Рус Бел Eng 中文

В Могилевской губернии первая «чугунка» появилась на участке Минск — Осиповичи — Бобруйск в 1873 году

В конце XIX — начале XX века считалось, что если дорога — это благо, то железная дорога — благо гораздо большее. В Могилевской губернии первая «чугунка» появилась на участке Минск — Осиповичи — Бобруйск в 1873 году. Помещики Дороган, для того чтобы удешевить вывоз леса и пиломатериалов из глубинки, за свои деньги построили узкоколейку, которую через несколько лет — уже за государственный счет — перестроили на широкую колею.

А вот сам Могилев достаточно долго оставался вдали от железнодорожных коммуникаций. Хотя еще с 70–х годов XIX века предпринимались попытки проложить ветку через губернский центр. Но со сменой министров путей сообщения менялись и планы. Когда же наконец дошло до конкретного дела (уже и проектировщики на место выезжали), реализации планов помешал экономический кризис 1873 — 1882 годов. После за постройку железной дороги в Могилеве пытались взяться деловые люди. Но в итоге все уперлось опять–таки в финансовые проблемы...

В конце концов строительство железной дороги на Могилевщине под свой патронат приняло государство. В 1889 году вышел высочайший указ на имя министра путей сообщения об отчуждении земель под трассу. А в 1900 году Николай II утвердил положение соединенного присутствия и департамента государственной экономики Государственного Совета, предусматривающее постройку железнодорожного пути от Витебска до станции Жлобин.

Одновременно с укладкой рельсов требовалось возводить мосты, многочисленные служебные и технические помещения. Тем не менее строительство шло достаточно быстро. Что касается непосредственно центра губернии, здесь станция задумывалась исключительно пассажирской. Что, впрочем, неудивительно. Ведь в те годы в городе не было серьезных фабрик и заводов. Потому и не предполагалось, что из Могилева придется возить значительное количество грузов.

Вокзал заложили за городской чертой. Одновременно с возведением здания ускоренными темпами строилось и железнодорожное полотно. Правда, много проблем доставила река Дубровенка. Казалось, ее пойма не имеет дна — чтобы отрезать реку от «железки», пришлось навезти огромное количество земли. Наряду с этим строились огромные каменные опоры для будущего железнодорожного моста. Забегая во времени вперед, скажу: в годы Великой Отечественной он был разрушен, и сегодня колея идет чуть в стороне. Крепкие же гигантские «быки» стоят не только как памятник. Их еще для своих тренировок используют альпинисты.

Торжественное открытие дороги состоялось в Могилеве 24 декабря 1902 года: под звуки духового оркестра от перрона могилевского вокзала отошел первый поезд. Вскоре началось регулярное сообщение по всей линии Витебск — Жлобин. Ездить на поезде по тем временам было удовольствием не из дешевых. Билет от Могилева до Петербурга стоил от 11 до 20 рублей — в зависимости от классности. Это в среднем в 6 раз дороже путешествия до столицы Российской империи на лошадях.

Во время Первой мировой войны император Николай II решил взять руководство армией в свои руки. Правда, к тому времени Ставка Верховного главнокомандующего в Барановичах оказалась в угрожающей близости к линии фронта. Потому местом нового расположения Ставки выбрали Могилев. Отдельная роль отводилась и железнодорожной станции. В своей книге «На службе Отечеству» вице–губернатор Друцкий–Соколинский вспоминает: «Для устройства императорской ветки выбран был частновладельческий сосновый лесок, расположенный за товарной станцией в нескольких десятках саженей от тракта. Находясь в этом лесу, императорский поезд не только имел все преимущества красивого, здорового и покойного местопребывания, но был также укрыт от нескромного взора немецких летчиков... Приступил срочно к частичной вырубке леса, постройке железнодорожного тупика и соединительной ветки, связывающей этот тупик с главными путями станции Могилев, а также устройству электрического освещения путей, водопровода, канализации, провода телефона, телеграфа. В кратчайший срок надлежало заасфальтировать около двух верст главного тракта и именно от поворота свертка к императорской ветке до пассажирской станции, откуда уже имелось шоссе до самого города». Императорский поезд прибыл к платформе могилевского вокзала 22 августа 1915 года. Встречающих было немного — человек 14. Николай II за руку поздоровался с первыми лицами Ставки, губернии, склонил голову перед духовными иерархами. А затем пригласил всех через час отобедать в его поезде. Станция превратилась в самое людное место в Могилеве, куда в любое время суток прибывали поезда. Железнодорожники работали с предельным вниманием, содержа все дорожное хозяйство в образцовом порядке. В летнее время в Могилев приезжала императрица Александра Федоровна. Ее личный поезд становился рядом с поездом государя.

