Вверх

Вы здесь

Порядок исчисления общего стажа при реализации права на трудовую пенсию в Республике Беларусь

Вопросы пенсионного обеспечения граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, урегулированы Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) и соглашениями (договорами), заключенными Правительством Республики Беларусь с другими государствами.

  Справочно: в настоящее время в области пенсионного обеспечения действуют Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств, участниками  которого являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Украина, а также двухсторонние договора (соглашения), заключенные Республикой Беларусь с Российской Федерацией, Молдовой, Украиной, Таджикистаном, Литвой, Латвией, Азербайджаном.                                                                                                                        

Обращаем внимание читателей, что право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы (далее – страховой стаж) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда).

Трудовая пенсия по возрасту (за выслугу лет) с 1 января 2016 года  назначается при достижении установленного пенсионного возраста, дающего права на определенный вид  пенсии, наличии требуемого общего (специального) стажа работы и при условии наличия не менее 15 лет 6 месяцев страхового стажа. Начиная с 1 января 2017 года, требование о продолжительности страхового стажа работы ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения его значения в 2025 году 20 лет (Указ Президента Республики Беларусь «О вопросах социального обеспечения» от 31 декабря 2015 года № 534).

Прежние нормы к наличию требуемого страхового стажа не менее 5 лет (статья 5 Закона) сохранены для отдельных категорий социально защищенных граждан при реализации их права на досрочную пенсию по возрасту в соответствии со статьями 17-22 Закона, к которым относятся:

военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;

матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы;

многодетные матери, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего (16-летнего) возраста;

родители детей-инвалидов;

инвалиды с детства.

В страховой стаж работы для определения права на трудовую пенсию при назначении пенсии засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда. Следует отметить, что периоды работы, имевшие место до 1 января 1992 года на территории республик бывшего СССР, приравниваются к работе, имевшей место на территории Республики Беларусь.

Особенности при включении в страховой стаж для определения размера пенсии периодов работы, имевших место  после 1 января 1992 года за пределами Республики Беларусь.

 В случае, если у лица, обратившегося за назначением трудовой пенсии, имелись места работы за пределами Республики Беларусь (в республиках бывшего СССР, за исключением Азербайджана, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии), в период с 1 января 1992 года до 1июля 1998 года (Казахстан – до 1января 1998 года), то при назначении пенсии в Республике Беларусь, в общий стаж засчитываются периоды указанной работы при условии уплаты страховых взносов в пенсионный фонд государства по месту прежней работы.

Договор, заключенный между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой, о сотрудничестве в области социального обеспечения, вступивший в силу с 28 сентября 2010 года, предусматривает экспорт пенсий, согласно которому каждое из государств исчисляет и выплачивает пенсию только на основании страхового (трудового) стажа, накопленного на его территории. Из вышеизложенного следует, что при определении размера пенсии на территории  Республики Беларусь, периоды работы, имевшие место на территории Латвийской Республикой (бывшей Латвийской ССР), не учитываются.

Действующий с 15 декабря 1999 года Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении предусматривает назначение и выплату пенсии каждым государством за стаж, приобретенный на его территории после 1 января 1992 года. За стаж, приобретенный до 1 января 1992 года на территории государств, входивших в состав СССР (за исключением Латвийской ССР), пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого постоянно проживает лицо в момент обращения за назначением пенсии. Аналогичная норма при реализации права на пенсию предусмотрена Соглашением, заключенным между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, вступившим в силу с 15 июля 2014 года.

Что же касается периодов работы на территории Грузии и Эстонии, то поскольку с данными государствами Правительством Республики Беларусь не заключены соглашения (договора), регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, периоды работы на территории указанных государств, при назначении пенсии в нашей республике, засчитываются в общий стаж до 1 января 1992 года.

При определении размера пенсии в Республике Беларусь в общий стаж засчитываются периоды работы, имевшие место после 1 июля 1998 года, при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда Республики Беларусь.  При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента.

Справочно: поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.

Действующий Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года, вступивший в силу с 29.03.2007 года, регулирует вопросы пенсионного обеспечения  граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации,  предусматривает назначение пенсии по:

принципу «пропорциональности» (п. 1 статьи 23 Договора), когда при назначении пенсии в Республике Беларусь право на пенсию и её размер определяется за союзный стаж, исчисленный с учетом периодов работы, имевших место до 13 марта 1992 года в других республиках, ранее входивших в состав СССР.

При этом период работы в Литве, Эстонии, Грузии, Азербайджане засчитывается в стаж до 1января 1992 года.

Период работы в  Латвии не засчитывается, поскольку действующий Договор с Латвийской Республикой предусматривает, что каждое из государств назначает пенсию за стаж, имевший место на его территории.

