Вверх

Вы здесь

Водительский техосмотр

Сегодня  автомобиль давно уже не роскошь, а для кого-то и предмет первой необходимости! Мой знакомый, к примеру, недавно перенес инфаркт миокарда. Стал инвалидом третьей группы. Ходить ему «на длинные дистанции» трудно - пройдет сотню метров и отдыхает. Куда удобнее на машине передвигаться. Увы, управлять собственной «легковушкой» медики до поры до времени запретили. Но на днях я увидел его за рулем - прошел-таки водительскую медкомиссию. И был этому несказанно рад!

 А как добираться на работу инвалиду, у которого, допустим, проблемы с ногами? Вызвать социальное такси? Даже если оно есть, то воспользоваться им можно, чтобы доехать до поликлиники, больницы, магазина. Но не для того, чтобы жить и работать! К слову,  побывавшие в западных странах туристы рассказывали, что видели в тамошних супермаркетах много и инвалидов, и людей преклонных лет, которые едва передвигались, опираясь на тележку с продуктами. После кассы добирались с ней до авто, укладывали покупки в багажник, и - за руль. У нас же такая картина - скорее исключение, чем правило.

Во времена СССР так и вообще запрещалось вождение при малейшем повышении артериального давления, с начальными признаками сахарного диабета, с хроническим радикулитом... Потом критерии допуска людей к управлению автомобилем постепенно расширялись: медицина на месте не стоит, более эффективными становятся средства лечения и реабилитации. К тому же и водить современные авто, оснащенные электрическим усилителем руля, автоматической коробкой передач, стало значительно проще.

И все-таки: разве - не риск, когда к управлению автомобилем допускается человек, у которого, допустим, проблемы с сердцем? А вдруг ему, любому другому инвалиду или дедушке, бабушке станет плохо за рулем? Все зависит от состояния здоровья конкретного человека, считают специалисты. Сегодня медики не только после перенесенного инфаркта, но и после пересадки сердца могут дозволить сесть за руль. Конечно, при условии, что человек пройдет  эффективный курс лечения, что давление, кардиограмма и анализы - нормальные. Более того, не исключают медики, если у него большой опыт вождения, то ездить на машине не только не вредно, но и полезно. Одно ведь дело добираться до той же работы пешком или толкаться в общественном транспорте, и другое - спокойно ехать на своей машине. Только действительно - спокойно.

- Когда проходил водительскую комиссию, кардиолог, просмотрев ЭКГ, дотошно расспрашивал, какие лекарства принимаю, как чувствую себя после нагрузки,  волнений, - рассказывал знакомый. - Были определенные колебания, но чашу весов перевесил мой водительский стаж: 30 лет за рулем. В общем, разрешили ездить. Комиссию, правда, надо каждый год проходить. Но главное - езжу!

А с 17 апреля  2016-го многим категориям больных стало еще проще проходить водительскую комиссию. В конце прошлого года Минздрав принял постановление  №30, которым определен перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими средствами транспорта, самоходными машинами. Прописаны также и условия, при соблюдении которых лица допускаются к вождению.

Как раз, когда я  беседовал по поводу этих новшеств с заместителем главврача могилевской поликлиники №5, ведущим городским  специалистом по медицинской экспертизе Галиной Старченко, в  кабинет заглянула молодая женщина. Чтобы, как выяснилось, проконсультироваться  насчет того, что сулит «тридцатое постановление». В свое время ей имплантировали электрокардиостимулятор, и теперь она вынуждена ежегодно проходить через врачебный «консилиум».

-  Чувствуете себя нормально? - спросила Галина Старченко. - Заключение кардиолога  взяли? Спокойно проходите комиссию. Никаких изменений по вашему случаю нет.

А вот для тех, кому впервые имплантировали кардиостимулятор, есть послабление: отныне при положительном заключении медиков они могут проходить водительскую медкомиссию не через год после операции, как было прежде, а через 3 месяца.

- Раньше вообще при любом вмешательстве на сердце недопуск к вождению составлял не менее года, - говорит Галина Старченко. - Сейчас же и после стентирования могут допустить к управлению автомобилем через 3 месяца. А после  инфаркта миокарда или аортокоронарного шунтирования - через 6 месяцев для автолюбителя и через 1 год для водителя-профессионала. Раньше абсолютным противопоказанием к вождению была гипертония 3-й степени - гипертонические кризы  могли привести к серьезным проблемам на дороге. Теперь человека с такой степенью болезни могут допустить к управлению автомобилем категории «В»  - при достижении уровня артериального давления 140/90 и по положительному заключению кардиолога. Только переосвидетельствование придется проходить каждый год.

О собо тщательно на медосмотрах проверяют зрение. Но и здесь прогресс шагнул далеко вперед. Сегодня и человек, страдающий сильной близорукостью, может водить машину при условии коррекции зрения очками или контактными линзами. Но если раньше допустимая коррекция для тех,  кто управляет авто категории «В»,  при близорукости и дальнозоркости была 8 диоптрий, то теперь - 9. Прежде допуска к вождению собственной легковушки  после лазерного лечения отслойки, предразрыва, разрыва сетчатки нужно было ждать полгода, ныне же - 3 месяца. А временный недопуск после экстракции катаракты (удаления мутного хрусталика) методом факоэмульсификации теперь составляет 1 месяц вместо 3-х.  Либеральнее стал доступ к авто и у людей с проблемами слуха. К примеру, глухонемые  впервые получили право не только управлять собственной легковушкой, но и возможность устраиваться на работу водителями категории «В» (за исключением службы такси и легковых авто оперативного назначения).

Расширены возможности допуска к вождению и для людей с болезнями, затрудняющими движение конечностей. В частности, решен один из противоречивых вопросов, когда человеку, у которого ампутирована или повреждена левая нога, было разрешено управлять автомобилем категории «В» с коробкой- автоматом, а человек с аналогичными повреждениями правой ноги мог пользоваться только «легковушкой» с ручным управлением. Отныне и при отсутствии правой конечности можно водить авто с автоматической коробкой передач  при условии выноса педали акселератора под левую ногу.

Новыми нормами теперь допускаются к управлению с ежегодным переосвидетельствованием и люди с онкологической  патологией - не только при ремиссии, но и при стабилизации онкологического процесса.

Полностью со всеми изменениями в перечне заболеваний и противопоказаний к вождению автомобиля, утвержденным  постановлением Минздрава №30, можно ознакомиться не только в поликлиниках, но и в Интернете.

Доводилось, однако, слышать по поводу новшеств и скептические высказывания вроде: «Как можно доверить управление автомобилем  человеку без руки или без ноги, практически слепому или глухонемому?» Но если есть специальные приспособления, помогающие компенсировать физические недостатки, почему - нет? Более того, по мнению многих медиков, получивший водительское удостоверение инвалид более внимателен к вопросам безопасности и редко создает проблемы на дорогах. Рекордсмены по ЧП - превысившие скорость лихачи, а также пьяные за рулем. Конечно, случаются и  аварии, связанные с тем, что водителю вдруг стало плохо за рулем. Но … Претензий, что водительская комиссия, мол, допустила к управлению автомобилем человека, которому по состоянию здоровья вождение противопоказано, по словам Галины Старченко, не было. Другое дело, что иные водители элементарно не проходят медкомиссию в установленный срок.

Все  вроде знают, что езда за рулем без медицинской справки запрещена. Но нынче сотруднику ГАИ, остановившему автомобиль на трассе, не обязательно ее спрашивать. Необходимо предъявлять такую справку разве что при прохождении тех-осмотра, да пройти его можно и соседа попросить.      

- Однако ГАИ вправе потребовать такую справку при выдаче и обмене водительских прав, а также в случае лишения их и возврата, - заметила Галина Старченко.  - Вот в связи  с этим нам часто звонят из ГАИ с просьбой уточнить, была ли выдана медсправка такому-то лицу в такое-то время. Возбуждались и уголовные дела за подделку такого документа, виновные привлекались к суду, понесли наказание.

К слову, в водительской комиссии работают опытные медики, и потому бывали случаи, когда заболевания (артериальная гипертензия, сахарный диабет, анемия и другие) впервые выявляли именно они.

Не существует для водителей и возрастного ценза.

- Скоро на водительскую комиссию придет наш коллега, доктор Михаил Быков, - сказала Галина Старченко. - В этом году ему исполняется 90 лет. Около двух лет назад он оставил работу врача-хирурга областного психоневрологического диспансера, а машину продолжает водить до сих пор.    

И у нас есть люди, которые и в почтенном возрасте не представляют свою жизнь без автомобиля. Что ж, это еще один стимул ответственно относиться к своему здоровью. Так что будем здоровы!

”Могилевская правда”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «мнение»:

06.12.2017 - 15:27 | Кооперация позволяет предприятиям достичь высокой эффективности производства - Руслан Страхар

На современном этапе развития кооперация представляет собой действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и имеющихся ресурсов. Такое мнение высказал сегодня на межрегиональной конференции «Кооперация производства, бизнеса и науки в промышленности: успехи, проблемы, перспективы» председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Руслан Страхар.

13.11.2017 - 10:03 | Повышать престиж науки и образования нужно за счет экономического стимулирования ученых - мнение

Повышать престиж науки и образования нужно в том числе за счет экономического стимулирования ученых с учетом их эффективности. Такое мнение высказал корреспонденту делегат II Съезда ученых Беларуси, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» доцент Белорусско-Российского университета Александр Щур.

04.11.2017 - 09:26 | Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы - мнение

Приемы граждан министрами помогают действенно решать наболевшие вопросы. Такое мнение высказали супруги Непес и Ольга после приема, который провел в Совете Министров руководитель Министерства здравоохранения Валерий Малашко.

26.10.2017 - 09:17 | Фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен - Ирина Дрига

Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина-Марцинкевича будет содействовать открытию новых имен, сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

25.10.2017 - 16:37 | Презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами - дипломат

Комплексные презентации регионов Беларуси в России способствуют росту товарооборота между странами.

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения