Вверх

Вы здесь

Творчество дрибинских мастеров-шаповалов войдет в госсписок историко-культурных ценностей

Творчество мастеров-шаповалов Дрибинского района Могилевской области обретет статус объекта Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Решение о необходимости придания такого статуса приняла Белорусская республиканская научно-методическая рада по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры, сообщила заведующая сектором управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Минкультуры Наталья Хвир.

Как рассказала директор историко-этнографического музея города Дрибина Елена Ренковец, шаповальство - умение вручную валять валенки - хранится в регионе и передается молодым. При музее есть мастерская, где этому ремеслу обучают детей.

Шерстобитно-валялный промысел является своеобразной ремесленной визитной карточкой района. Существуют две версии возникновения шаповальства на Могилевщине. Согласно первой, валялному ремеслу белорусские крестьяне научились в Нижегородской губернии, куда их отправил владелец имения Антон Тихоновецкий. По другой версии, поскольку в регионе низкая продуктивность почвы, крестьяне вынуждены были зарабатывать на жизнь другим ремеслом. Им и стало шаповальство. В основном крестьяне занимались отхожим промыслом: путешествовали по всей России со своими нехитрыми инструментами. Есть даже сведения об одном белорусе-шаповале, который добрался до Америки.

Орудия труда шаповала очень простые: деревянные колодки, с использованием которых придается форма ступне валенка, и правидло, при помощи которого формируется голенище. Полотно (шерсть) укладывалось на стол. Раньше мастера делали магерки и брыли (головные уборы), валенки, рукавицы, или сподки, как их называли, в том числе с двумя пальцами для ямщиков и охотников (в них было удобно держать вожжи).

В основном используется шерсть овец романовской породы летней и осенней стрижки. На женские валенки уходит около 800 г шерсти, на мужские - 1 кг 200 г. При изготовлении изделий не используются никакие химикаты и кислоты, лишь горячая вода.

У мастеров-шаповалов есть свой язык, и до сих пор пожилые его знают и используют. Словарь включает около 1 тыс. слов. Понять их речь непосвященным невозможно. Этим языком шаповалы пользовались, чтобы не выдать секретов мастерства, а также оценить гостеприимство хозяев. Если хозяйка встречала плохо, то и валенки делали соответствующие.

БЕЛТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения