Вверх

Вы здесь

Тамара Залещенко: «...все начиналось с «Улыбки»

Отгремели бои, отлетали самолеты, отвзрывалась пиротехника, отзвучали песни самой масштабной исторической реконструкции военных сражений за Могилев во время театрализованного шоу «Мой город славы легендарной», посвященного 70-летию Великой Победы. Могилевская область готовится к следующему мероприятию – республиканскому празднику «Купалье» («Александрия собирает друзей»), а там, глядишь, и до Международного музыкального фестиваля «Золотой шлягер в Могилеве» недалеко… Что объединяет эти мероприятия? То, что одним из группы режиссеров-постановщиков этих праздников является главный режиссер Могилевской областной филармонии Тамара Залещенко.

Тамара Васильевна Залещенко - известный в области и Республике Беларусь режиссер, сценарист, обладатель специальной премии Могилевского горисполкома «Достижение», не раз за свою долгую творческую деятельность отмечалась почетными грамотами министерского уровня. Ни одно крупномасштабное мероприятие в городе не проходит без ее участия. Могилевчане и гости г. Могилева хорошо знают ее яркие и запоминающиеся режиссерско-постановочные работы в Международном музыкальном фестивале «Золотой шлягер в Могилеве», духовной музыки «Магутны Божа», фестивалях «Могилевская музыкальная весна», «Могилевская музыкальная осень», празднике «Купалье» («Александрия собирает друзей»), фестивале-ярмарке тружеников села «Дожинки», Празднике белорусской письменности и многих других. Маленькие зрители ежегодно приходят в филармонию на веселую музыкальную новогоднюю сказку, которую дарят им артисты филармонии и сценарист, режиссер-постановщик Тамара Залещенко.

Совсем недавно Могилевская областная филармония отметила свое 25-летие, сценарий и режиссура праздничного концерта, сделанного Тамарой Васильевной, получили большой общественный резонанс и положительные отклики в прессе. Еще раньше известным могилевским режиссером для горожан были поставлены фестивали «Земля под белыми крыльями», «Свет рампы», «Звонкая капель», она была автором проекта и главным режиссером театрализованного шествия «Мой город Могилев», открытого городского фестиваля скульптур и композиций из воздушных шаров «Воздушная фантазия», новогодних балов в Венском стиле «Волшебная ночь», театрализованного представления «Нам эту землю завещано беречь...» с элементами реконструкции исторического боя на Буйничском поле, посвященного 70-летию освобождения г. Могилева от немецко-фашистских захватчиков.

- Тамара Васильевна, сколько лет Вы отдали режиссуре? И как начинали свою творческую деятельность?

- Еще девчонкой поступила в театрально-художественный институт, закончила один курс, но потом судьба привела в г. Могилев и здесь я уже доучивалась в училище культуры им. Н.К.Крупской. Училась хорошо, была отличницей по всем дисциплинам. И вот на одном из конкурсов чтецов получила диплом третьей ступени, меня услышал В.Д.Барановский и пригласил в свой знаменитый Театр миниатюр «Улыбка». В 1972 году закончила училище, стала работать в должности художественного руководителя ДК завода им. Куйбышева и начала заниматься режиссурой, постановкой концертов.

- Расскажите об участии в Театре миниатюр «Улыбка», мы, старшее поколение могилевчан, хорошо помним этот прославленный коллектив.

- О, «Улыбка» - это был мой звездный час…Я была занята почти во всех миниатюрах, играла все-все, что только могла играть. Владимир Дмитриевич Барановский считал меня талантливой актрисой, любил меня, доверял много ролей.

- В Вашем творчестве особое место занимает военная тематика. Вам доверяют огромные полотна по воспроизведению боевых действий, глобальных исторических событий военного времени в жизни нашего города Могилева.

- А вот здесь я хочу рассказать о своем отце. В 1943 году он ушел на фронт, попал в г. Саратов на курсы младших лейтенантов, которых убивали на третий день войны… Отцу повезло. Благодаря своему таланту и храбрости, проявленных в боях, порядочности, смекалке он попал на службу в СМЕРШ (смерть шпионам). Кстати, в военной контрразведке служили довольно порядочные люди, репутация СМЕРШ как репрессивного органа часто преувеличивается в современной литературе. Никакого отношения к преследованию мирного населения СМЕРШ не имели, приговорить кого-либо к тюремному заключению или расстрелу они также не могли, так как не являлись судебными органами, а приговоры выносил военный трибунал. Вплоть до 1949 года отец служил в Германии, а потом приехал в Беларусь, познакомился с мамой и они поженились. Мама тоже испытала на себе ужасы войны, была угнана немцами в Германию, и только после освобождения возвратилась уже не в Украину, откуда была родом, а в Беларусь. Мое детство - это бесконечные разговоры и споры о войне, родители настолько долго жили войной, воспоминаниями о войне, что я, маленькая девочка, проживала ее вместе с ними…Война живет во мне до сих пор… Все свои творческие работы, связанные с военной тематикой, я посвящаю своим родителям...

Людмила Мацкелло

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.