В декабре 1916–го — после убийства Распутина — последний российский император покинул Ставку и отправился в столицу. А спустя два месяца — 23 февраля 1917–го — императорский поезд возвратился в Могилев. Как раз в тот день в Петрограде на улицы вышли тысячи демонстрантов, несших плакаты с надписями: «Долой войну», «Мира и хлеба». Гигантская страна начала бурлить.

8 марта 1917 года к перрону Могилевского вокзала подогнали поезд. Уже отрекшийся от престола Романов взмахом руки попрощался с провожавшей его многолюдной толпой и скрылся в тамбуре. Состав медленно тронулся, увозя бывшего самодержца к трагической гибели.

Генерал Духонин, ставший по приказу главы Временного правительства Верховным главнокомандующим, в ноябре 1917–го отказался признать Советскую власть. Поэтому советский главковерх прапорщик Крыленко отправляется в Могилев во главе сводного полка из моряков–балтийцев, литовского полка и разведотряда (в общей сложности три эшелона) для ликвидации контрреволюционной Ставки. Что любопытно, Всероссийский комитет железнодорожников распорядился не пропускать эти эшелоны к Могилеву. Тем не менее 20 ноября в 10 часов утра отряды Крыленко прибыли на станцию Могилев. Духонина арестовали и поместили в вагон Крыленко. Но солдаты и матросы, опьяненные «революционной свободой», несмотря на защиту Крыленко, решились на самосуд...

Сегодня на могилевском вокзале нет какого–то напоминания о происходивших здесь событиях. Поезд Николая II, полтора года находившийся на станции, хранится в финском городе Хювинкя — в железнодорожном музее...

«Советская Белоруссия»

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

23.05.2018 - 10:24 | В Кричеве во дворце Потемкина открыли «Зал афганской славы»

Во дворце Потемкина в Кричеве открыли «Зал афганской славы». В торжестве приняли участие представители райисполкома, Совета депутатов, общественных организаций, ветераны пограничных войск, и, конечно, те, кто прошел Афганистан.

22.05.2018 - 09:06 | Памятный знак в честь 100-летия пограничных войск появился в Кричеве

В парке Победы Кричева открылся памятный знак в честь 100-летия образования пограничных войск. Мемориал появился по инициативе районной общественной организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» при поддержке местного райисполкома.

21.05.2018 - 12:19 | Беларусь примет мото-автопробег «Победа без границ»

На территории стран СНГ, в том числе и в Республике Беларусь, проходит Международный патриотический мото-автопробег «Победа без границ» памяти всех воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, по местам боевой славы Панфиловской дивизии.

15.05.2018 - 09:41 | Поисковый клуб «ВИККРУ» нашел точное место легендарной битвы при Головчине 1708 года

Вышел 11-й выпуск военно-исторического сборника «Могилевский поисковый вестник».

28.04.2018 - 13:03 | В Славгородском районе проходит краеведческая поисковая экспедиция «Днепровский рубеж»

Поисковая краеведческая экспедиция «Днепровский рубеж» работает в Славгородском районе. Здесь, на берегах Сожа в 1941 году мужественно сражались воины 20-го стрелкового и 25-го механизированного корпусов Красной Армии. При попытке вырваться из вражеского окружения и штурме немецких укреплений в Славгороде в июле 1941 года сотни красноармейцев и командиров погибли, тысячи пропали без вести, попали в плен.