Вверх

Вы здесь

«Здоровая школа – здоровая среда»

Проблема сохранения и улучшения здоровья детей школьного возраста является одной из приоритетных, поскольку именно это поколение в ближайшие десятилетия будет определять интеллектуальный потенциал страны и её экономические возможности.

Сегодня по мере продвижения по «школьной лестнице» происходит снижение числа здоровых детей за счет так называемых «школьных» болезней – нарушений осанки, зрения, функциональных нарушений пищеварения, кровообращения, что закладывает неблагоприятную основу возникновения неинфекционных заболеваний.

Задачей школы является обеспечение гармоничного развития учащихся, способных исполнять разнообразные роли в быстро меняющемся мире. Хотя её основной миссией является обеспечение передачи знаний и информации, школа также должна способствовать поддержанию и улучшению здоровья учащихся, развивать потребность в здоровом образе жизни.

Бурное развитие информационных технологий постоянно интенсифицирует учебный процесс. Как в этих условиях сделать образование безвредным для здоровья учащихся? Это задача, которую можно решить только комплексным сотрудничеством политиков, родителей, педагогов, медиков и других специалистов.

Реализуемые программы по укреплению материально-технической базы общеобразовательных, дошкольных учреждений позволили повысить уровень санэпиднадежности объектов, обеспечить положительное восприятие детьми окружающей их среды, повысить мотивацию к получению знаний.

Программы по реконструкции системы электроосвещения в учреждениях образования Могилевской области позволили снизить показатели неудовлетворительных уровней замеров освещенности на рабочих местах учеников. Помимо замены мебели, связанной с ее естественным износом, в практику внедрен новый (или давно забытый) вид ученической мебели – конторка – с целью снятия статического напряжения у учащихся. 

На законодательном уровне определены подходы к организации питания детей, основанные на принципах рационального и здорового питания. В питании детей запрещены копчености, закусочные консервы, острые соусы, кулинарные жиры, чипсы, острые сухарики, газированные напитки, жевательная резинка и пр. Кроме того, Министерством здравоохранения Республики Беларусь принято решение о сокращении ассортимента буфетной продукции в виде смаженок, сосисок в тесте не чаще 2 раз в неделю, расширение ассортимента буфетов салатами из свежих овощей, творожными десертами, фруктами. В питании детей предусмотрено использование колбас и сосисок с обязательной маркировкой «для питания детей дошкольного и школьного возраста» без использования ряда пищевых добавок и пр.

Активно проводится работа по рекомендации включения в рацион детей, особенно в период летнего оздоровления, гематогена (который не является БАДом), сиропа шиповника для повышения общего тонуса организма.

Школы способны вносить существенный вклад в сохранение и укрепление здоровья учащихся, поэтому Европейским региональным комитетом Всемирной  организации  здравоохранения ВОЗ (2005 г.) принята Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков», направленная на оказание содействия государствам-членам в выработке собственных стратегий и программ укрепления здоровья детского населения.

 Многие организации, в том числе  Всемирная  организация  здравоохранения (ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Центры контроля и профилактики заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention, CDC), Международный союз медико-санитарного просвещения и укрепления здоровья (International Union for Health Promotion and Education, IUHPE), проводя международные программы в сфере охраны здоровья, все больше вовлекают работников школ в свою деятельность.

За последние двадцать лет был осуществлен ряд стратегических инициатив и программ под разными названиями, например, «Health Promoting Schools» («Школы, содействующие сохранению здоровья учащихся»), «Comprehensive School Health» («Комплексная программа укрепления здоровья школьников»), «Child Friendly Schools» («Школы доброжелательные к ребенку»), а также инициатива FRESH (Focusing Resources on Effective School Health – «Формирование ресурсов для эффективного школьного здравоохранения»).

Несмотря на разные названия, все эти стратегии объединяет целостный подход к созданию в школах здоровой среды для обучения, основанный на понимании, что все аспекты школьной жизни в той или иной мере влияют на здоровье учащихся. В рамках реализации государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы» предусмотрена реализация межведомственных информационных проектов «Здоровая школа», «Здоровый класс». Создание в Республике Беларусь школ здоровья и на их базе ресурсных центров профилактики заболеваний будет способствовать распространению опыта здоровьесбережения в учреждениях общего среднего образования и эффективному использованию возможностей, направленных на охрану здоровья школьников.

Заместитель главного врача, УЗ «МОЦГЭиОЗ» Елена Каминская

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.