Рус Бел Eng 中文

Условия предоставления в пользование недвижимого имущества государственных организаций физической культуры и спорта

Распоряжение имуществом, находящимся в собственности Могилевской области, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Могилевской области, утвержденной решением Могилевского областного Совета депутатов от 12.10.2012 № 18-8 (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 13 Инструкции не допускается передача капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, иного недвижимого имущества, находящегося в собственности Могилевской области (далее – недвижимое имущество), если иное не установлено законодательными актами, в пользование:

юридическим лицам, основанным на частной форме собственности, и индивидуальным предпринимателям без заключения договора аренды (субаренды), а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - договора безвозмездного пользования;

государственным юридическим лицам, за исключением передачи в хозяйственное ведение, оперативное управление, безвозмездное пользование или аренду (субаренду).

Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым недвижимое имущество предоставляется в безвозмездное пользование, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее – Указ № 150).

Пунктом 2 указанного перечня предусмотрена возможность предоставления недвижимого имущества в безвозмездное пользование бюджетным организациям при условии, что доля средств, получаемых ими от приносящей доходы деятельности, составляет менее 50 процентов бюджетного финансирования, поступившего на их счета в предшествующем году, если иное не предусмотрено в Перечне.

При этом согласно подпункту 2.13 пункта 2 Указа № 150 юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организующих питание учащихся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического образования), которым недвижимое имущество передается в безвозмездное пользование, обязаны возмещать ссудодателю начисленную амортизацию, земельный налог или арендную плату за земельный участок, налог на недвижимость, соответствующие расходы на эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт этого недвижимого имущества, затраты на коммунальные услуги, включая отопление, потребляемую электроэнергию, или нести эти расходы самостоятельно, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Согласно нормам Указа № 150 при предоставлении недвижимого имущества в аренду расходы арендодателя по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту арендуемого недвижимого имущества, отоплению, энергоснабжению, связи, коммунальным и другим услугам не включаются в арендную плату и оплачиваются арендатором отдельно по договоренности сторон на основании фактических затрат.

В целях упорядочения взимания с арендаторов (ссудополучателей) платы за указанные расходы Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь разработаны Рекомендации по расчетам расходов по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на коммунальные и другие услуги, которые одобрены межведомственной рабочей группой для обеспечения рассмотрения вопросов распоряжения государственным имуществом, арендных отношений, привлечения инвестиций в реформируемые организации, а также подготовки предложений о совершенствовании нормативной правовой базы в этой сфере, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 20 февраля 2009 г. № 18р (протоколы от 27 января 2010 г. № 1, от 19 мая 2010 г. № 4, от 7 сентября 2011 г. № 14, от 6 июля 2012 г. № 16, далее - Рекомендации).

В соответствии с пунктом 3 Рекомендаций порядок, сроки и размеры оплаты расходов по эксплуатации, текущему ремонту недвижимого имущества, коммунальным и другим услугам должны определяться сторонами при заключении договора аренды (безвозмездного пользования) и отражаться либо в самом договоре аренды (безвозмездного пользования), либо в отдельно заключенном договоре. При этом размер оплаты названных расходов должен быть подкреплен прилагаемыми расчетами и калькуляциями, подтверждающими фактические расходы арендодателя по эксплуатации, текущему ремонту, а также по затратам на коммунальные услуги в части сдаваемого в аренду имущества.

Пунктом 10 Рекомендаций определено, что работы по эксплуатации сдаваемого в аренду недвижимого имущества, другие работы, производимые штатными работниками организации-арендодателя (ссудодателя), оплачиваются арендатором (ссудополучателем) на основании фактических затрат, налогов и неналоговых платежей.

Из изложенного следует, что предоставление в пользование юридическим лицам недвижимого имущества должно осуществляться на основании договоров аренды либо безвозмездного пользования.

В то же время полагаем, что в случае, если организация физической культуры и спорта (балансодержатель) на своих объектах самостоятельно выступает организатором мероприятий, как для юридических, так и для физических лиц, в том числе осуществляя деятельность в соответствии с главными задачами, предусмотренными уставом, имеют место отношения по возмездному оказанию услуг.

Обращаем внимание, что нарушение законодательства о сдаче в аренду или ином распоряжении государственным имуществом в соответствии с частью 1 статьи 23.27 КоАП влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати до двухсот базовых величин.