Вверх

Вы здесь

Достопримечательности Дрибинского района

Объекты нематериального наследия

Нематериальное наследие — совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности.

В Дрибинском районе нематериальное наследие представлено следующими объектами Государственного Списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь: самобытным промыслом, получившим локальное название «шаповальский» с уникальным языком «Катрушницкийлемезень» и технологией плетения лаптей в деревне Коровчино.

Шаповальство на Дрибинщине

Когда возникло «шаповальство» на Дрибинщине?

Существует мнение, что место, где сейчас расположен Дрибин, когда-то было пустынным, был только один фольварк Дрибин и деревня Старый Дрибин. Владелец фольварка, для того, чтобы увеличить население в своем имении и образовать местечко, стал приглашать селиться на незанятых местах всех желающих. На приглашение откликнулись люди разного общественного положения, разных сословий и профессий. В числе поселившихся в местечке Дрибин были и переселенцы из тех мест, где уже было развито шерстобитное и валяльное ремесло. Поселившись на новом месте, переселенцы стали изготавливать здесь свои изделия. Мастеровые стали брать себе помощников из местных жителей. Таким образом, по территории Дрибинщины распространилось «шаповальство».

Вторая легенда о возникновении шерстобитного и валяльного ремесла заключается в том, что бывший владелец имения ОттонЦехановецкий отдал несколько душ своих молодых крестьян для обучения валяльному ремеслу в Нижегородскую губернию. Крестьяне, приобретя необходимые технические навыки и знания, по возвращении на родину, передавали навыки своим детям.

Валяльный промысел в Могилевской губернии существовал в двух видах: кустарный и отхожий.

Преимущественно «шаповальство» существовало в виде отхожего промысла, так как он не требовал затрат на закупку материалов, не нужно было искать рынок сбыта.

Закончив полевые работы мастера, собрав нехитрый инструмент, расходились во все стороны России, Белоруссии, Литвы, иногда добирались до австрийской границы на западе, до Москвы, до Киева. Известен случай, что мастер Шарловский дошел до Америки, где и остался жить и работать, ежегодно высылая семье более 300 рублей.

Шаповалы несколько отличались от остальных крестьян тем, что были образованней, хитрей. Говорили они по-русски более правильно, но часто прибегали к своему условному языку «Катрушницкомулемезеню». Язык насчитывал 915 слов. Он хранился в строжайшем секрете. Появился этот язык для того, чтобы сохранить секреты ремесла в секрете и иногда околпачить хозяина, у которого они работали.

Сотрудники Дрибинского историко-этнографического музея заинтересовались шаповальством и начали изучать его историю. Вначеле определили методику работы, включившую основные стадии: выявление из реальной действительности объектов нематериального наследия, фиксация информации об объекте, а так же обеспечение поддержки и сохранение механизмов передачи традиции. Работники музея выявили мастеров-шаповалов, познакомились с ними, наладили тесные творческие связи, изучили технологию изготовления валеных изделий, чтобы активно использовать полученные знания и навыки в образовательной деятельности музея, передать подрастающему поколению, молодежи и желающим постигнуть секреты ремесла.

Результатом проделанной работы, ремесло «Шаповальство» в 2009 году, включено в Государственный Список нематериального историко-культурного наследия Республики Беларусь, на заседании Республиканской Рады Министерства культуры Республики Беларусь в г. Минске.

При Государственном учреждении культуры «Дрибинский районный историко-этнографический музей» действует творческая научно-практическая лаборатория, по изучению и сохранению культурного наследия «Шаповальство». Молодое поколение с увлечением знакомится с мастерством шаповалов, имеющее непосредственное отношение к национально-культурному возрождению Беларуси.

В 2014 году был реализован проект БОО «Отдых в деревне» «Устойчивое развитие Дрибинского района на основе культурного наследия», в рамках проекта были приобретены : шерсть, фурнитура, столы, стулья, выставочные витрины, шкафы, корпусная мебель для мастерской шаповальни.

Разработана «Региональная программа по сохранению объекта нематериального культурного наследия «Шаповальство» на 2014-2015 гг.

В данной программе предусмотрены различные направления работы с молодежью по изучению истории возникновения шаповальства и видами шерстобитно-валяльного промысла на территории Дрибинского района, а также реализация программы возрождения ремесла и возвращения в культуру преемственности молодого поколения.

