Вверх

Вы здесь

Второе дыхание храма в деревне Славное

Мстиславский край славится храмами, памятниками истории и культуры. Наряду с общеизвестными достопримечательностями - кафедральным собором Александра Невского, церковью в честь иконы Тупичевской Божьей матери, Свято-Успенским Пустынским мужским монастырем, храмом Святого Онуфрия в агрогородке Селец - существует на Мстиславщине уникальный в своем роде памятник архитектуры деревянного зодчества первой половины XIX века – церковь святого пророка Илии в деревне Славное.

Уникальный памятник деревянного зодчества

Прежде всего, необходимо отметить, что у памятников деревянной архитектуры обычно складывается трудная судьба. Разрушительное влияние времени и огни пожарищ, вражеские нашествия уничтожили десятки и сотни святынь. В конце XVIII и особенно в XIX веке строилось немало деревянных зданий, почти полностью повторявших формы каменной архитектуры. Дерево как строительный материал ценилось дешевле и имелось в достатке.

В деревянных постройках 19 века происходила интерпретация канонов классики, что придавало архитектуре своеобразие.

Культовое деревянное зодчество России и Белоруссии развивалось параллельно. В нем определялись две важнейшие зоны: Полесье и Северный восток. Для культового зодчества север¬ного востока характерны высокие срубы с подклетями, завершенные шатрами или двускатными крышами.

К сожалению, памятников деревянного зодчества востока Белоруссии почти не сохранилось. Чудом уцелел деревянный храм Святого пророка Илии в деревне Славное.

На огненной колеснице в небо

Известно, что пророк Илия родился за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас, когда в мир явился Илия, его отцу было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения: ревностная борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илия, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо». Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа.

По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго при¬шествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Илия — «грозный святой». Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси.

В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России – поворотом на зиму. После ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.

Пророк Илия - повелитель дождей, грома и молний, который карает неправедных и дарит земле урожайность. Православные верующие убеждены, что Илия, как один из всех пророков, взятый живым в Царство небесное, наблюдает за ними и оберегает их. Поэтому храмы, построенные в его честь, имеют особое значение для верующих.

Место, где можно отдохнуть душой

По некоторым данным, церковь в деревне Славное существовала уже в 1665 г. Источником этой информации является лишь вывеска на храме. По словам местных жителей, их храм был основан в 1675 году. Сельчане говорят о том, что дом Божий построил не¬кий зажиточный человек Лабуш. В правой части храма есть каменная плита, под которой, как утверждают сельчане, и похоронен тот самый Лабуш. Первоначально эта церковь находилась в другом месте - в деревне Глинье.

Но в 19 веке все земли в округе деревни Курманово принадлежали панам Иванским, которые были довольно богатыми помещиками. У них имелось свое озеро, сооруженное на реке Ремествянка, и там стояла мельница, работавшая за счет энергии воды. Крестьяне не имели права ловить рыбу в панском озере. Также росли два фруктовых сада, один из которых служил источником сырья для виноделия, а плоды второго использовались для помещичьего стола.

Именно пани Иванская и распорядилась переместить церковь из деревни Глинье в деревню Славное. Так как Глинье находилось поодаль от имения Иванских, а Славное значительно ближе, помещице было ближе и удобнее посещать церковь здесь. Да и место она выбрала действительно благодатное - тихое и спокойное, в лесной местности, чуть в стороне от дороги, где можно отдохнуть душой. Также вокруг бьют родники с чистейшей водой.

В начале 20 века хозяйство Иванской стало приходить в упадок. После революции 1917 г. помещица со своей семьей уехала из этих мест. В том же году ее дом сожгли, остальные постройки также были уничтожены. Сохранились только отдельные строения. О помещице Иванской сейчас напоминают только старый запущенный парк, земляные валы, и храм Святого Илии в деревне Славное.

Здание никогда не горело, даже в военные годы. В трудные времена Великой Отечественной войны служение было приостановлено. Но и в годы войны святое место не осквернялось - здесь находился склад с зерном. Настоятелем храма с 1913 по 1918 год служил Александр Галковский, который преподавал Закон Божий в окрестных школах.

Настоятели храма менялись часто. Но, пожалуй, самым длительным пребыванием выделяется Никита Скороходов.18 лет настоятелем храма служил Виктор Сачковский, который похоронен на кладбище в д. Славное.

Добрые люди возродили церковь

В 2004 году началось возрождение храма, его реставрация. В этом деле особенно большую роль сыграли два уроженца соседней д.Бель. Один из них - меценат Виталий Гутиков, проживавший в городе Магнитогорске, генеральный директор ОАО «Магнитогорсксталь». Именно он организовал изготовление и доставил из Магнитогорска новые колокола и два креста в церковь (самолетом из Магнитогорска до Москвы, а затем в Беларусь). Также он подарил новые колокола в Свято-Успенский Пустынковский мужской монастырь в Мстиславском районе и в церковь города Могилева. Сам Виталий Михайлович венчался в церкви д.Славное. Сейчас его жена и дочь постоянно отправляют денежные переводы на поддержание храма.

Второй человек, внесший значительный вклад в восстановление храма – Михаил Плешков, ныне проживающий в Москве (его мать и поныне остается в д. Бель). На пожертвования ее сына в храм приобретены новые иконы (в том числе «Николай Чудотворец», «Архистратиг Михаил») и лампады, плащаница.

Среди восстановителей старинных икон храма можно отметить художников из Витебска Олега и Елену, которые приехали в Славное и вели восстановительные работы всю зиму, до самой Пасхи. Их стараниями обновлен иконостас, реставрированы многие старинные образа. И сейчас эти люди не забывают святое место, приезжают сюда на большие праздники. Своих детей Олег и Елена специально везли из Витебска, чтобы крестить в этом благодатном месте.

Через три года здесь работали художники-реставраторы из г. Кричева, они восстановили иконы Серафима Саровского, две храмовые иконы пророка Илии (одна из которых сейчас находится на клиросе, другая над входом) и многие другие.

Церковь очень богата иконами - и старинными намоленными, и новыми. На киоте находятся образа в честь Илии, Иисуса Христа, Онуфрия Великого - с одной стороны, с другой - икона Казанской Божьей матери, икона Владимирской Божьей матери, вышитая бисером. В алтаре пребывает новая икона с подсветкой Иисуса Христа в полный рост. Есть иконы Богородицы, Почаевской Божьей матери. Святого Пантелеймона, Екатерины Великомученицы, Варвары Великомученицы, в честь царской семьи. Горецкие паломники сделали новые рамки для икон «Спаситель в терновом венце» и «Анна Пророчица».

В 2010 году в храме поставлены новые боковые двери, обновлены окна. Также осенью 2013 года снаружи покрашена вся церковь — от крыши до фундамента (до этого ее здание было выкрашено изнутри). В прошлом году обустроена насыпная дорога, благодаря которой в церковь могут попасть все желающие.

В 2013 г. перед Рождеством Христовым паломница из Горок пожертвовала Br6 млн. на покупку двух подсвечников под иконы Николая Чудотворца и Анны Пророчицы, а также на покупку напрестольного креста. Новым крестом батюшка освящал воду на праздник Крещения в 2014 году.

Многое для восстановления и преображения храма делают паломники из Рясно, Кричева, Могилева, Мстиславля, Горок.

Служит в храме иерей Анатолий, с 1992 года несший послушание при кафедральном соборе Александра Невского в Мстиславле. Казначеем при храме является Зинаида Войтова. С 16-летнего возраста и по сей день занята в храме Александра Василевская, 1916 года рождения.

Второе дыхание после реставрации приобрела церковь в Славном. Здесь совершаются службы на все значимые годовые праздники. Особенно много паломников собирается в престольный праздник святого Илии Пророка.

Узнать об истории и судьбе дивного дома Божиего полезно не только для местных жителей, но и для всех неравнодушных людей, интересующихся религиозной жизнью Могилевщины.

Тот, кто один раз побывал в этом храме, обязательно захочет вернуться в намоленное место, чтобы очиститься душой и почувствовать радость жизни земной и небесной.

Елена РОМАНОВА, учитель ГУО «Курмановский УПК детский сад - СШ» Мстиславского района, «Могилевские ведомости»

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также в категории «история»:

08.12.2017 - 09:54 | Могилевская область 15 января отметит 80 лет со дня основания. По страницам истории

15 января 1938 года на карте огромной тогда страны - Советского Союза - появилась Могилевская область. Решение об ее образовании приняла первая сессия Верховного Совета СССР. Начался отсчет современной истории Приднепровского края.

07.12.2017 - 11:12 | В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси

В Могилеве отметят 100-летие со дня образования органов ЗАГС Беларуси.

22.11.2017 - 10:53 | В Кировском районе поисковики обнаружили останки советских самолетов, сбитых летом 1941-го

В Кировском районе в ходе поисковой экспедиции могилевские историки и краеведы обнаружили фрагменты одного из советских самолетов, сбитых здесь фашистами летом 1941 года. Всего между деревнями Зеленая Роща и Забуднянские Хутора в самом начале Великой Отечественной немцы уничтожили 4 бомбардировщика СБ-2… Благодаря воспоминаниям очевидцев-старожилов поисковикам удалось установить уже несколько имен погибших летчиков.

14.11.2017 - 11:53 | Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года

Мемориальную доску в честь известного ученого-краеведа Петра Лярского установят в Могилеве в январе 2018 года. Об этом сообщили в МГУ им. А.А. Кулешова.

10.11.2017 - 11:28 | Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова»

Могилевчан приглашают принять участие в викторине «Жизнь и творчество К.М. Симонова». Мероприятие приурочено к 102-летию со дня рождения писателя, сообщили корреспонденту сайта в общественном объединении «Русское культурно-просветительское общество».

Рубрики

Работа с обращениями граждан и юридических лиц
Электронные обращения