Вверх

Вы здесь

Темам банковских вкладов населения и защите детей в неблагополучных семьях будет посвящен единый день информирования населения

16 апреля в Могилевской области пройдет Единый день информирования населения по темам: «Сохранение и увеличение денежных сбережений населения — важнейшая задача банковской системы Республики Беларусь», «О мерах, принимаемых органами внутренних дел по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.06 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Об этом корреспонденту сайта сообщили в управлении идеологической работы Могилевского облисполкома.

По информации главного управления Национального банка Республики Беларусь по Могилевской области, сбережения населения образуют инвестиционный потенциал страны, необходимый для ее экономического роста. За счет вкладов (депозитов) физических лиц кредитуются предприятия промышленности, сельского хозяйства, жилищное строительство. Тем самым, сбережения граждан, поступая в обращение, поддерживают воспроизводство, содействуют его ускорению, росту национального дохода, и как следствие, повышению благосостояния общества. В настоящее время порядка 22 % ресурсной базы банковской системы сформировано за счет вкладов (депозитов) физических лиц.
Кроме того, процесс вовлечения доходов физических лиц в банковские учреждения является одним из механизмов «связывания» выпущенных в обращение наличных денег, что оказывает прямое влияние на сдерживание инфляции.

В связи с этим, привлечение сбережений населения является одной из стратегических задач банковской системы. Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год предусмотрен прирост депозитов физических лиц на банковских счетах в размере Br4,2-5,2 трлн., или 31-38 %.

В соответствии со ст. 120 Банковского Кодекса Республики Беларусь государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии их возврата. От функционирующей в стране системы гарантирования возврата вкладов, механизмов регулирования деятельности банков, работающих со средствами физических лиц, стабильности работы банковской системы в целом, зависит уровень доверия населения к банкам.
Республика Беларусь прошла достаточно долгий путь становления ныне действующей системы гарантирования вкладов. Начало было положено Декретом Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 г. № 4 “О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах) в банках Республики Беларусь”.

До недавнего времени государство гарантировало полную сохранность сбережений граждан в национальной и иностранной валютах только в ОАО “АСБ Беларусбанк” и ОАО“Белагропромбанк”. Еще в четырех банках: ОАО “БПС - Банк”, ОАО “Белвнешэкономбанк”, ОАО “Приорбанк” и ОАО “Белинвестбанк” - полностью гарантировалась сохранность вкладов в иностранной валюте. В остальных банках сбережения населения страховались через созданный в Национальном банке гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, который в случае банкротства или принудительной ликвидации банка гарантировал возврат средств вкладчиков, но лишь в размере, не превышающем $1000 в эквиваленте.

Следующим этапом развития системы гарантирования вкладов стало принятие 8 июля 2008 года Закона Республики Беларусь “О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц”, вступившего в силу с 1 января 2009 г. В Законе сказано, что сумма 100 %-го возмещения банковских вкладов, в случае банкротства того или иного банка, увеличена с $1000 в эквиваленте до €5000 в эквиваленте. По различным оценкам, страховой лимит в €5000 позволяет гарантировать около 90 % всех вкладов, размещенных в белорусских банках.

И как итог, 4 ноября 2008 года был подписан Декрет Президента Республики Беларусь № 22 “О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)”. Согласно данному Декрету “государство гарантирует полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь, и возмещение 100 % суммы этих средств в валюте счета либо вклада (депозита) в случае принятия Национальным банком решения об отзыве у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в целом, либо в части осуществления такой банковской операции”.

Принятие Декрета №22 было обусловлено негативными тенденциями на внешних финансовых рынках и высокой обеспокоенностью населения о сохранности своих сбережений. В ближайшее время, на весенней сессии, нижняя палата белорусского парламента намерена пересмотреть Закон “О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц” с учетом норм данного Декрета.

Для повышения гарантий возврата вкладов, Национальный банк Республики Беларусь, с 1 января 2009 г. повысил требования к минимальному размеру нормативного капитала белорусских банков с €10 млн. (в эквиваленте) до €25 млн., имеющих разрешение на осуществление операций по привлечению денежных средств населения на банковские счета. Тем банкам, которые уже работали с депозитами физических лиц, но по состоянию на 1 января 2009 г. не обладали нормативным капиталом в €25 млн., отведен год для его наращивания. До этого момента возможность работы со сбережениями граждан для них ограничена фактическим размером нормативного капитала.
Для выплаты физическим лицам возмещения по банковским вкладам (депозитам) в Беларуси в 2008 году создано Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Начальный капитал Агентства сформирован за счет ресурсов Национального банка и республиканского бюджета в объеме Br275 млрд., и в течение двух лет должен быть доведен до Br700 млрд., а в дальнейшем - поддерживаться на уровне не менее 5 % от всех вкладов населения. Возмещение вкладчику должно быть выплачено не позднее одного месяца со дня подачи им заявления в Агентство.

Таким образом, в настоящее время в Республике Беларусь создана эффективная система гарантирования вкладов физических лиц, обязательная для участия всех банков, привлекающих денежные средства населения во вклады, и направленная на защиту прав и интересов каждого вкладчика вне зависимости от того, где размещен вклад и в какой валюте. Кроме этого, по действующему в республике законодательству, денежные средства, размещенные во вкладах, а также их выдача, перевод со счетов и вкладов в других государствах в банки Республики Беларусь не полежат декларированию, доходы физических лиц от размещения денежных средств в банковских вкладах не облагаются налогами, а финансовые операции по банковским счетам и вкладам клиентов не подлежат регистрации в специальных формулярах банковскими учреждениями.

Справочно: в полном объеме и без ограничений вклады гарантируются еще в таких государствах как Кувейт и Туркменистан, Гонконг, Ирландия, Греция, Дания, Австрия, Германия. В большинстве же остальных стран установлен верхний предел компенсирующей суммы: США - $250 тыс., в Украине - 50 тыс. гривен (около $9000), в России - 700 тыс. рублей (около $26 000).

В настоящее время в Республике Беларусь функционирует 31 банк, их них 25 - имеют право привлекать денежные средства населения во вклады. На территории Могилевской области осуществляют депозитные операции 17 банковских учреждений.

C начала 2003 года объем привлеченных денежных средств физических лиц в Могилевской области увеличился в 10 раз. Если на 1 января 2009 года средний размер сбережений на одного жителя области составлял Br1173,4 тыс. - ($534), то шесть лет назад – это сумма была менее чем Br100 тыс., или $52 в эквиваленте.

Тенденция роста банковских вкладов населения сохраняется и в текущем году. За два месяца нынешнего года вклады во всех видах валют увеличились почти на Br149 млрд., или 12,7 % и по состоянию на 01.03.2009 достигли Br1,3 трлн., а в целом по республике превысили Br15 трлн.

Вместе с тем мировой финансовой кризис и девальвация белорусского рубля привели к изменениям структуры депозитов - «перетеканию» рублевых ресурсов в инвалютные. За ноябрь - декабрь 2008 года и 2 месяца текущего года рублевые вклады населения области сократились на Br 145,9 млрд., или 17,9%. При этом валютные депозиты увеличились на $71,4 млн., или 45,4%.

Такая ситуация оказывает негативное влияние на валютный рынок. В рамках работы по дедолларизации экономики Национальный банк Республики Беларусь рекомендовал банкам с 1 марта 2009 года снизить ставку по валютным депозитам до 12% годовых, с 1 апреля - до 10%. Одновременно были предприняты меры по росту доходности вкладов в национальной валюте, путем установления нулевого уровня обязательного резервирования средств физических лиц в белорусских рублях. В настоящее время, в отдельных банках ставки по вкладам в национальной валюте достигают 23-25,5 % годовых. Для сравнения: на начало года максимальный уровень доходности по рублевым вкладам равнялся 20% годовых.

Следует отметить, что высокая стоимость депозитов снижает доступность реального сектора экономики к кредитным ресурсам. Поэтому в дальнейшем, при уменьшении инфляционных и девальвационных процессов, процентные ставки по рублевым депозитам и кредитам будут пересмотрены. Вместе с тем процентная политика Национального банка Республики Беларусь по-прежнему будет ориентирована на поддержание доходности по срочным вкладам в национальной валюте на уровне, позволяющем защитить денежные средства населения от инфляции.


О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 24.11.2006 ГОДА № 18 «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ»

По информации управления внутренних дел и управления идеологической работы Могилевского облисполкома, в настоящее время государственными органами уделяется большое внимание вопросам предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, профилактики семейного неблагополучия.

Государство взяло на себя обязанность заботиться о своих гражданах, которые не могут, в силу различных причин, или не хотят сами создать безопасные условия жизни для себя и своих детей.

В 2004 году решением Могилевского областного исполнительного комитета была создана чрезвычайная комиссия, в состав которой вошли сотрудники органов внутренних дел, МЧС, управления образования и комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома.

Аналогичные комиссии были созданы во всех районах области, которые регулярно проводят обследования жилых домов неблагополучных и многодетных семей, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей.
По результатам обследования семьям, нуждающимся в ремонте печей, электропроводки, установки автономных пожарных извещателей, оказывается необходимая помощь.

