Вверх

Вы здесь

23 августа комитет по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома провел «прямую линию»

23 августа комитет по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома провел «прямую линию», в ходе которой поступило 17 звонков. Основная масса вопросов касалась пенсионного законодательства, занятости, социальной помощи и обслуживания, трудового законодательства. Редакция сайта публикует ответы на наиболее актульные из них.

1. Порядок определения индивидуального коэффициента заработка пенсионера.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» № 1596-XII от 17.04.1992 (далее – Закон), вступившим в силу с 1 января 1993 года, при расчете пенсий в Республике Беларусь применяется индивидуальный коэффициент заработка пенсионера (далее – «ИК»), который определяется путем соотнесения его ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде.

Справочно: В период с 01.01.1993 до 01.08.2006 «ИК» определялся с учетом средней заработной платы рабочих и служащих в республике. На основании статьи 8 Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения» с 01.11.2006 индивидуальные коэффициенты заработка пенсионеров, определенные до 01.08.2006, единовременно увеличились на 3,5 процента.

«ИК» рассчитывается за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 15 лет работы (уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труду и социальной защиты Республики Беларусь) независимо от имеющихся перерывов.

Начиная с 1 января 2000 года ежегодно при назначении пенсии 5-летний период, за который учитывается заработок для исчисления пенсии, а также 15-летний период, из которого он избирается обратившимся за пенсией, увеличиваются на один год, но не более чем до числа полных лет фактически имеющегося стажа работы, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию, и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Справочно: При назначении пенсии «ИК» рассчитывается:

в 2000 году за 6 лет из 16

в 2007 – за 13 из 23

в 2001 – за 7 из 17

в 2008 – за 14 из 24

в 2002 – за 8 из 18

в 2009 – за 15 из 25

в 2003 – за 9 из 19

в 2010 – за 16 из 26

в 2004 – за 10 из 20

в 2011 – за 17 из 27

в 2005 – за 11 из 21

в 2012 – за 18 из 28

в 2006 – за 12 из 22

в 2013 – за 19 из 29 и т.д.

В тех случаях, когда обратившийся за пенсией проработал менее установленного периода, заработок для исчисления пенсии определяется за фактически отработанные календарные месяцы.

Согласно Закону Республики Беларусь «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» пенсии, назначенные до 01.01.1993, по желанию пенсионеров могут быть перерассчитаны исходя из среднемесячного заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы перед назначением пенсии по «ИК» определяемому за соответствующий 5-летний период.

Перерасчет пенсии производится на основании заявления и представленных получателем пенсии документов о заработной плате в соответствии со статьей 81 Закона с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии.

«ИК» определятся только за периоды работы до даты первоначального назначения пенсии за исключением перерасчета пенсии по инвалидности по статье 69-1 Закона (если пенсионер, получающий пенсию по инвалидности, проработал 24 месяца с более высоким заработком, то ему начисляется новый индивидуальный коэффициент с более высокого заработка).

Период, из которого рассчитывается «ИК» по нормам статьи 69-1 Закона, определяется на дату подачи заявления. Если после перерасчета «ИК» увеличивается, производится перерасчет как «ИК», так и пополнение общего стажа работы до даты подачи заявления о перерасчете пенсии по инвалидности.

2. При каких условиях производится перерасчет пенсии с учетом стажа работы, имевшего место после назначения пенсии по возрасту?

Статьей 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) предусмотрено засчитывать в стаж периоды работы, имевшие место после назначения пенсии по возрасту, если пенсионер не получал пенсию за эти периоды.

Для включения в стаж периода работы после назначения пенсии пенсионер вправе в письменной форме подать заявление о приостановлении выплаты пенсии с указанием периода неполучения пенсии в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (далее – управление).

На основании заявления выплата пенсии приостанавливается на период, указанный пенсионером. Возобновление выплаты пенсии производится со дня, следующего за днем окончания указанного пенсионером периода. Для перерасчета пенсии в связи с добавлением стажа работы в управление представляются заявление о перерасчете пенсии и документы о стаже работы. Перерасчет пенсии производится в соответствии со статьей 81 Закона с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 23 Закона пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного откорректированного заработка, но не ниже минимального размера пенсии. За каждый полный год работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам пенсия увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии).

В случае отказа от получения пенсии в период работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) в соответствии со статьей 23-1 Закона размер пенсии увеличивается не менее чем на один процент заработка за каждые полные два месяца работы, протекавшие со дня отказа от получения пенсии до дня её возобновления. При этом такое увеличение размера пенсии по возрасту производится независимо от ограничения, установленного статьей 23 Закона.

3. Кто имеет право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет?

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет имеют фактически осуществляющие уход за ним мать или отец, усыновитель (удочеритель), опекун ребенка. В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте до 3 лет пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначаются и выплачиваются на каждого из них одному лицу.

Члены семьи или другие родственники ребенка имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в случае нахождения их в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Таким образом, работающим членам семьи или другим работающим родственникам ребенка, оформившим отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается в случаях выхода матери на работу (службу), учебу (в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, высших учебных заведениях) и прекращения выплаты ей пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

Работающим членам семьи или другим работающим родственникам ребенка пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет не назначается и не выплачивается за период нахождения матери в отпуске по беременности и родам либо в отпуске по уходу за другим ребенком в возрасте до 3 лет. Необходимо отметить, что пенсионерам, получающим пенсии, и не состоящим в трудовых отношениях, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет также не назначается и не выплачивается.

4. Помощь в трудоустройстве.

Органы по труду, занятости и социальной защите оказывают содействие в поиске подходящей работы всем гражданам, нуждающимся в трудоустройстве. Для этого необходимо лично обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. При регистрации в качестве безработного предъявляются документы, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»: паспорт, трудовая книжка (при ее наличии), диплом или другой документ об образовании, квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке, справка о среднем заработке (доходе) за последние 12 месяцев по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, декларация о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты, для лиц, имеющих детей в возрасте до 14 лет – свидетельство о рождении ребенка, для лиц, уволенных с военной службы – военный билет и справка о размере денежного довольствия по последней воинской должности, для лиц, освобожденных из мест лишения свободы – справка об освобождении, для выпускников учреждений образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования – справка о самостоятельном трудоустройстве либо об отказе в приеме на работу в соответствии с заявкой или договором на подготовку, для лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья к работе – заключение врачебно-консультационной комиссии, для инвалидов – индивидуальная программа реабилитации инвалида. Содействие в трудоустройстве оказывается с учетом уровня профессиональной подготовки, состояния здоровья, опыта работы и наличия свободных рабочих мест на рынке труда.

Кроме того, гражданам, состоящим на учете в качестве безработных, оказывается:

помощь в повышении конкурентоспособности на рынке труда путем направления на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

содействие в переселении безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;

содействие в организации предпринимательской деятельности;

организация оплачиваемых общественных работ на период поиска постоянной работы.

Граждане, зарегистрированные в качестве безработных, имеют право на бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение.

На период поиска работы в соответствии с законодательством осуществляется социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице, материальной помощи, стипендий во время обучения.

В назначении пособия по безработице может быть отказано в случае прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 4,5,7-9 статьи 42, пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также увольнения (отчисления) за нарушение воинской (учебной) дисциплины, потери источника дохода в результате незаконных действий. Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите (за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»).

Пособие по безработице выплачивается не реже одного раза в месяц при условии явки безработного в установленном порядке в органы по труду, занятости и социальной защите.

5. Прекращение контракта в связи с истечением его срока.

Действие контракта может прекращаться в связи с истечением его срока в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК). На сегодняшний день законодательство не предусматривает обязанности нанимателя сообщать работнику мотивы прекращения трудовых отношений, если наниматель принимает решение уволить работника по пункту 2 статьи 35 ТК. Принимая такое решение, наниматель должен учитывать установленные гарантии для некоторых работников на продление контрактов. Это касается той категории работников, которая защищена Указом Президента РБ от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (далее – Указ № 180).

К указанным работникам относятся работающие женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; мать (отец ребенка вместо матери, опекун), находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; беременные женщины; мать (отец ребенка вместо матери, опекун), приступившая к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 5 лет.

В соответствии с пунктом 2 Указа № 180 при продлении либо заключении нового контракта с работником предпенсионного возраста (женщины – 53 года, мужчины – 58 лет), не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, срок действия контракта определяется не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) и получения им права на пенсию по возрасту.

Истечение срока само по себе не влечет автоматического прекращения контракта. Указом № 180 предусмотрено дополнительное условие, устанавливающее обязанность каждой из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупредить другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения. Форма предупреждения (уведомления) является произвольной и может составляться в виде отдельного документа (предупреждения, уведомления, заявления) или содержаться в ином документе.

При увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. На нанимателя возложена обязанность произвести с работником окончательный расчет, а также выдать трудовую книжку.

6. О некоторых вопросах обслуживания на дому.

Отделения социальной помощи на дому являются структурными подразделениями центров социального обслуживания населения и остаются одной из наиболее востребованной формой социального обслуживания.

Вопрос. Кто может воспользоваться услугами отделения социальной помощи на дому?

