Вверх

Вы здесь

Достопримечательности Мстиславского района

Часто Мстиславль называют «Белорусским Суздалем» - и не зря: по количеству достопримечательных мест город находится в плеяде лидеров не только Могилёвской области, но и республики.

Среди ярчайших памятников духовности Мстиславского района – Пустынский Успенский монастырь. Монастырский комплекс уютно раскинулся в 11км. от Мстиславля. Тут и до границы с братской Россией рукой подать - всего семь 7 км. Место здесь и вправду священное: умиротворение и покой витают в воздухе. Сразу хочется отключиться от повседневных забот, предаться созерцанию и размышлениям о смысле бытия…

Пустынский монастырь был основан в 1386г. князем Сименоном Лугвеном. Согласно легенде, князя настигла серьезная болезнь, и он резко потерял зрение. Однажды во сне князю привиделся старец, который велел идти в Пустынь, найти криницу и омыть ею глаза. Князь последовал совету и исцелился. А на святом месте велел построить монастырь, и над криницей воздвигнуть часовню. Вода в источнике и по сей день – чудотворная: говорят, регулярное ее использование (как наружное, так и внутреннее) восстанавливает зрение и слух. В летний период монастырь посещают до 1000 паломников – поклониться святыне, испить водицы и окунуться в монастырскую купальню.

С приходом власти Советов, в 1925г., Пустынский монастырь был закрыт, а на его месте работали детский дом (до 1966г.) и школа (до 1970г.)
В 2003г. по благословению епископа Мстиславского и Могилевского Сафрония началась реставрация монастырского комплекса. В июле 2008г. был утвержден проект восстановления монастыря. Бюджет проекта составил 94млрд. белорусских рублей, в самое ближайшее время начнется освоение этих средств. На данный момент «своими силами» уже восстановлена белоснежная бойница высотой 60м. с установленными на ней шестью колоколами: одним большим и пятью маленькими. Большой колокол был передан в дар монастырю предпринимателем из Магнитогорска. К сожалению, почти вековое запустение дает о себе знать: некоторые строения монастыря уже не подлежат реставрации.

Лик Христа – это уникальное божественное знамение, которое привлекает множество паломников в Пустынь. В 2003г. монахи принялись приводить в порядок одно из строений монастыря (бывшее здание школы). На стене, где ранее располагалась школьная доска, они обнаружили проявившийся лик Спасителя. Это стало божьим знаком, призывом к восстановлению Пустынского монастыря. Изображение Христа и крест с распятьем под ним настолько четко просматриваются, что мурашки пробегают по телу. Говорят, с каждым годом очертания Спасителя становятся ярче и выразительнее, а на некоторых фотографиях можно увидеть прозрачно- голубые глаза Иисуса. По утверждению местного монаха - иеродиакона Терентия - лик Христа символизирует укрепление веры в сердцах прихожан.

В настоящее время монастырь существует за счет пожертвований и продажи церковной утвари. Плюс ко всему, ощутимую помощь в ведении монастырского хозяйства оказывают «трудники», прихожане-добровольцы, живущие за пределами монастырских стен.

***

Ещё одним значительным храмом, построенным по велению Симеона-Лугвена, стала Онуфриевская обитель, которая «моложе» Пустынского монастыря почти на тридцать лет.

Монастырь основан в 1407 году . Легенда гласит: княжич, сын Симеона, будучи подростком, заблудился в здешних лесах. Семь суток блудил юнец, пока не встретил старца Онуфрия, указавшего ему путь к отчему дому.
Обрадованный чудесным спасением сына, Симеон-Лугвен на месте явления княжичу святого поставил церковь, которая с тех пор и называется Свято-Онуфриевской.

До XVI века история Онуфриевского монастыря скрывается за завесой тайны, документально не подтверждена.
По первому разделу Речи Посполитой в 1772 году монастырь оказывается в границах Российской империи.

В 1839 году монастырь возвращается православным.
На сегодняшний день, к сожалению, монастырская церковь сохранилась лишь частично.

В дальнейшем прозрение отца и спасение сына имели историческое значение. Благодаря стойкости и мужеству Мстиславского, Смоленского и Оршанского полков, ими руководимых, в битве под Грюнвальдом были разгромлены рыцари Тевтонского ордена.

 

 

***

Героической страницей истории Мстиславля является история его Тупичевского монастыря. Достаточно сказать, что это был единственный в городе монастырь, который до конца, даже в самое тяжелое для него время сумел не поддаться религиозной экспансии, оставался в православии, сохраняя, при этом, исконные традиции обрядов, язык и культуру.

В начале XVII в. громадное влияние на молодежь города стал оказывать иезуитский коллегиум. Желая предотвратить стремительное падение влияния своих духовников, православное братство решило основать свой центр в городе — с училищем, монастырем, церковью и домом для нищих и убогих.

В.Г.Краснянский сообщает: «Константину Ипатьевичу Москевичу (отцу) принадлежало урочище Тупичевщина около Мстиславля. Там он вначале построил бесприходную церковь во имя Сошествия Св.Духа. Здесь же он решил построить монастырь. Затем сыновья описали некоторые земли, имущество и церковь Тупичевщины созданному здесь монастырю. Таким образом, монастырь оказался огражденным частной землей, куда не простиралась королевская власть». Созданию и развитию деятельности этого монастыря содействовал также местный подкормий Богдан Стеткевич. Во всем Мстиславском воеводстве православные монастыри насильно отнимались в унию — лишь Тупичевский упрямо продолжал оставаться в православии. Многократно с толпой единоверной шляхты, чтобы запугать упрямцев, студенты-иезуиты «вторгались в обитель, бросали зажженные факелы»…

Урочище Тупичевщина представляет собой клин земли, возвышение, отрезанное от города с двух сторон глубокими оврагами ледникового происхождения. У подножия его простирается обширная, раскинувшаяся на несколько километров, пойма реки Вихры. Крутогорье служило монастырю надежным щитом обороны.

Со стороны города свою обетованную землю монахи обнесли саженной высоты стеной из кирпича. Толщина стены достигала метра. В том месте, где стену разрывали две высокие шестигранные башни, находились въездные деревянные ворота. По-видимому, царь Петр въехал именно в эти ворота, когда в 1708 г. прибыл в город, чтобы отслужить в Тупичевском монастыре молебен перед битвой со шведами на реке Черная Натопа. Впрочем, существовал и другой въезд — хозяйственный. В том месте и теперь в остатках стены торчат железные петли, давая представление о размерах некогда сидевших на них ворот. Кроме твердости характера людей, ратовавших за чистоту своей веры, кроме красивого берегового возвышения и мощной оборонительной стены Тупичевский монастырь славился своими храмами и в особенности самым первым — деревянным храмом во имя Сошествия Святого Духа. Воистину это была сокровищница белорусского искусства.

К постройке храма приступили в 1641 г., в период самых гонений православия. Откуда только все бралось: деньги, строительные материалы, украшения для интерьера. Люди приходили и работали бесплатно, «чтобы послужить вере истинной и Богу единому». В начале XX века храм еще был цел. Владимир Гаврилович Краснянский бывал в нем и сообщает, что там сохранилось много «древних икон и священных предметов, пожертвований монастырю патриархами и парями». «Но особенно выдающеюся достопримечательностью храма, — пишет он, — является его стенная живопись; стены обиты холстом, и по холсту красками изображены события ветхозаветной и новозаветной истории. Живопись высокого качества, но дышит наивным глубоким религиозным чувством». А вот названия некоторых из тех рисунков: «Сотворение мира». «Изгнание из рая», «Ноев ковчег»… Средневековый художник остался безымянным.
Какова судьба тех рисунков? Какова судьба того замечательного храма? Куда девались остальные каменные храмы Тупичевского монастыря: Пресвятой Богородицы (1771), Во имя Успения Богоматери (1895)?.. То, что сделали здесь в двадцатых годах прошлого столетия, можно назвать «началом варварства». Позднее, в шестидесятые годы, городские власти учинили настоящий погром старине — подняли руку на свой золотой запас, на то, что было связано с героикой и талантом мстиславцев…