Одной из самых распространенных и устоявшихся форм работы являются тематические экскурсии по экспозиции зала шаповальства государственного учреждения культуры «Дрибинский районный историко-этнографический музей». В зале шаповальства самое широкое распространение и традиционная форма работы — мастер-класс по изготовлению мини-валенок, украшений и игрушек из цветной шерсти методом мокрого и сухого валяния (фильшевание).

В целях развития интереса к традициям шерстобитно-валяльного ремесла Дрибинского края ориентированного на его популяризацию, сотрудниками музея регулярно проводятся лекции и радиолекции. Так в 2014 году были прочитаны радиолекции из цикла «О шерстобитно-валяльном промысле».

Для дошкольников и школьников — разрабатываются и проводятся музейно-педагогические занятия с использованием мультимедийного оборудования. Занятия проходят в рамках музейно-педагогической программы «В гостях у деда Матея», которая была разработана с целью изучения возникновения и развития шерстобитного промысла на территории Дрибинщины.

На сегодняшний день при музее действует народное любительское объединение «Шаповал», в которое вошли мастера-шаповалы Дрибинского района и образцовое детское любительское объединение «Катрушник» в котором занимаются школьники.

2014 год для сотрудников музея, мастеров-шаповалов и участников коллектива «Катрушник» был очень насыщенным и плодотворным. На протяжении года они принимали активное участие в районных, областных и республиканских мероприятиях.

В мае 2014 года член Союза мастеров Масалова Ж.Н. была награждена Дипломом 1 степени по итогам конкурса социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь» в номинации «Уклад».

В июне прошлого года члены народного любительского объединения «Шаповал» приняли участие во втором межрегиональном празднике-конкурсе «Зяленыясвяткі», проходившего в д. Байково Чаусского района Могилевской области.

Ежегодно Дрибинские мастера принимают участие в республиканском празднике «Александрия собирает друзей».

В августе месяце коллектив музея принимал участие в ежегодном региональном фестивале народного творчества, народных промыслов и ремесел «Дрибинскиеторжки» с выставкой «Бренд Дрибинского района». В этом же месяце мастера-шаповалы были приглашены в агрогородок Мотоль Ивановского района Брестской области на мероприятие «Летник ремесел».

В сентябре 2014 года валенки, шапки, украшения из шерсти представили мастера-шаповалы на районном и областном мероприятиях, проходивших в рамках фестиваля-ярмарки тружеников села «Дожинки-2014».

В конце сентября сотрудники музея приняли участие во Втором Национальном форуме «Музеи Беларуси», проходившем в Гомеле, где были удостоены Диплома за реализацию культурно-образовательного проекта «Ремесло шаповальство — объект нематериального наследия».

29-30 сентября 2014 года, представители Дрибинского района были приглашены в г. Санкт-Петербург на мероприятия, проводимые в рамках Дней белорусской культуры.

В ноябре этого же года в г. Могилеве мастерами Дрибинщины была организована выставка "Ад майстроў шапавалаў«во время прохождения III Международного форума «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества» в рамках праздничных мероприятий приуроченных 75-летию Могилевского методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы.

На страницах периодических изданий и интернет сайтах регулярно обновляются сведения по популяризации традиций шаповальского ремесла.

В 2015 году продолжается работа по сохранению элемента нематериального культурного наследия Республики Беларусь «Шаповальство».
 

Технология плетения лаптей в д. Коровчино

Технология плетения лаптей в д. Коровчино— традиционное ремесло, которое было распространено на территории Дрибинского района.

Лапти — самая древняя обувь в Восточной Европе, причем, — очень удобная, легкая, просторная, «дышит», ноги ее почти не чувствуют. И в жару, и в холод наши предки ходили в лаптях.

Плетение лаптей — традиционное ремесло, которое было распространено на всей территории Дрибинского района.

Сегодня лапти утратили свое функциональное предназначение, как обувь. Между тем, интерес к лаптям все более возрастает. На республиканских выставках, международных фестивалях в Бобруйске, Минске, Могилеве, Климовичах, Горках большой интерес вызвали лапти, изготовленные Дрибинскими мастерами.

Безусловно, интерес к лаптям объясняется, прежде всего, с исторической точки зрения, как к уникальному достижению прошлого.

Остается актуальной роль лаптей, как неотъемлемого атрибута сценических костюмов.

Все большее распространение приобретает спрос на лапти, как обувь для отдыха на природе (широко известны их лечебные свойства и медики особенно рекомендуют ходить в лаптях людям пожилого возраста и беременным женщинам).

Лапти — один из важнейших символов традиционного национального быта, они широко используются в качестве важного элемента народных обрядов.

Растет популярность лаптей, как сувенирной продукции.

Как сплести настоящие лапти, ни в древних, ни в современных книгах, не найдешь. Умение это передавалось от отца к сыну, и не было необходимости в описаниях. Найти сегодня хорошего мастера по плетению лаптей сложно и потому перед сотрудниками Дома ремесел д.Коровчино стояла задача — возродить древнее ремесло, не дать ему исчезнуть. Сохранили умения и навыки плетения лаптей в Дрибинских деревнях Абраимовке, Жевани, КоровчиноКононкова Н.А., Збродова Е.А., Кирилова Н.П. Секреты своего мастерства местные умелицы передали специалистам Дома ремесел. Преемницей технологии плетения лаптей на Дрибинщине, инициатором ее возрождения стала Закликовская Л.С., директор Дома ремесел. Освоив в совершенстве это мастерство, она была принята в Белорусский Союз мастеров народного творчества. Продолжают традиции предков дети, приобретая навыки и умения древнего ремесла в кружке «Лапоточек» при Доме ремесел.

C целью популяризации технологии плетения лаптей сотрудниками Дома ремесел проводятся мастер-классы, семинары-практикумы, консультации, работает творческая мастерская для взрослых и детей. В выставочном зале Дома ремесел действует постоянная выставка работ мастеров и учащихся «Лапти — обувь наших предков». Подготовлен и распространяется буклет «Плетение лаптей — приоритетное направление деятельности Дома ремесел». Дрибинские лапти экспонируются на многочисленных выставках и фестивалях. Интерес к этому виду народного творчества вызывают и публикации в средствах массовой информации по материалам, подготовленным сотрудниками Дома ремесел.(телевидение?)

Результаты исследований, многоплановой работы по возрождению и сохранению технологии плетения дрибинских лаптей — проект «Возрождение традиционной технологии плетения лаптей мастерами Дрибинского района» — представлялся на научно-практической конференции «Ремесла Могилевщины. Традиции и современность».

В ноябре 2011г. технологии плетения дрибинских лаптей был присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности РБ.

Сегодня в Дом ремесел поступают заявки из городов Беларуси, России, Германии на изготовление лаптей, как экспонатов для музеев, от ученых, для которых лапти стали объектом исследования, от частных лиц — в качестве полезной, экологически чистой обуви для отдыха.

 

Объекты историко-культурного наследия

Культурное наследие — неисчерпаемый источник творческой фантазии поколений, примеров совершенства таланта народов. Памятники древне-белорусской культуры свидетельствуют про славную и героичную жизнь народа. В них отражается историческая жизнь, высокая художественная и духовная культура, традиции наших предков. Несмотря на прошедшие столетия, огромнейшие разрушения минувших воин, а временами и целенаправленное уничтожение памятников в советский час, на Дрибинской земле сохранились храмы, жилые дома, разнообразные застройки далекого исторического прошлого. Это материализованный опыт культурного народа, который помогает нам сегодня видеть жизнь в движении и связи времен.
 

Братские могилы

Братская могила в д. Рясно является материальной историко-культурной ценностью Дрибинского района. В могиле захоронены 642 советских воина, которые погибли в боях против немецко-фашистских захватчиков в 1943-1944 годах. Среди похороненных — воины 32, 42, 60, 70, 95, 160 стрелковых дивизий. В 1964 года на могиле возведен памятник — скульптура воина.

Братская могила в г.п. Дрибин. В могиле захоронено 508 воинов и партизан, которые погибли при освобождении Дрибина в 1943 году в боях против немецко-фашистских оккупантов, которые происходили в 1943-1944 годах. Среди захороненных воинов 70-й и 222-й стрелковых дивизий. В 1984 году на могиле возведен памятник — скульптура воина с автоматом, вокруг — стелы с именами погибших воинов и земляков.

Братская могила в д. Черневка. В могиле захоронены 571 воин 42-й стрелковой дивизии, 49-й армии 2-го Белорусского фронта, которые погибли при освобождении деревни от немецко-фашистских захватчиков в июне 1944 года. В 1956 году на братской могиле возведен обелиск.

Братская могила в д. Кричеватка. В могиле захоронено 111 воинов, которые погибли в боях против немецко-фашистских захватчиков в 1943-1944 годах. Среди захороненных — воины 49-й, 64-й, 200-й, 369-й стрелковых дивизий, которые держали оборону на этом участке линии фронта. В 1948 году на могиле возведен обелиск, рядом доски с именами погибших земляков.

Братская могила в д. Головичи. В могиле захоронено 114 воинов, которые погибли в боях против немецко-фашистских захватчиков. В 1978 году на могиле возведен памятник — скульптура воина с автоматом.

 

Усадебный комплекс в д. Рясно конца ХIХ в.

Комплекс расположен в центре деревни и является памятником архитектуры 19 века. Усадебный комплекс построен в 1895 году, как летняя резиденция помещика Л.А.Спыткова. Комплекс, включал в себя каменный жилой дом, деревянный амбар, винокурню и небольшие хозяйственные постройки.

Жилой дом. Одноэтажное строение с цокольным этажом. Маленькие ризалиты по углам боковых фасадов и вся поверхность наружных стен расчленены горизонтальными рустованными лопатками. Под двухскатной крышей проходит ступенчатый карниз. Цоколь и основной этаж отделан поясом орнамента. Оконные проемы высокие, прямоугольные, без излишеств. Входы в дом выделены высоким каменным крыльцом. Внутренняя планировка строения нерегулярная. В большинстве помещений на потолке лепные узоры, по периметру — фризы и карнизы, украшенные виньетками, гирляндами, геометрическим орнаментом (не сохранилось). 1 сентября 1918 года в здании открыли школу. Во время оккупации района в доме находился военный госпиталь. С 1943-1944 г.г. в подвале дома находился маслодельный завод. Затем до начала 1990—х. годов в строении размещалась средняя школа. В настоящее время здание пустует. В здании делались различные временные перегородки, были уничтожены лепные украшения.В настоящее время здание требует реконструкции.

Амбар. Компактный сруб с двухскатной крышей, которая с одной стороны образовывает глубокий навес на двух деревянных столбах круглого сечения.

Винокурня. Помещение размещено поодаль от остальных строений. Одноэтажное каменное здание. Центральная часть выделена высокой мансардой с полукруглым окном. Фасады украшены аркатурными поясами. Оконные проемы без излишеств. Винокурня действовала, как спиртзавод до 1986 года. В 1986 году спиртзавод был закрыт.

Усадебный комплекс — памятник архитектуры неоклассицизма с элементами народного деревянного зодчества.
 

Остатки костела Святого Казимира в д. Рясно ХIХ в.

Костел находится в центре деревни Рясно. Композиционное построение здания было характерно для эпохи классицизма, для которой было характерно монументальность форм, богатство и пышность интерьеров, распространенность галерей, портиков с колоннами. В 1751 году на средства Михаила Поцея в местечке строится деревянный костел ордена Иезуитов под названием Святого Косьмы. В сентябре 1775 года, с разрешения императрицы Екатерины II, костел утверждается на неопределенное время приходским. Деревянный костел просуществовал до начала 19 века, когда вследствие сильного пожара он был уничтожен.

Согласно архивным источникам строительство нового каменного костела в местечке Рясна началось в 1812 году. В 1818 году костел был построен из кирпича. В 1819 году храм был освящен под титулом Святого Казимира. Новый храм утверждается как приходской.

Костел представлял собой трехнефный объем, имеющий в плане форму базилики с прямоугольной апсидой и двумя сакристиями. Причем объем боковых нефов ниже основного и апсиды. Здание было накрыто двускатной крышей. Главный фасад, оформленный небольшими полуциркульными нишами и треугольными сандриками, определяет чытырехколонный портик дорического ордена, который завершается треугольным фронтоном с развитым антаблементом. Антаблемент имеет во фризе характерные для дорического ордера триглифы и метопы.

