова.

10.11.2017 - 11:28 | Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова»

Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова». Мероприятие приурочено к 102-летию со дня рождения писателя, сообщили корреспонденту сайта в общественном объединении «Русское культурно-просветительское общество».

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения