Вверх

Вы здесь

Разъяснения к указу Президента Республики Беларусь № 107 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению"

С целью совершенствования системы расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, облегчения финансовой нагрузки на потребителей этих услуг, а также с целью адаптации к ранее обозначенных Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 подходов был выработан ряд мер, воплотившихся в пунктах нового Указа Президента Республики Беларусь №­­ 107 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению", который был подписан Президентом 23 марта 2016 года.

Новый указ — документ, где представлен полный перечень предельно-допустимых тарифов основных жилищно-коммунальных услуг. Он является переходным мостом, определяющим подходы в распределении стоимости услуг на предстоящий год. Важно отметить, что указ № 107 будет действовать в течение одного года.

Самое главное нововведение документа — термин «предельно допустимая цена». Это та стоимость, в рамках которой организация имеет право осуществлять работы по оказанию той или иной услуги. Допустимые тарифы и размеры возмещения расходов установлены по всем основным ЖКУ:

  • Водоснабжение — 2790 руб./1м3
  • Канализация — 1863 руб./1м3
  • Капремонт — 880 руб./1м2
  • Теплоснабжение (отопление и подогрев воды) — 133 417 тыс. руб./1 Гкал
  • Техобслуживание дома – 994,9 руб/ м2
  • Обращение с твердыми коммунальными отходами — 73700/1 м3
  • Техническое обслуживание лифта — 6911 руб./чел.
  • Санитарное содержание вспомогательных помещений — 5300 руб./чел.
  • Техническое обслуживание запорно-переговорного устройства — 9100 руб./квартира
  • Электроэнергия мест общего пользования — 3900 руб./чел.
  • Электроэнергия для работы лифта — 2600 руб./чел.

С целью побудить эксплуатирующие организации к снижению затрат принято еще несколько мер. Например, на них возложены обязанности по замене лампочек в подъездах. Если ранее речь шла только о замене на лампы, предусмотренные документацией дома, то теперь ЖЭУ естественным образом будет заинтересован в сокращении затрат и замене установленных ламп на более эффективные. То есть организациям дан год, чтобы оснастить дома надлежащим оборудованием и только после этого в перспективе можно будет переложить эту обязанность на жильцов. Кроме этого, каждый дом должен быть оснащен приборами учета, с показаниями которых имеет право ознакомиться любой проживающий, чтобы в конечном итоге знать, за что платит.

Что касается уборки вспомогательных помещений, то здесь эксплуатирующая организация тоже должна просчитать, каковы расходы на уборку, ее периодичность и как можно повлиять на затраты. Жильцы по-прежнему могут отказаться от предоставления данной услуги ЖЭУ. Если они решили, что наводить блеск в их подъезде будет все-таки государственный подрядчик, он же ЖЭС, необходимо выбрать старшего по подъезду для облегчения контроля за уборкой и подписания акта выполненных работ. Эту процедуру никто не отменяет.

Что касается технического обслуживания лифта, то его стоимость составляет 6911 рублей с человека, как и было ранее. В эту цифру, помимо обслуживания, включены возможные риски поломок и различных аварийных ситуаций.

Для потребителей

Расчет многих коммунальных услуг будет производиться исходя из зарегистрированных в квартире жильцов. Такой шаг государство сделало по просьбе самих же граждан, которые долгое время недоумевали, почему «метры ездят в лифтах». Такой подход идет в разрез как с общемировой практикой, так и с Жилищным кодексом, который предусматривает, что общее имущество должны содержать собственники соразмерно занимаемой площади. Но с целью адаптации населения к новым условиям сегодня приняты именно такие меры. Теперь, если в квартире зарегистрировано пять человек, но ютятся они в однушке, то платить придется больше, нежели, например, соседу, живущему вольготно в трешке. В общем, есть повод еще раз хорошо задуматься и потихоньку начинать привыкать к мировой практике.

В извещениях

В целом не предполагается значительных изменений в счет-извещениях. Можно сказать, что видоизменятся услуги по техническому обслуживанию жилого дома и пользованию лифтом. Из первой услуги в отдельные строки выделятся санитарное содержание вспомогательных мест, электроэнергия мест общего пользования, уборка придомовой территории. Из второй — техническое облуживание лифта и возмещение электроэнергии на его движение.

Обратите внимание

Указом предусмотрено освобождение от уплаты за техническое содержание лифта и обращение с твердыми коммунальными отходами граждан, которые имеют льготы по оплате за ЖКУ (список определен пунктом 2 статьи 16 Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14 июня 2007 года). Скидку 50 % в оплате этих услуг имеют граждане, наделенные льготами в соответствии с пунктом 3 статьи 16 того же Закона.

Указ вступает в силу с 1 марта 2016 года и распространяется на отношения, возникшие с января 2016 года. За январь не будет произведиться перерасчет  таких услуг как водоснабжение и водоотведение.

Данный подход сохранится на год, чтобы в первую очередь просчитать наилучший путь дальнейшего развития и обеспечить разумное совершенствование отрасли, учитывая и возможности потребителей

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.