Не каждый монастырь мог гордиться таким красивым месторасположением. С Тупичевского возвышения как на ладони просматривались луга, дороги, река — целый мир. Здешние монахи именовали себя «приближенцами неба», «избранниками Божьими», «жителями рая». В сущности, это были наивные романтики, фантазеры. Жизнь, как будто, опровергала их взгляды. Тем не менее, они упрямо держались своего, до конца. Теперь горько подумать, что вместе с ними жизнь скосила какую-то хрупкую, но необходимую для всех нас ветвь, ветвь чистого духа, наивного устремления к красоте, святости. Тупичевский монастырь принадлежал не только монахам и жителям города, он принадлежал Вселенной. Он был необходим будущему и являлся ступенькой в него. Поэтому во сто крат сильнее о потерях на Тупичевщине будут сожалеть наши дети и внуки.

Не толстые стены обители сдерживали полтора столетия наскоки иноверцев, а настоящая, преданная любовь к истокам своей духовности. Преданность вере, традициям, старине закаляла характер и множила разум.

 

Фрагменты брамы бывшего Тупичевского монастыря

 


***

Мазоловский женский монастырь основан в 1665 году дочерью Мстиславского стольника Николая Суходольского Марианной. При захвате монастыря Базилианским орденом были уничтожены многие книги и рукописи, а игуменья и монахини изгнаны.

В 1778 году монастырь вновь стал православным.

Сохранившаяся монастырская церковь - это памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму.

 

 

***

Двухбашенный, исполненный в формах раннего барокко иезуитский костел Св. Николая являлся первым каменным сооружением в Мстиславле. Он построен в 1614 г. иезуитами при содействии и фактически полной фундации мстиславльского старосты Петра Паца. Костел имел шесть алтарей.

До некоторого времени судьба этого сооружения была благополучной. Его не коснулись опустошительные пожары, порой случавшиеся в городе, его не грабили, хотя он имел богатейшую ризницу, по нему не стреляли из пушек… Вместе с жилыми корпусами и зданием коллегиума (среднего учебного заведения, готовившего иезуитов-духовников) костел занимал значительную часть территории в центре города. Это был целый городок, обнесенный длинной кирпичной оградой, удивлявшей не только высотой своей и толщиной, но и замысловатостью архитектуры и кладки. (В некоторых местах в ограду были встроены многогранные сторожевые башенки.) В самом центре городка находился обширный сквер и небольшая площадь, так называемое «место дебатов» молодых иезуитов.

Звезда костела начала меркнуть в двадцатых годах XIX столетия, когда иезуитов изгнали из России. Политические изменения повлекли за собой целый ряд прочих: в 1842 г. костел был исправлен по образцу православных храмов, в нем устроили иконостас и надстроили большой деревянный купол. И переименовали в Николаевский собор. А в зданиях бывшего коллегиума разместили духовное училище.

Но главные увечья этому величественному памятнику истории нанесли большевики в двадцатых годах XX столетия. В этот период переделки коснулись главным образом интерьера. Свод зашили плоским перекрытием, обив потолок фанерой… Масляной краской закрасили фрески и в частности уникальную роспись главного алтаря.. . В одном боковом нефе устроили ложу для музыкантов, а на месте главного алтаря установили сцену… В подвалах разместили буфет… Деревянные творения средневековых резьбарей ломали и тут же сжигали на улице перед костелом… Была сожжена и уникальная библиотека старых книг на латинском, когда-то принадлежавшая коллегиуму… О культуре, о будущем тогда не думали. Хотя говорили об этом. Ни одна война, а их за несколько столетий прокатилось через город множество, не изуродовало так это здание, как те ужасные «двадцатые годы»…

Довершило начатое разрушение время. Отстояв без ремонта сто с лишним лет, храм гибнет: обвалились его своды, треснули стены, посыпался кирпич. Однако его интерьер и сейчас впечатляет размером, массивностью опор, лепкой барочного характера.