Ответ. Услугами отделения социальной помощи на дому могут воспользоваться как одинокие нетрудоспособные граждане, которые нуждаются в постоянном обслуживании, так и другие пенсионеры или инвалиды частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию, у которых в населенном пункте имеются дети или проживают вместе с ними, но в силу ряда причин на данный момент им необходима посторонняя помощь в решении вопросов.

Вопрос. Чем занимается отделение социальной помощи на дому?

Ответ. Деятельность отделения социальной помощи на дому направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычных домашних условиях и поддержание их социального, психологического и физического статуса.

Отделение социальной помощи на дому оказывает гражданам социально-бытовую помощь на дому в зависимости от степени потери способности к самообслуживанию и характера нуждаемости в услугах, по их желанию дополнительные социальные услуги.

Вопрос. Какие бесплатные и общедоступные социальные услуги оказывают социальные работники отделения социальной помощи на дому?

Ответ. Социальные работники отделения социальной помощи на дому оказывают:

услуги по организации питания, быта и досуга (покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости;

содействие в заготовке овощей на зиму;

доставка воды;

помощь в растопке печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и водоснабжения);

сдача стеклопосуды, вещей в стирку, химчистку, ремонт;

содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений, мытье оконных стекол и оконных переплетов, протирание подоконников, очистка оконных рам от бумаг и проклейка оконных рам бумагой, мытье плафонов электроосветительных приборов, обметание пыли со стен и потолков;

внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и коммунальные услуги;

содействие в организации предоставления услуг организациями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими организациями, оказывающими услуги населению;

оказание помощи в написании писем;

содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами; содействие в посещении театров, выставок и культурных мероприятий;

доставка на дом благотворительной и другой помощи);

дополнительно для граждан с умеренно и значительно сниженной двигательной активностью (2 и 3 группа): вынос мусора, очистка дорожек от снега в зимний период;

дополнительно для граждан со значительно сниженной двигательной активностью (3 группа): влажная уборка пола;

социально-реабилитационные услуги (помощь в получении талонов на прием к врачу;

содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;

содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; оказание психологической помощи;

содействие в госпитализации, при необходимости сопровождение в лечебно-профилактические учреждения;

посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки; содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации);

консультативно-информационные услуги (помощь в оформлении документов;

помощь и содействие в истребовании необходимых документов для получения предусмотренных законодательством льгот, гарантий и их предоставление в соответствующие органы для рассмотрения;

предоставление консультаций по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат; содействие в получении юридических консультаций);

содействие в организации ритуальных услуг.

Вопрос. Надо ли вносить плату за обслуживание на дому?

Ответ. Социальное обслуживание гражданам или семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, осуществляются отделением социальной помощи на дому на безвозмездной и возмездной основе.

В соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.06.2001г. № 858, социальное обслуживание предоставляется бесплатно малообеспеченным одиноким гражданам и малообеспеченным одиноко проживающим гражданам (семьям), не имеющим на территории Республики Беларусь трудоспособных лиц, обязанных по закону их содержать.

На условиях полной оплаты социальное обслуживание предоставляется нетрудоспособным гражданам (семьям), имеющим в населенном пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать и нетрудоспособным гражданам, проживающим совместно с трудоспособными членами семьи.

Остальным гражданам социальные услуги предоставляются на условиях частичной оплаты.

Вопрос. Кто относится к малообеспеченным гражданам?

Ответ. К малообеспеченным гражданам (семьям) относятся граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату зачисления на социальное обслуживание или подачи заявления на предоставление социальных услуг. На 1 августа 2010 года бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения составляет 274510 рублей.

Вопрос. Кто относится к нетрудоспособным одиноким и одиноко проживающим гражданам?

Ответ. Нетрудоспособный одинокий гражданин - нетрудоспособный гражданин, не имеющий трудоспособных членов семьи, обязанных по закону его содержать.

Нетрудоспособный одиноко проживающий гражданин - нетрудоспособный гражданин, проживающий отдельно от трудоспособных членов семьи, обязанных по закону его содержать.

В свою очередь, нетрудоспособным является гражданин, достигший возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях (женщина 55 лет и старше, мужчина 60 лет и старше), инвалид I или II группы, ребенок в возрасте до 18 лет.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье членами семьи, обязанными по закону содержать нетрудоспособного гражданина, являются трудоспособные дети, родители, супруг (супруга).

Вопрос. Какова периодичность посещения обслуживаемых граждан социальными работниками?

Ответ. Периодичность посещения обслуживаемых граждан социальными работниками зависит от группы двигательной активности и вида оплаты за обслуживание.

Группа снижения двигательной активности определяется организацией здравоохранения. В зависимости от двигательной активности и способности к самообслуживанию граждане делятся на четыре группы снижения двигательной активности.

Для граждан, обслуживаемых на условиях частичной либо полной оплаты, периодичность посещения социальными работниками устанавливается на основании договора, определяющего количество визитов, виды и объем предоставляемых социальных услуг.

Для граждан, обслуживаемых бесплатно периодичность посещения социальными работниками установлена:

с незначительно сниженной двигательной активностью – 1,5 раза в неделю (6 посещений за 4 недели);

с умеренно сниженной двигательной активностью – 2 раза в неделю;

со значительно сниженной двигательной активностью – 3 раза в неделю;

утративших двигательную активность, – 4-5 раз в неделю.

Вопрос. Какова стоимость тарифа 1 посещения обслуживания гражданина социальным работником?

Ответ: Все зависит от группы снижения двигательной активности, количества посещений в неделю социальным работником и вида оплаты за обслуживание. Тариф 1 посещения социальным работником на дому в 2010 году при полной оплате в городе в благоустроенных домах или квартирах составляет от 1710 рублей до 2860 рублей (от 1,49 часа до 2,49 часа), при частичной оплате (50 процентов тарифа) - от 850 рублей до 1430 рублей, в сельской местности и в городе в квартирах без удобств – с 2690 рублей до 4300 рублей (от 2,34 часа до 3,74 часа), при частичной оплате (50 процентов тарифа) - от 1340 рублей до 2150 рублей.

Вопрос. А сколько будет платить семья за социальное обслуживание её социальным работником?

Ответ. Тариф 1 посещения социальным работником нетрудоспособной семьи при полной оплате составляет по 75 процентов тарифа для каждого члена семьи, при частичной оплате - 40 процентов тарифа для каждого члена семьи.

Вопрос. Как часто пересматривается размер оплаты за социальное обслуживание?

Ответ. Размер оплаты за социальное обслуживание пересматривается ежегодно в феврале на основании среднедушевого дохода нетрудоспособного гражданина (семьи), исчисленного по фактически полученным в декабре предшествующего года доходам, и бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного в ценах декабря предшествующего года;

при изменении состава семьи нетрудоспособных граждан (семей);

при изменении облисполкомом цен на социальное обслуживание и социальные услуги (тариф стоимости норма - часа на оказание бесплатных и общедоступных социальных услуг составляет 1150 рублей).

Размер оплаты за социальное обслуживание пересчитывается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Вопрос. Как производить оплату гражданину (семье), если социальный работник обслуживал его менее месяца?

Ответ. Если при социальном обслуживании нетрудоспособного гражданина (семьи) посещения составили менее установленного норматива в месяц, плата взимается пропорционально количеству посещений социальным работником нетрудоспособного гражданина (семьи).

Вопрос. Какие ещё социальные услуги оказывают социальные работники?

Ответ. Социальные работники также оказывают дополнительные социальные услуги, которые не входят в перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг. К таким наиболее востребованным услугам относятся: приготовление пищи на дому; мытье посуды; мытье окон, холодильника, газовой плиты; уборка жилых помещений; стирка и глажение белья, консервирование ягод, фруктов, овощей; квашение капусты; приготовление варенья; уход за комнатными растениями и домашними животными и другие.

В сельской местности оказываются услуги по обработке приусадебных участков; распиловка, колка и укладка дров; уборка вокруг дома и другие.

Также в центрах социального обслуживания населения предусмотрены услуги по уходу за лежачими и требующими постоянного надзора больными, престарелыми и инвалидами (услуги сиделки).

Тариф норма - часа на дополнительные социальные услуги составляет 3680 рублей, тариф на услуги сиделки за 1 чел. – час. – 3610 руб. в дневное время, 4060 руб. – в ночное время.

Время, затраченное на выполнение дополнительных социальных услуг, берется исходя из нормативов времени, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 23.12.2005 №182.

Вопрос. Куда следует обращаться по вопросу принятия на надомное обслуживание?

Ответ: В центры социального обслуживания населения, которые функционируют в каждом районе области. Прием граждан ведется ежедневно, в том числе по телефону. Социальные услуги как бесплатные общедоступные, так и дополнительные оказываются отделением социальной помощи на дому и отделением срочного социального обслуживания центра социального обслуживания населения.

Вопрос. Какие документы необходимы для оформления на надомное обслуживание?

Ответ. Достаточно написать заявление, специалисты центра социального обслуживания населения выедут на дом и помогут со сбором остальных документов.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.