Вверх

Вы здесь

Цель финансовой милиции – декриминализация бизнеса, средство – профилактика

Сегодня органы финансовых расследований Комитета государственного контроля значительное внимание уделяют профилактике экономической преступности, которая направлена не на фиксирование правонарушения, а на его предотвращение.

Такой подход предусмотрен Указом Главы государства от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов». Данным указом закрепляется механизм самостоятельного налогообложения субъектами хозяйствования операций с «неблагонадежными» (лжепредпринимательскими) структурами по письменным сообщениям финансовой милиции.

Только в июле-августе 2016 г. управлением Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Могилевской области направлено 12 сообщений. Получившие их субъекты предпринимательской деятельности Могилевской области добровольно подали уточненные расчеты в налоговые органы и самостоятельно уплатили в бюджет более 10,5 тыс. деноминированных рублей.

Стоит добавить, что по фактам взаимодействия с сомнительными партнерами в поле зрения могилевской финансовой милиции уже попали более 200 субъектов хозяйствования. В настоящее время готовятся соответствующие документы в адрес их должностных лиц.

Вместе с тем субъекты хозяйствования, добровольно подавшие уточненные декларации и уплатившие налоговые платежи, освобождаются от административной ответственности, что позволит предприятию сэкономить до 20 процентов от подлежащей уплате суммы. Соответствующие изменения уже внесены в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Необходимо учитывать и то, что в случае игнорирования направленной финансовой милицией информации контролирующие органы вправе назначить и провести проверку финансово-хозяйственной деятельности таких субъектов хозяйствования с последующим привлечением их к административной ответственности.

Нелишне напомнить, что положительный имидж и деловая репутация субъекта хозяйствования, которые, в том числе, зависят от частоты привлечения к административной ответственности, напрямую влияют на формирование контролирующими органами координационных планов контрольной (надзорной) деятельности, которые основываются на анализе факторов риска.

Как показывает практика, уже с момента внедрения данного механизма добросовестные налогоплательщики с пониманием относятся к информации о неблагонадежности их партнеров: самостоятельно вносят корректировки в бухгалтерский учет и уплачивают пересчитанные налоги.

Инициатором и разработчиком Указа № 14 выступил Комитет госконтроля Беларуси, который изучил опыт Италии, Сингапура, Великобритании, ЮАР, США, Казахстана, России и других стран при подготовке проекта указа. Проект был поддержан Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь.

Анализируя практику применения Указа № 14, можно сделать вывод о том, что внедряемый данным актом механизм самостоятельного исчисления и уплаты налогов по сделкам с «неблагонадежными» контрагентами позволяет серьезно декриминализировать бизнес, а также уменьшить количество плановых и внеплановых проверок.

Александр Шаройкин, заместитель начальника управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Могилевской области

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.