Вверх

Вы здесь

Венки на обочине

Моя дорога на малую родину начинается с трассы Могилев—Витебск. И первое, за что цепляется взгляд сразу после выезда за город, — маленькая оградка с увешанным венками крестом. Похожие знаки в память о погибших в авариях нынче не редкость. Причем даже в городской черте. Одних такие погосты при дорогах раздражают, других удивляют, третьих наводят на черные мысли.

Начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Могилевского облисполкома Евгений Жилинский к венкам и крестам у трасс относится философски. Это, считает, как предупреждение водителям, что надо быть внимательней и осторожней. Глядишь, и лихач скорость сбросит, а таковые, увы, не переводятся. Дорожно-транспортных происшествий по сравнению с прошлым годом на Могилевщине стало меньше, но подобные «показатели» все же не могут не тревожить. Ведь даже одна человеческая жизнь — страшная потеря. А в области только в минувшем году в ДТП погибли девяносто человек, с начала нынешнего — семнадцать. Аварии по-прежнему забирают людей не меньше, чем самые тяжелые из болезней, причем людей далеко не старых.

Некоторые трассы в области вообще называют «черными». По статистике, аварии на шоссе Могилев—Чаусы, под Бобруйском или в Быховском районе происходят довольно часто, что подтверждают те же венки на обочинах. Самодельные мемориалы нередко отвлекают от самой дороги, утверждают водители. Не смотреть на скорбные кресты как-то не получается, а при нынешней интенсивности автопотока это, между прочим, дополнительный риск.

Дорожников появляющиеся тут и там памятники тоже не очень-то радуют. Порой они мешают ремонту, уборке трассы или просто нарушают общую картину благоустройства. А сносить их то ли из суеверных соображений, то ли из человеческого сочувствия не спешат. Понять психологию того, кто отметил подобным образом место гибели близкого человека, признал главный инженер «Могилевавтодора» Борис Иванов, сложно. Ведь если горе случилось дома, мы же не устанавливаем монумент у кровати или, скажем, в саду?

Вот думаю: почему мы выставляем символ скорби на всеобщее обозрение? Чтобы пережить острую боль от потери родного человека, что-то сделать для него, пояснила психолог Ирина Барановская. Хотя других водителей и пассажиров это наверняка тревожит. Наблюдательные люди приметили: памятники у дороги стали появляться в восьмидесятых, когда мы начали лучше жить и пересаживаться на личные авто. Кто-то ограничивается венком, кто-то устанавливает почти монумент с табличкой, указывающей годы жизни, а то и закрепляет фото погибшего. Родственники приезжают, ставят лампадки, меняют цветы. Но... до поры до времени. Потом памятники приходят в упадок, зарастают травой и впечатление оставляют еще более удручающее. И уже непонятно, то ли речь идет о памяти погибших, то ли о проблеме для живых.

В России многие регионы объявили такому траурному обычаю бой и призвали отодвинуть придорожные мемориалы хотя бы на пятиметровое расстояние от трассы. Не исключено, что их признают вне закона во всей стране. Во всяком случае, такая инициатива есть. В интернет-сообществах тема придорожных памятников также одна из самых обсуждаемых. Те, кто высказывается «за», в качестве аргумента приводят автотрассы другой близлежащей страны — Польши. Мол, уж там крестов ну очень много. Католики, в свою очередь, уточнили: подобные обереги ставят на перекрестках как защиту от нечисти, которая будто бы в таких точках собирается.

А православные, говорят историки, в старину кресты воздвигали там, где хоронили погибших в пути ямщиков. Отсюда, получается, и пошел обычай? Служитель могилевской Трехсвятительской церкви отец Роман заверил: в церковных канонах таких традиций нет. Да, кресты на перекрестках дорог, при въезде-выезде из городов или поселков ставят. Но у них совсем другое психологическое наполнение — это символ веры, надежды, победы. Что касается личных мемориалов у трасс, то церковь их не запрещает, однако и не поощряет. К тому же напоминает: двух могил быть не может.

Светлана Маркова, «Рэспубліка»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

06.12.2017 - 15:27 | Кооперация позволяет предприятиям достичь высокой эффективности производства - Руслан Страхар

На современном этапе развития кооперация представляет собой действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и имеющихся ресурсов. Такое мнение высказал сегодня на межрегиональной конференции «Кооперация производства, бизнеса и науки в промышленности: успехи, проблемы, перспективы» председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Руслан Страхар.

13.11.2017 - 10:03 | Повышать престиж науки и образования нужно за счет экономического стимулирования ученых - мнение

Повышать престиж науки и образования нужно в том числе за счет экономического стимулирования ученых с учетом их эффективности. Такое мнение высказал корреспонденту делегат II Съезда ученых Беларуси, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» доцент Белорусско-Российского университета Александр Щур.

04.11.2017 - 09:26 | Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы - мнение

Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы. Такое мнение высказали супруги Непес и Ольга после приема, который провел в Совете Министров руководитель Министерства здравоохранения Валерий Малашко.

26.10.2017 - 09:17 | Фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен - Ирина Дрига

Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен, сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

25.10.2017 - 16:37 | Презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами - дипломат

Комплексные презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения