Вверх

Вы здесь

Достопримечательности Кричевского района

Кричев впервые упоминается в середине 12 века под названием Крэчут в «Уставной грамоте» Смоленского князя Ростислава Мстиславича от 30 сентября 1136 года. Пограничный город на юге Смоленского княжества упоминается во многих документах тех лет. В русских летописях того времени говорится о боях «замком Кричевским», о том, что князь Василий Шуйский месяц штурмовал Кричевский замок и не мог его взять. Польские данные свидетельствуют, что в Кричеве самый мощный и красивый замок на границе с Русью на юге от Смоленска. Исходя из некоторых данных, Кричевский замок имел несколько каменных башен, а между ними частокол из огромных заостренных бревен, земляную насыпь. На Замковой горе и сегодня сохранились значительные земляные валы. Местами есть провалы. Это рухнули склепы подземных княжеских тюрем, о которых писалось еще в начале 18 века, когда было подавлено восстание Ващилы (1744 год).

В ряде сборников приводится много документов, которые имеют отношение к боям на Кричевщине и в замке во время народных войн под руководством Бориса Хмельницкого. Показательно, что многие полки Хмельницкого двигались с Украины на Беларусь через Костюковичи, Мстиславль, Кричев, Чериков, Чаусы, Могилев, Быхов.

Петр I в июле 1708 года занял Кричев, приказал закопать укрепления замка для того, чтобы их не использовали шведы. Позднее замок и его укрепления были восстановлены. От замка был ход к реке Сож, чтобы брать воду, когда замок был осажден.

В 80-х годах 18 столетия Кричев стал одним из центров кораблестроения. Когда Екатерина II подарила Потемкину Кричевское староство, которое занимало большую часть восточных земель Могилевской губернии, он поручил ученым изучить природные богатства земель. Потемкин хотел использовать эти природные богатства для строительства нового Черноморского военного флота.

При Потемкине в Кричеве было построено отделение Херсонского адмиралтейства, судоверфь, канатная, парусная мануфактуры.

В Кричеве работали 2 кожевенных, 2 стекольных, кирпичный, винокуренный, меднолитейный заводы, добывалась и перерабатывалась болотная железная руда. В это время – Кричев являлся одним из крупных промышленных центров, только на мануфактуре по выработке парусины работало до 300 рабочих.

Рост предприятий сыграл положительную роль для экономики Кричевщины, содействовал внутренней торговли, расширению внешних торговых связей.

***

Памятный знак – Кричевская судоверфь

Сохранилась только возвышенность, на которой стояла судоверфь и памятный знак на въезде в город.

Во второй половине 18 века России необходим был выход к Черному морю, как один из торговых путей. Необходимо было срочно строить торговый и военный флот, возводить портовые города. Одним из таких городов стал Кричев. Работы по строительству возглавлял князь Потемкин. В Кричеве было все необходимое для постройки кораблей. Реку Сож значительно углубили и расширили, сделали судоходной, и на месте впадения речушки Кричевки построили причалы. Кричевская судоверфь, введенная в 1785 году, была одним из крупных в Росси центров судостроения. В 1786 году на воду была спущена первая яхта «Десна». Позже спущены были на воду 25 парусных и весельных судна. Флотилия вошла в состав Черноморского флота.

Строительством кораблей в Кричевском отделении Черноморского адмиралтейства руководил выдающийся русский инженер генерал Иван Ганнибал, любимый двоюродный дед А.С. Пушкина. Яхты и весельных суда, построенные в Кричеве, провел до Черного моря адмирал Пущин, дед декабриста Пущина. На этих 5–метровых красавицах–яхтах плыла по Днепру от Кричева до известных порогов Екатерина II с австрийским императором Иосифом и Потемкиным.

После революции началась новая история города Кричева. В 1923 году закончено строительство железной дороги Орша–Горки–Климовичи. В 30-е годы началось строительство промышленных предприятий на Кричевщине. Начали работать фосфоритный, меловой, кирпичный заводы, льнозавод, образован «Сожстрой», который занимался эксплуатацией реки. Но самым значительным событием стало строительство первенца белорусской цементной промышленности, которое было завершено в 1933 году. В 1941 году Кричевский район стал местом жестоких боев советских войск с фашистскими захватчиками. В годы оккупации здесь активно действовало подполье, партизанские отряды. 30 сентября 1943 года город Кричев был освобожден от фашистов.

***

Городище

Над небольшой речкой Кричевкой, где она пересекает улицу Комсомольскую, возвышается Городище – древнее поселение людей.

В дальнейшем (12 век) они селились около реки Сож. Замковая гора была отделена от города глубоким рвом, затопленным водой. На ней был возведен замок – крепость.

 

***

Замковая гора.

В феврале 1886 г. белорусский замковед Михаил Ткачев опубликовал целый ряд статей, касающихся средневековой истории Кричева.

Новая история города, сообщает в своих статьях М. Ткачев, началась после того, когда поселище было перенесено на правый, высокий берег Сожа. Сначала возвышение было огорожено частоколом. Из глины и песка возвели вал. А позже на нем выстроили замок.

Во время становления Великого княжества Кричев считался одним из важнейших порубежных замков. Состоянием его интересовались многие великие князья. Я уже упоминал про Ягайло. В том же 1410г. тут был князь Витовт, а в 1664 — король Ян Казимир.

В 1519 г. во время передачи Кричевского замка князю В. Жилинскому составители инвентаря отметили наличие в этой цитадели 11 больших пушек, 7 из которых были трофейными «московскими». В. Жилинский применял эти орудия в том числе и против великокняжеских ревизоров, когда не хотел им подчиняться.

В XVI в. комплекс укреплений замка складывался из пяти башен: воротной и четырех других. Три из них стояли с противоположной от Сожа стороны.
Перед замком располагался сухой оборонительный ров шириной больше 42 метров. Через него на строениях из бревен («избицах») был протянут деревянный мост. Он подводил к самым воротам. Его последний пролет был подъемным. На территории замка стояла Никольская церковь. Здесь же находились хозяйственные строения, цейхгауз, колодец. В сторону реки выводил потайной ход.

Из документов середины XVII в. известно, что на ремонт и строительство оборонительных сооружений Кричева, в том числе и замка, «как прежде сего бывало, шли доходы с корчмы в городе и с двух мельниц за рекою Сожем на реке на Духобыче стоячие», а также доход с подужного, померного и весового.

Что касается организации обороны города, то она осуществлялась как и в других белорусских городах. Взрослое мужское население объединялось в сотни. Всего сотен в Кричеве было пять. Причем, каждая имела свое название: Бачкова, Зубелишенская, Латынская, Погоранская и Подберезская. Это были, своего рода, военные объединения. В сотню зачисляли мужчин с каждого «дыма». В случае военной опасности били «в звон ратный, который ест завещоный при церкви св. Николы в замку Кричэвском».

«Звон ратный» еще в 1664 г. висел на колокольне Никольской церкви. Но уже в 1687 г. упоминается «звон на браме замковой для скорейшей побудки и збирания жихаров места Кричева».

Городские укрепления не раз проверялись в ходе боевых действий. В 1633 г. город осажден был трижды. В декабре 1633 г. И. Торбеев доносил царю, что «с ратными людьми в Кричеве большой острог взяли и многих польских и литовских людей побили и острог выжгли и к меньшому острогу приступали многажды». Замок, однако, выстоял.

Когда в 1654 г. началась русско-польская война, замок здешний характеризовался русским командованием так: «горад Кричев крепок, стоит на осыпи высокой, и ров глубок, и въезд и выезд один, а пищалей затинных и винтовочных в городе много».

В первом послевоенном инвентаре Кричева 1673 г. есть описание замковых укреплений: «замок Кричевский стоит на горе с деревянным парканом, кругом прикрытым драницами. К тому замку от места — мост высокий на избицах. Перед брамой замковой узвод с железными полосами и крюками для подъема этого моста». В этом же инвентаре вскользь упоминаются улицы города: «Остроговая», «Затынская». «Слободская».

В 1778 г. русские топографы еще отмечали, что в Кричеве есть «небольшой замок, окруженный полисадом и рвом».

***

Дворец князя Потёмкина

Потемкин – фигура в истории нашей станы важная и весьма значимая. Этот человек, известный при жизни и звучащий после смерти, до сих пор ассоциируется у многих белорусов с подлинным альтруизмом.