Данные комиссии не только выясняют условия проживания неблагополучных семей, но и при необходимости принимают решения о немедленном отобрании детей, если существует реальная угроза жизни и здоровью ребенка.

В настоящее время в Могилевской области на государственном обеспечении находится более 5 тысяч детей, родители которых обязаны возмещать государству расходы, затраченные на содержание их детей.
С 1 января 2007 года вступил в действие Декрет Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Целью данного Декрета является обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей.

Реализуя задачи, определенные Декретом Президента Республики Беларусь, заинтересованными органами государственного управления области разработан комплекс организационных мероприятий, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, утвержденный решением облисполкома.

В апреле 2008 года по инициативе управления внутренних дел облисполкома была создана областная межведомственная комиссия по проверке организации работы горрайисполкомов, администраций районов по выполнению требований Декрета. В состав данной комиссии вошли руководители заинтересованных служб облисполкома, которыми в соответствии с графиком проводились проверки. Аналогичные проверки были проведены и в январе – феврале текущего года в ряде районов области.

Декретом установлено, что дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения. Кроме того, на учет ставятся неработающие обязанные лица, лишенные родительских прав до вступления в силу Декрета, которые также обязаны возмещать государству расходы, затраченные на содержание их детей.

С начала действия Декрета в органы внутренних дел области поступило 4186 определений и решений судов в отношении родителей, обязанных возмещать расходы на содержание детей, из которых на учет было поставлено 3578 человек. Только в текущем году на учет в органах внутренних дел области было поставлено 192 обязанных лица. В настоящее время на учете состоит 1902 лица указанной категории.

При постановке на учет обязанные лица проходят обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, кроме того, в паспортах таких граждан сотрудниками милиции делается запись о том, что они обязаны возмещать расхода, затраченные государством на содержание их детей. При замене паспорта, данная запись будет возобновляться, и будет находиться в паспорте обязанного лица до полного возмещения государственных расходов, затраченных на содержание их детей. После возмещения данных расходов, поверх указанной записи в паспорте, сотрудниками милиции будет проставлен штамп о ее аннулировании.

Обязанное лицо должно явиться в организацию и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа государственной службы занятости. В случае отказа от трудоустройства такие граждане принудительно доставляются в органы государственной службы занятости и к месту работы сотрудниками милиции.
В 2008 году сотрудниками милиции в органы государственной службы занятости было доставлено 913 обязанных лиц, за первый квартал текущего года – 244 человека.

Кроме того, в прошедшем году была обеспечена явка на предприятия 913 обязанных лиц, за первый квартал 2009 года - 249.

За отсутствие по месту работы без уважительных причин более десяти дней в течение трех месяцев указанные лица привлекаются к уголовной ответственности. Кроме того, уклоняющиеся от работы обязанные лица, злоупотребляющие спиртными напитками и ведущие антиобщественный образ жизни, подлежат первоочередному направлению на лечение в условиях лечебно-трудовых профилакториев.

Так, для медико-социальной реадаптации в условиях лечебно-трудовых профилакториев в 2008 году было направлено 159 обязанных лиц и 60 - в первом квартале 2009 года.

В целях организации обследования обязанных лиц, выявления у них алкоголизма и решения вопроса о направлении их на противоалкогольное лечение в декабре 2008 года создана межведомственная рабочая группа по координации данной работы и разработки единых подходов к решению поставленной задачи. В состав этой группы вошли представители областных органов здравоохранения и управления внутренних дел облисполкома.

В соответствии с требованиями Декрета сотрудниками органов внутренних дел принимаются меры по обеспечению обязанных лиц паспортами гражданина Республики Беларусь. За период действия Декрета сотрудниками внутренних органов оказана помощь 446 обязанным лицам в получении паспорта, в 2009 году такая помощь была оказана 36 обязанным лицам.

С начала действия Декрета в области было отобрано 980 детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите.

При признании детей, нуждающимися в государственной защите, комиссия ставит задачу не осиротить детей, живущих в проблемных семьях, а рассчитывает, что жесткие и своевременные меры, наоборот позволят сократить социальное сиротство. Государственные органы, при рассмотрении ходатайств об отобрании детей, стремятся довести до понимания родителей, что они не лишаются ни родительских прав, ни родительских обязанностей и должны предпринимать меры, направленные на возврат детей в семью. Какими бы привлекательными не были условия проживания в школе-интернате, в приюте, в замещающей семье, но все равно дети стремятся жить в родной семье.

Только благодаря целенаправленной скоординированной работе всех заинтересованных государственных органов 480 детей были возвращены в свои семьи.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения