Вверх

Вы здесь

Анна Цумерова, начальник управления собственности Могилевского горисполкома

Пятое Всебелорусское народное собрание расставило приоритеты ближайшей пятилетки: занятость, инвестиции, экспорт, информатизация, молодежь. Реализация этих направлений неразрывно связана с эффективным использованием имеющейся материально-финансовой базы и привлечением средств инвесторов. Поэтому управление и распоряжение имуществом - одни из важных инструментов в решении задач, стоящих перед органами управления Могилева. О том, как они решаются, наш разговор с начальником управления собственности горисполкома Анной Цумеровой.

- Анна Трофимовна, с чего началась работа по вовлечению в хозяйственный оборот недвижимого имущества коммунальной собственности Могилева?

- Распад Советского Союза и разрыв экономических связей, кроме прочего, повлекли невостребованность целого ряда объектов недвижимого имущества, вследствие чего Президент Республики Беларусь дал поручение всем государственным органам по наведению порядка на земле. В этой связи в Могилеве проводится работа по задействованию неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества: создаются производства и иные объекты предпринимательской деятельности, что позволяет создавать новые рабочие места, привлекать инвестиции и, как следствие, увеличить налоговые поступления в бюджет.

Поручение Главы государства было дано в 2006 году. С 2006-го по 1 июля 2016 года количество неиспользуемых объектов коммунальной собственности города сократилось на 377 единиц. Из них 50 продано, 146 сдано в аренду, 81 вовлечен по иным направлениям, 100 снесено.

Анализ работы показывает, что основной пик вовлечения приходился на 2006-08 годы, и в целом первоначально сформированная программа была завершена в 2011 году, за исключением зданий бывшего военного городка на ул. Крупской, которые были проданы в текущем году.

- Чем управление занимается сегодня?

- В настоящее время мы вовлекаем в хозяйственный оборот объекты, высвобождаемые из него по различным причинам. Например, фельдшерско-акушерские пункты в сельской местности, находящиеся в собственности Могилева, высвобождаются в связи с созданием агрогородков и строительством новых объектов. Продаются помещения, выведенные из статуса объектов гражданской обороны, либо неиспользуемые объекты, переданные в собственность города из республиканской, областной либо районной коммунальной собственности.

Календарным графиком на 2016 год запланировано к вовлечению в хозяйственный оборот 16 неиспользуемых объектов. На 1 июля вовлечено либо законсервировано 6 объектов (38%).

- Есть ли какие-то послабления при продаже проблемных объектов?

- В целях задействования проблемных объектов, не востребованных покупателями, начальная цена их продажи поэтапно снижается на 20, 50, 80%. Либо объект может быть продан на аукционе с установлением начальной цены, равной одной базовой величине.

Так, в 2015 году последний вариант позволил найти собственника переданному из республиканской собственности объекту с незавершенным строительством общей площадью 16 тыс. м2 оценочной стоимостью 13,85 млрд рублей, сверхнормативный срок строительства которого составил более 20-ти лет. В результате данной сделки планируется создание крупного логистического центра.

- Как используется государственное имущество для бизнеса?

- Не ошибусь, если скажу, что ни один вид деятельности не осуществляется без использования имущества. Люди приходят с разными предложениями: кто-то планирует создать новое производство, кто-то открыть магазин, ресторан или салон красоты, кто-то учит деток английскому языку либо тэквондо, кому-то помогаем создать физкультурно-оздоровительный центр для инвалидов.

Неликвидное неиспользуемое имущество предлагается для передачи субъектам хозяйствования под оформленные договором обязательства по созданию новых рабочих мест. Перечень предлагаемых для передачи в безвозмездное пользование площадей размещен на сайте горисполкома и постоянно актуализируется. Кроме того, 2 раза в месяц перечень публикуется на страницах «Вестника Могилева».

Управление собственности проводит постоянную работу по оказанию содействия в подборе неиспользуемых площадей субъектам предпринимательства, в том числе с учетом обеспечения социальных стандартов развития сети торговых объектов и объектов по оказанию бытовых услуг в пределах шаговой доступности.

В соответствии с нормами законодательства сдача в аренду неиспользуемых объектов, как правило, осуществляется путем продажи права их аренды на аукционах. Информация о всех проводимых аукционах всегда размещается на сайте горисполкома и в «Вестнике Могилева».

С 2011 по 2016 год на торгах продано право на заключение договоров аренды 211 объектов (без учета открытых площадок), что позволило дополнительно выручить 4,83 млрд рублей.

По состоянию на 1 апреля с учетом имущества, находящегося в сельской местности, а также частей зданий и подвальных помещений, в городе не использовались 18,99 тыс. м2 - 1,8 % от общей площади объектов недвижимости, находящихся в собственности города.

- Есть ли какие-то преференции для добросовестных арендаторов?

- В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. №294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» госимущество подлежит отчуждению на аукционах либо по конкурсу, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не менее 3 лет арендующие недвижимое имущество и надлежащим образом исполняющие обязательства по договору аренды, в случае принятия решения о его отчуждении имеют право преимущественного приобретения - по рыночной стоимости с предоставлением рассрочки оплаты до 5 лет с ежемесячной индексацией платежей со дня заключения договора купли-продажи.

За 2006-15 годы подобным образом юридическим лицам продано 115 изолированных помещений общей оценочной стоимостью 110,51 млрд рублей. В том числе 10 - в центральной части Могилева - по согласованию с Главой государства.

В целом принятые меры за 2006-15 годы позволили от использования и реализации госимущества получить доход в бюджет в размере 117,78 млрд рублей, сократить расходы балансодержателей на содержание и обслуживание неиспользуемого имущества, создать новые производства, объекты оказания услуг, торговли, иные объекты предпринимательской деятельности с созданием новых рабочих мест.

- На такой работе не ожидаешь увидеть столь обаятельную и цветущую женщину, как вы. Как удается на протяжении стольких лет управлять всей собственностью Могилева?

- На мой взгляд, работа по распоряжению имуществом очень интересная, неординарная. Идешь на работу и никогда не знаешь, что тебя ждет. Например, с утра планируешь поработать над программой акционирования на ближайшую трехлетку, а тебя уже ждет футбольный клуб «Днепр» с вопросами дополнительного выпуска акций. А после просят подобрать помещение для бизнеса. И тут важно учесть многое: проходимость, площадь, наличие инженерных коммуникаций. Кому-то обязательна близость железнодорожной ветки, кому-то крайне нужен газ, а для установки подъемника по ремонту автомобилей высота потолка должна быть не менее 6 м. Тут вдруг звонок - и ты уже обсуждаешь с коллегами вопросы бесхозных автомобилей во дворах либо реализацию инвестиционных предложений. Не успеешь дойти до рабочего места - новая тема, и через 15 минут ты уже на другом конце города обследуешь арендованное помещение: есть ли технические ограничения продажи, как его оценивать. Прямо как у Чуковского: «И такая канитель - целый день!» И это здорово! Двери в мой кабинет всегда открыты.

«Вестник Могилева»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.