Именно Потемкин воплотил в Кричеве сразу целую плеяду сногсшибательных затей. И одной из этих затей стала постройка двухэтажного дворца. Проект П-образного сооружения в стиле русского классицизма специально по заказу Потемкина разработал известный зодчий Иван Старое, автор Таврического дворца в Санкт-Петербурге.

В журнале «Предприниматель» за 1992 г. в № 14 можно найти описание здешнего дворца. На первом этаже размещалась парадная группа помещений: вестибюль с лестницей, овальная (круглая) зала. Всего дворец насчитывал 61 комнату. В нем размещались библиотека, архив, спальни, столовая, буфет, кухня, кладовка. Для украшения интерьеров использовались скульптуры, мрамор, кафель.

Дворец пострадал во время городского пожара в 40-е годы XIX в. И был отстроен с некоторыми изменениями. После реконструкции главный фасад получил модное в то время неоготическое убранство. Остальные фасады избежали перестройки.

Роман Автанази дополняет, что двухэтажный, с подвальными помещениями реконструированный дворец сохранил вид подковы. Главный фасад вместо портиков имел выступающий ризалинт с мощными пилонами. По широкому круглому пандусу до самого входа могли подъезжать кареты. Дворец имел два боковых крыла. Между ними со стороны заднего паркового фасада выступал полукруглый ризалит. Он выходил на такую же полукруглую террасу, огороженную каменной балюстрадой, с широкими сходами в сторону парка.

По сведениям того же Автанази за 1914г., двухъярусный дворцовый вестибюль делила на две части колоннада. Стены были завешены коллекцией оружия и доспехов. Три комнаты фронтовой анфилады использовались под жилье. Две в правом крыле носили название «епископских», потому что их когда-то занимал костельный сановник данного ранга. Три комнаты на левой стороне использовались под библиотеку и спальни хозяев. Из библиотеки можно было попасть в столовую, которая имела массивную мебель из черного дуба. Дворцовые стены украшали родовые портреты. Но наибольшую ценность имел образ св. Николая Чудотворца византийской школы, который был нарисован на кипарисовой доске и украшен дорогой рамой.

Центр дворца занимала большая зала, которая носила название Портретовой. Здесь были представлены 42 изображения в натуральную величину представителей рода Голынских (с конца XVIII в. он перешел в собственность Голынского). Висел в этой зале и портрет князя Григория Александровича Потемкина. Рядом с ним находились портреты Петра Великого, Екатерины II, Павла, Александра I, Николая 1, Елизаветы Петровны, Анны Ивановны. В группе рядовых—изображения Яна Голынского, его брата Михаила и сына Винцентия. Из поздних работ — портрет Юзефа Голынского, наместника гусарской хоругви, а также портрет Игнатия Голынского, маршалка чаусского. Женщины были представлены портретами жены Игнатия из рода Жуковских, а также Марыли из баронов Веймар. Кроме родовых портретов XV1II-XIX вв. были еще две картины знаменитого художника Александра Орловского и портрет художника Ваньковича неизвестного автора…

Второй этаж левого крыла занимали две залы. В одной размещался архив, в котором хранились документы, имевшие отношение к старому Мстиславскому воеводству, в том числе королевские манифесты и привилеи (с личными подписями Ягеллонов, монархов из династии Вазов, Михаила Корибута Вишневецкого, Яна Собеского, Станислава Августа). Сохранялось также большое число писем Михаила Самозванца к Марине Мнишек и корреспонденция рода Голынских.

Роман Автанази сообщает также, что вокруг дворца существовал парк, заложенный еще при энергичном Потемкине в конце XVIII в. Он занимал 10 га. Липовые аллеи замыкали участки, обсаженные фруктовыми деревьями. На откосе над берегом речки рос одинокий дуб, называемый Дубом Царицы. Его название связывают с посещением Кричева императрицей Екатериной II.

К усадьбе вела оригинальная брама, построенная позже, уже в середине XIX в. Она была стилизована под каменные египетские пирамиды. Всего было четыре пирамиды. Две средние значительно превышали остальные и держали чугунные цепи. Внутри их были сделаны помещения с местом для огнища и привратника.

Сегодня дворец представляет не меньшую ценность, чем 2 столетия тому назад. Опросы жителей региона доказывают, что это достопримечательность – одна из самых значимых в Могилёвской области…

 

***

Почтовая станция

Первая почтовая станция в местечке Кричев была открыта в 1850 году.

Она обслуживала почтовую дорогу Москва – Брест - Варшава.

Станция – это комплекс строений, расположенных в плане прямоугольного двора. Главное строение мурованное, одноэтажное, главный фасад повернут к дороге, его центральная часть и углы выделены пиастрами с готическими арочными нишами. Прямоугольные окна в виде стрельчатых арок. Почтовая станция – памятник неоготичной архитектуры.

***

Церкви Кричева

Основатель Кричевского краеведческого музея Михаил Мельников (1921-1993) в газете «Леніскі кліч» в серии своих статей за 1992 г. дает настоящую ретроспективу истории города. В частности, он сообщает, что в «Экономических примечаниях» к плану генерального межевания Климовеческого повета Могилевской губернии есть сведение о том, что когда разрабатывался этот план, то есть в конце XVIII в., в городе Кричеве действовали семь церквей. «…Первая в замке на реке Сож возвышенном со всех сторон месте во имя чудотворца Николая, другая Успения Святые Богородицы, третья Пророка Ильи, четвертая Воскресения Христова (Спасская), пятая Рождества Христова, шестая Пятницы-Параскевы и седьмая Преображения Господня — набожная, деревянная».
Ильинской церкви с давних времен было дано право брать в свою пользу доходы с перевозов через Сож.

Пятницкая церковь имела постоянный доход с базара. И доход тот был, видимо, немалым. Потому что когда в начале XIX в. в городе случился пожар и сгорели две церкви — Пятницкая и Воскресенская, то восстановили только Пятницкую. Причем, для надежности — из кирпича.

Известно, что в связи со спасением от утопления где-то в этих местах великой княгини Елизаветы ее муж король Казимир распорядился построить ряд православных церквей, в частности в Кричеве, Могилеве, Черикове, Орше. Спас княгиню, по легенде, простой православный мужик, рыбак, причем в день святого Ильи. Оттого и всем церквям тем было дано соответствующее наименование — Ильинские.

«Я очень хорошо помню не только внутренность нашей Ильинской церкви, хоть и был в ней подлетком, — сообщает Михаил Мельников. — В памяти осталась деревянная лестница, небольшая звоница. Много лет в голове моей сидела одна мысль — как найти ее фото или, хотя бы, рисунок. Ибо в ней отпевали за ее пятисотлетнюю историю тысячи умерших — она была храмом на кладбище. Отпевали там и моих предков по матери».

Известно, что в 1940 г. эту церковь разобрали, чтобы соорудить из ее стройматериалов около речки Кричевки маслобойный цех. 26 августа 1892 г. чиновник по особо важным поручениям при могилевском губернаторе археолог Семен Галовский сделал запись в своем отчете о раскопках, которые он проводил на Замковой горе в городе Кричеве: «Осмотрена очень старая церковь на кладбище. Мне показались заслуживающими внимания чудесной работы местные иконы, ажурные царские ворота и образ с изображением Авраама и трех путешественников около дуба Мамурийского. Иконы, царские ворота в теперешнее время валяются в пыли на хорах, а вместо их не так давно в иконостас вставлены двери и иконы грубой работы».

Что касается Ильинского кладбища, то там было четыре древних памятника из красного кирпича-плинфы. Они располагались по каждую из сторон церкви в небольшом от нее отдалении. То место, где когда-то стояла сама церковь, теперь заняли могилами. Известно, что когда там закапывали гробы, то обнаружили подземное помещение — склеп.
Самой старой церковью в городе всегда считалась Николаевская (Никольская). В документе XVII в. «Списки с листов», хранящемся в Центральном государственном архиве древних актов в Москве, имеется письмо казацкого полковника Петра Рославченко московскому царю, где пишущий сообщает, что он «… с товарищи своими судьёй войсковым и смоковским барвичем и сотником черниговским Васильем присягу на тех ваших пунктах учинил перед святым Евангелием в храме Божием Святому Николе в городе Кричеве стоячему…»

До Великой Отечественной войны работниками Минского музея искусств были собраны и отреставрированы самые ценные иконы Кричева. В том числе икона святого Ильи из Ильинской церкви и две иконы из Николаевской церкви — большое многофигурное полотно Успения Божьей Матери и пятифигурное, носящее название Троица.
Еще одну картину Николаевской церкви видел и описал в своем отчете выше названный чиновник по особым поручениям Семен Юльянович Галовский: «Оригинальная картина «Ной благословляет свое семейство» выглядит так: Ной изображен с лицом человека, который уже впал в детство от старости, а сыны и внуки — все глубокие старики с седыми бородами».

Все нынешние иконы, украшающие Николаевскую церковь, заказывал в Киеве ее настоятель отец Михаил.

На возвышении около Городца за вековыми посадками по теперешней Комсомольской улице (когда поднимаешься к автовокзалу) стояла Успенская церковь. До войны в ней располагалась Детская техническая станция. В конце сентября 1943 г. при освобождении города церковь сгорела.

На том месте, где находилась эта церковь, — добавляет Михаил Мельников, — в древности располагался Деляндвский монастырь Здесь же размещалось кладбище монахов. После войны на месте этого кладбища школьник Мешков нашел статуэтку индийского бога. Автор статьи предполагает, что эта вещь принадлежала известному русскому путешественнику Афанасию Никитину, который первым из русских побывал в Индии в конце XV в. Уже будучи больным путешественник оказался в городе Пропойске и остался там в монастыре, передав с купцами, которые шли в Москву из Крыма, свои знаменитые записки, которые сейчас известны всему миру. Впоследствии больной будто бы решился идти дальше и вышел из Пропойского монастыря, но через два перехода умер. Этим вторым переходом, после Черикова, и был Кричев. Возможно, бывший Геляновский монастырь действительно стал местом последнего пристанища известного путешественника.

Спасская, или Воскресенская, церковь размещалась на возвышении за речкой Забелишенкой, напротив Замковой горы (около военкомата). В документах XVII в. жители, проживавшие в этой части города, называются жителями «Спасского боку» и сама улица называлась «Спасской».
Церковь эта была деревянной. Она имела богатейший иконостас.
В актовых книгах губернии Могилевской и Витебской (выпуск XVIII, Витебск 1888 г.) есть такие свидетельства: «Предписание Смоленского униатского архиепископа Месавия Стебненского засожскому декану Иону Титовичу о назначении священника Федора Гневского викарием в Кричевской Рождественской, древне-православной, но обращенной в унию приходской церкви с обозначением и состава самого прихода в который и вошли: город Кричев, деревня Михеевичи, а также деревни Слободка, Прохоровка, деревня Веприн, местечко Гроново, деревня Потужейка, Городная, меднолитейный завод этих деревень, деревни Ушаки, Охорьский монастырь, деревня Охорь, деревня Сокольничи, деревня Хотиловичи, три деревни Речица, деревня Маковье, деревня Цыганова, деревня Дарливое, деревни Торбатка, Свиная, деревня Глушнево, деревня Зуч, 1762 год, мая 29».


Церковь Воскресенская

 


Церковь Покровская

 


Церковь Святого Николая

 


Протестанский Храм

***

Кричевский лес

Велик и загадочен кричевский лес. Он никогда не бывает скучным, однообразным, закрытым для пытливого взора. Каждая тропа, вводящая в его глубь, таит радость познания и новых открытий. Лес хорош в любую пору года. Весной он светел от радости пробуждения и ликующего говора птиц, летом насыщен ароматом трав и спелых ягод, осенью объят багрянцем красок и грибными туманами, зимой расписан снежными узорами и следами диких зверей. Мы приглашаем туристов войти в лес, как входят к другу, с чистыми помыслами и открытой душой, пройти по знакомым и незнакомым лесным тропам, послушать, понаблюдать, порадоваться встрече с осторожным зверем, прикоснуться к тайнам живой природы.

 

***

Река Сож

Река Сож–один из красивейших притоков Днепра. Она берет начало в нескольких километрах от Смоленска и течет по Смоленской, Могилевской и Гомельской областям.

Берега Сожа–любимое место отдыха кричевлян. Спокойная голубая гладь реки, удобные песчаные пляжи, приглашают сюда тех, кто хочет побыть наедине с природой, полюбоваться ее красками, насладиться тишиной.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.