Боковые фасады памятника имеют ризалиты с портиками, также состоящими из четырех колонн. Аналогично главному фасаду, оформлены с помощью двух полуциркульных ниш. Кроме того плоскости боковых фасадов были декорированы сандриками над дверными и оконными проемами.

Храм — прямоугольной формы в плане базилика. В восточной части строение завершено высокой прямоугольной апсидой с полукруглым оконным проемом.

Костел является памятником архитектуры классицизма с широким использованием, здание имело 18 окон. На алтарной части костела располагалось одно полукруглое окно. Бабинец был разделен двумя деревянными перегородками.

Внутри пространство храма было разделено на нефы 16 колон, которые соединялись кирпичными сводами. Вероятно цилиндрическими. Пол был сделан из тарчиц (небольших дощечек, типа паркетной). Информация, содержащаяся о внутреннем и внешнем виде костела, имеется в «Ведомостях о костелах за 1831 год». Крыша костела первоначально была деревянная. Кроме того, существовало три крыльца, которые имели по три ступеньки.

В костеле существовало три престола:

  • Первый «Большой» в оном образе Пресвятой Богородицы на холсте изображенной. Икон с обеих сторон больших 5, малых 4, зеркал узких длинных 4 на престоле, имеющем у подножия три градуса, умещен ковчег столярной работы. Портатель с ненарушимою печатью.
  • Второй по правой стороне большого, с изображением на Иконе Благовещения Пресвятой Богородицы на стене, две Иконы по бокам оправлены в рамки.
  • Третий по левой стороне большого с Иконою Иисуса Христа и над оным на холсте изображенный ордерных элементов.

Первые сведения о повреждении костела относятся к 1843 году. Большая буря повредила крышу костела.

В 1853 году начался один из самых крупных ремонтов Рясненской приходской римско-католической церкви, который длился несколько лет.

В дальнейшем о костеле известно, что в 1910 году он находился в хорошем состоянии, был действующем и не требовал ремонта.

Во время Великой Отечественной войны костел сильно пострадал.

Кроме самого костела на плаце размещались хозяйственная постройка, огород, сад, кладбище, деревянная колокольня. Эти постройки не сохранились.

Костел д. Рясно — является одним из ярких примеров классицизма, направления распространенного на территории Беларуси в 18-19 веках.

До настоящего времени сохранились кирпичные стены и своды здания, которые могут служить остовом для реставрации и реконструкции здания. Следует отметить, что здания такой архитектуры представляют историческую редкость и чтобы избежать окончательного разрушения остова здания, необходима его реставрация и реконструкция.
 

Архитектурные памятники

Николаевская церковь. В конце XVI века на церковные средства, при помощи владельца местечка и местного помещика была построена деревянная церковь во имя св. Николая. Старая церковь во имя св. Федора Тирона, просуществовала более трех с половиной веков, пришла в ветхость и была разобрана.

В 1887 году прихожане подняли вопрос о постройке каменной церкви. Через четыре года после рассмотрения вопроса, был заложен новый каменный храм. В 1891 году строительство каменной церкви было закончено. По своей вместимости, внешней и внутренней отделке церковь производила хорошее впечатление. Колокольня была каменная, ограда деревянная на каменном фундаменте.

Церковь была официально закрыта в 1937 году, но к тому времени она уже не действовала. В конце 1940-х годов церковь переоборудована в учебный корпус школы-интерната.

Большинство памятников зодчества минувших столетий, были уничтожены в годы гражданской войны, в 1930-е годы. Особенно разрушительным было время Великой Отечественной войны. Остатки многих построек были разобраны в первые послевоенные годы, когда не хватало строительных материалов. И то, немногочисленное, что уцелело, дошло до нашего времени в неудовлетворительном состоянии.

В настоящее время для восстановления Николаевской церкви нужны большие денежные средства.