За стаж работы после 13 марта 1992 года каждое из государств назначает пенсию за стаж, приобретенный только на его территории, по своему национальному законодательству. При этом периоды работы на территории других государств не учитываются; 

признаку «гражданства» (п. 2 статьи 23 Договора)– за весь стаж пенсия назначается по законодательству государства, гражданином которого является заявитель. Данный выбор является окончательным и пересматривается только после изменения гражданства.

Справочно: При реализации права на пенсию по признаку государства как гражданину Республики Беларусь пенсия назначается по национальному законодательству.   При этом, период работы на территории республики засчитывается до дня обращения за назначением пенсии, а периоды работы, приобретенные на территории государств, входивших в состав СССР (кроме Литвы, Эстонии, Грузии, Азербайджана, Латвии), до     1 июля 1998 года, в Казахстане до 1.января 1998 года, при условии уплаты страховых взносов с 01.01.1992 года в пенсионный фонд государств, в которых протекала работа.

При назначении пенсии по гражданству Российской Федерации, для определения размера пенсии, Россией не засчитываются периоды работы, приобретенные после 01.01.2002 года на территории Республики Беларусь.

Следует обратить внимание, что выбор вида назначения пенсии по: принципу «пропорциональности» или признаку «гражданства» осуществляется заявителем самостоятельно и указывается в заявлении в момент обращения за назначением пенсии. По желанию гражданина (на основании его заявления) до принятия окончательного решения может быть произведен предварительный расчет пенсии по пункту 1 и (или) 2 статьи 23 Договора.

Действующие нормы законодательства в отдельных случаях предусматривают льготный порядок исчисления общего стажа работы при назначении пенсий. Так, например, в соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь  «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон о ЧАЭС):

время работы, военной службы или службы на эксплуатации Чернобыльской АЭС и в зоне эвакуации (отчуждения), т.е. в 30-километровой зоне, протекавшей с момента катастрофы до 31 декабря 1987 года засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по списку № 1, в трехкратном размере, а в период с 1 января 1988 года - в полуторном размере;

время работы, военной службы или службы в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения и на территориях, равнозначных им по уровню радиоактивного загрязнения в результате других радиационных аварий, протекавшей с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий засчитывается в стаж работы в полуторном размере.

Вместе с тем, для определения права на трудовую пенсию, льготный порядок исчисления страхового стажа, предусмотренный ст. 38 Закона о ЧАЭС и  ст. 52,53 Закона,  не применяется.

Что включается в общий стаж при определении размера пенсии?

При определении размера получаемой пенсии в Республике Беларусь кроме работы в общий стаж работы засчитываются другие, так называемые кредитные периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона, к которым относятся:

а) военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР, за исключением периодов службы на территории бывшей Латвийской ССР;

б) получения пособия по временной нетрудоспособности лицами, подлежащими государственному социальному страхованию;

в) отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности (при наличии нескольких таких периодов);

г) ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;

д) ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом. При этом под трудоспособным лицом понимается лицо, достигшее 16 лет, но не старше общеустановленного пенсионного возраста, неработающее, не занимающееся предпринимательской деятельностью, не обучающееся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, не получающее пенсию, пособие по безработице, ежемесячную страховую выплату или ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством;

е) нахождения на инвалидности I и II группы, связанной с исполнением обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

ж) получения в дневной форме образования, например, профессионально-технического, среднего специального, высшего и т.д.;   

з) получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности;

и) пребывания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

к) содержания под стражей, отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы и ссылки в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности и последующей реабилитации;

л) пребывания на спецпоселении граждан, достигших 12-летнего возраста, необоснованно высланных в период репрессий за пределы республики в административном порядке и впоследствии реабилитированных;

м) получения ежемесячного государственного пособия лицами в связи с временным отстранением их от должности по требованию органа, ведущего уголовный процесс, уголовное преследование против которых прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 8–10 части 1 статьи 29 и частью 2 статьи 250 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, либо которые оправданы судом.

Периоды, указанные в пунктах «в»–«д», засчитываются в стаж работы одному из родителей или трудоспособных лиц, фактически осуществлявших уход.

Обращаем внимание читателей, что периоды работы, имевшие место после назначения пенсии по возрасту, в том числе досрочной, или пенсии за выслугу лет, а так же после достижения общеустановленного пенсионером возраста (не зависимо от вида получаемой пенсии),   засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал пенсию за эти периоды.

Следует ещё раз подчеркнуть, что вышеуказанные периоды (пункты «а»-«м»), учитываются в общий стаж работы при исчислении размера пенсии и не учитываются при определении права на трудовую пенсию. В стаж работы, определяющий право на трудовую пенсию, учитываются только периоды работы, когда производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

 В.Е.Шлапакова, начальник управления пенсий и пособий комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома                         

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.