 

***

Кармелитский костёл - памятник зодчества, который еще издали изумляет своей величественной статью. Построен в 1637 г. Реконструирован в 1746-1750 гг. И. Глаубицем (венчание башен, декор фасада, форма крыши).

Здание - трехнефная шестистолпная композиция с шириной среднего нефа около девяти метров. План храма близок к квадрату, что принципиально отличает его от традиционных базиликальных костелов. Пятигранная апсида повторяет пролет среднего нефа и связана с двухэтажной пристройкой ("теплой каплицей"). Заслуживает особого внимания интерьер костела, украшенный лепкой и фресками с религиозными сюжетами. Две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками Трубецкого (на одной изображен Мстиславский замок, на другой - расправа над ксендзами). Фресковая роспись относится ко второй половине XVII в.

Монахи - кармелиты поселились у подножия Замковой горы Мстиславля еще в начале XVII века. Изначально костел был деревянным и неприметным, но впоследствии, в 1637 году, на его месте выросло сооружение, поражающее своим величием и строгостью убранства.

Ранее в костеле могли проводить службу до шести ксендзов, теперь же прихожанам приходится ютиться в крошечной комнатке, ранее используемой для хозяйственных нужд. На данный момент внутренняя часть собора находится в весьма плачевном состоянии, при этом фасад сохранился довольно неплохо. Главный объем костела заставлен строительными лесами, под ногами – густой слой песка вперемешку со строительным мусором. Но самое главное украшение собора – сохранившиеся волшебным образом уникальные фрески XVII века, иллюстрирующие события Трубецкой резни, когда в «мясорубку» войск князя Трубецкого попала половина населения города Мстиславля. Пока реставрационные работы приостановлены в связи с недостатком финансирования. Но в самое ближайшее время, согласно проекту формирования культурно - туристической зоны, он будет полностью восстановлен. Приблизительное время сдачи объекта – 2016, бюджет проекта – не менее $10млн. На данный момент костел существует на пожертвования прихожан и паломников.

***

Крестовоздвиженская церковь была построена в середине XIX века на месте деревянной униатской церкви, когда-то размещавшейся в центре бывшей Казимировской слободы.

В настоящее время в храме находится список чудотворной Тупичевской иконы Божьей Матери.

 

 

***

Достойным украшением центральной части Мстиславля является православный Александра Невского кафедральный собор.

Возведен в 1870 году на фундаменте восьмиалтарного Бернардинского костела на месте старинной Афанасьевской церкви.

29 июня 1870 года был освящен в честь 650-летия со дня рождения князя благоверного Александра Невского.

6 декабря 1989 года храм был освящен как кафедральный собор. В настоящее время при соборе работает воскресноприходская школа.
В храме находится две особо почитаемые святыни: икона Александра Невского с частицей мощей, Иверская икона Божьей Матери, освященная в Москве во время коронации императора Николая II.

 

 

***

Отголосками древних времен Мстиславля являются названия его городищ. Одно из них — Замковая Гора. Когда-то на ее вершине стоял княжеский замок, а глубокий ров вокруг нее был заполнен водой. Известно, что Девичьей Горой в древние времена называлось место, где устраивали большой костер в купальскую ночь. В Мстиславле есть возвышение и с таким названием. Кроме того, здесь есть гора именуемая Троицкой. Искони, еще с языческих времен, она считалась святой. Сюда приходили, чтобы попросить то, в чем крайне нуждались — урожая, дождя, здоровья…

 

 

***

Памятник природы республиканского значения урочище «Лютня - Дубрава» находится вблизи населенного пункта Лютня Мстиславского района. Лесной массив площадью 784000 м2. Старый лес. Преобладает сосна. С северо-восточной стороны по границе леса протекает река Вихра.

 

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.