Свято-Покровская церковь в д. Кищицы. Построена в 1845 из кирпича. Объемно-пространственная композиция храма развита по удлиненной оси. Центральный квадратный в плане объем накрыт пологой шатровой крышей с луковицеподобной головкой. Его фасады завершены килеподобными фронтонами. Трехъярусная башня — колокольня, пристроенная со стороны главного фасада, накрыта шатровой крышей с головкой. Прямоугольные объемы притвора и абсиды накрыты двускатными крышами. Стены здания прорезаны большими полуциркульными оконными проемами. В декоративной отделке фасадов использованы пилястры, фронтоны, сандрики, ниши, профилированные карнизы и др. Во внутреннем пространстве церкви доминирует центральный зал, который перекрыт сомкнутым сводом на подпружных арках. Перекрытия остальных объемов цилиндрические. Церковь — памятник архитектуры с элементами классицизма и псевдорусского стиля.

Церковь в д. Черневка. Точных сведений о постройке этой церкви нет. Существует сведения, что в 1845 году существовала деревянная церковь, а в 1880 году была уже каменная церковь, которую строили совместными усилиями. Люди стояли цепочкой от Черневки до Шклова и передавали по цепочке друг — другу кирпичи. Старожилы говорят, что до войны в церкви служил батюшка преданный своему делу, который, все службы для прихожан вел бесплатно. После его смерти его и матушку похоронили рядом с церковью у дороги, чтобы каждый проходящий мимо мог остановиться и отдать дань уважения этому человеку. А после войны в здании церкви размещался клуб. И однажды во время танцев на окне высветился образ плачущей Богоматери. После этого события клуб был перенесен в другое место. В настоящее время идет активное восстановление церкви. На собрании местного УКСП было принято решение об отчислении из заработной платы каждого работника определенной суммы на восстановление церкви.
 

 

Памятники природы

Каждый человек должен чувствовать любовь к природе, уважение ко всему живому, предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Вполне очевидно, что чем ближе человек к природе, тем эффективнее его экологическое воспитание. Для того чтобы охранять природу, надо ее знать и любить. Человек должен знать и беречь в первую очередь ту природу, которая его непосредственно окружает.

Памятник природы «Трилесинские Исполины» находится на территории Первомайского сельского исполнительного комитета, где на земельном участке площадью 3,3 гектара произрастают деревья — богатыри (тополя и дуб, клен, липа). Территория памятника природы состоит из двух участков. Площадь первого участка составляет 1,5 гектара, на нем произрастают два тополя серебристых один в обхвате 589см., высотой около 40 метров, диаметром кроны более 20 метров, второй тополь в обхвате 472 см. На втором участке площадью 1,7 гектара, произрастает дуб длинной окружности 395 см.

Памятник природы «Лесные богатыри» имеет общую площадью 20 гектаров. На землях Первомайского лесничества, Горецкого лесхоза. На участке произрастают ценные породы деревьев: шесть дубов диаметром −92см., три дуба диаметром −110 см., вяз диаметром −80 см. и четыре ольхи диаметром −80 см. Этот участок леса выделяется своей величавой красотой. Лес является основным производителем кислорода и главным потребителем углекислого газа.

Памятник природы «Каменский бор». Этот памятник природы, расположен на землях Ряснянского лесничества Горецкого лесхоза. Общая площадь 12,1 гектар. На участке леса площадью 8,5 г. произрастают сосна, ель, осина и дуб. Сосна занимает 80% площади, а возраст деревьев более 90 лет. Среди леса расположено озеро, площадью 3,6 га, на котором растут белые лилии. Вокруг озера проходит лесная тропинка. Красота озера и величавых сосен привлекают в эти место многих людей, для отдыха среди природы.

Памятник природы «Гремячая криница». Находится на территории Ряснянского сельского исполнительного комитета, на землях Ряснянского лесничества Горецкого лесхоза. Водный объект — родник «Гремячая криница» благоустроен и является местом традиционного отдыха населения. Название родника соответствует его старинному названию, так утверждают старожилы деревни Рясно. Издавна люди приходят к источнику, что бы напиться и унести с собой кристально чистую воду. Территория, прилегающая к источнику отличается своеобразностью и живописностью мест. Здесь стоит беседка, удобные подходы к источнику.

Памятник природы «Гонтовля». Находится в деревне Гонтовля, Михеевского сельского исполнительного комитета. Памятник природы расположился посреди облесенных участков, площадью 3,2 га, которые своеобразно вписываются в условия быта сельской местности. На участках памятника имеются единичные деревья граб и дуб.
 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.