Вверх

Вы здесь

На территории Могилевской области организована работа по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества

На территории Могилевской области организована работа по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества.

Всеми горрайисполкомами и областными органами государственного управления проведена инвентаризация, по итогам которой утверждены мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества, находящегося в коммунальной собственности.

Всего в 2017 году на территории области проводятся мероприятия, направленные на вовлечение в хозяйственный оборот и снос 210 объектов коммунальной собственности.

По состоянию на 21 апреля 2017 года  вовлечено в хозяйственный оборот, списано и законсервировано 43 объекта (20,5 %), в том числе:

  • продажа – 110 объектов (продано 14 объектов – 12,7 %, на сумму 332 880,37 рублей);
  • сдача в аренду - 20 объектов (сдано в аренду 3 объекта – 15,0 %);
  • безвозмездная передача – 11 объектов (передано 5 объектов –
  • 45,5 %);
  • использование в собственных целях – 4 объекта (используется в собственных целях 1 объект – 25,0 %);
  • консервация – 35 объектов (законсервировано 14 объектов –
  • 40,0 %);
  • ликвидация – 30 объектов (ликвидировано 6 объектов – 20,0 %).

Кроме того, на территории области расположено 65 объектов, в отношении которых проведена в установленном законодательством порядке работа по выставлению на аукционные торги, в том числе с установлением начальной цены, равной одной базовой величине, не проданных по причине отсутствия покупателей, но нецелесообразных к сносу по причине удовлетворительного состояния, и 2 объекта нецелесообразных к продаже с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине. Указанные объекты включены в отдельный список, работа по ним проводится по заявительному принципу (в настоящее время продано 3 таких объекта на сумму 265,65 рублей).

Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 14 февраля 2017 г. № 4 утвержден перечень неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, для вовлечения его в хозяйственный оборот в 2017 году (далее – перечень), решение о распоряжении которым в целях вовлечения в хозяйственный оборот согласно пункту 5 Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» уполномочены принимать облисполкомы и Минский горисполком.

В указанный перечень включено 17 неиспользуемых и неэффективно используемых объектов, расположенных на территории Могилевской области.

Определены способы распоряжения включенными в перечень объектами недвижимости, лица, ответственные за подготовку и представление в установленном порядке документов, необходимых для подготовки проектов решений по распоряжению данным имуществом, организуется проведение аукционных торгов. По состоянию на 21 апреля 2017 г. 1 объект продан.

Вопрос вовлечения в хозяйственный оборот  неиспользуемого государственного имущества находится на контроле, реализация мероприятий по сокращению числа таких объектов проводится на постоянной основе.

Проблемные вопросы:

1. Законодательно не урегулирован вопрос вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества открытыми акционерными обществами, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) принадлежит государству, неиспользуемого имущества организаций системы Белкоопсоюза, длительное время неиспользуемых зданий, сооружений, площадей и помещений в городах.

Предложение – Госкомимуществу, облисполкомами и Минскому горисполкому, Белкоопсоюзу разработать соответствующие проекты НПА.

2. Не урегулирован вопрос списания убытков от продажи имущества с понижением стоимости за счет добавочного капитала, в том числе по объектам системы Белкоопсоюза.

Справочно: до 1 января 2017 г. списание убытков, возникающих при выбытии путем продажи или безвозмездной передачи неиспользуемых в хозяйственном обороте объектов недвижимости, осуществлялось за счет добавочного капитала, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2015 г. № 345

Предложение – Минэкономики совместно с  Госкомимуществом, Минфином, облисполкомами, Минским горисполкомом разработать соответствующий проект НПА, аналогичный Указу № 345.

3. Информация о неиспользуемом имуществе хозяйственных обществ в сети Интернет размещена разрозненно, индивидуально на сайтах облисполкомов и горрайисполкомов, либо самостоятельно хозяйственными обществами на сайтах предприятий, что значительно затрудняет поиск инвестором нужной информации. Аналогичная ситуация с объектами системы Белкоопсоюза.

Предложение - Госкомимуществу, Минэкономики, облисполкомам, Минскому горисполкому выработать согласованные предложения о необходимости разработки Единой базы неиспользуемого имущества, находящегося в собственности хозяйственных обществ с долей государства в их уставных фондах, а также системы Белкоопсоюза с обязательным ее размещением на сайте Госкомимущества.

4. Неиспользуемые объекты ряда государственных организаций, открытых акционерных обществ, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) принадлежит государству, организаций системы Белкоопсоюза выставляются на продажу через аукцион, предлагаются в аренду, но нет заинтересованных в их приобретении или взятии в аренду. В то же время, организации должны платить налоги в повышенном размере, что негативно сказывается на их финансовых результатах и приводит к нехватке оборотных средств для осуществления основной деятельности.

Предложение - Госкомимуществу, Минфину, облисполкомам, Минскому горисполком рассмотреть возможность отмены либо снижения повышающего коэффициента к ставкам налога на недвижимость и земельного налога на неиспользуемые (неэффективно используемые) капитальные строения (здания, сооружения), их части и земельные участки (части земельных участков), на которых они расположены, после принятия решения субъектом хозяйствования о вовлечении его в хозяйственный оборот либо на период проведения работы по вовлечению в хозяйственный оборот.

5. При осуществлении мероприятий по контролю за выполнением условий договоров купли-продажи недвижимого имущества, проданного на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, существует проблема по взысканию штрафов в размере разницы между  оценочной стоимостью  объекта, увеличенной с учетом индекса цен производителей на промышленную продукцию производственно-технического назначения, и ценой его приобретения.

Справочно. Например, оценочная стоимость реализованных объектов составляет по:

  • капитальному строению (здание бывшей школы), расположенному в дер. Головчицы Чериковского района, – 4,2  млрд. неденоминированных рублей;
  • капитальному строению, расположенному в г. Костюковичи по пер. Юношеский,23, – 1,4 млрд. неденоминированных рублей;
  • не завершенному строительством капитальному строению в г.Осиповичи по ул. Сташкевича, 50 – 0,951 млрд. неденоминированных рублей;

Предложение – Госкомимуществу совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом, иными заинтересованными разработать проект НПА по внесению изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294» в части изменения норм об определении размера штрафных санкций при невыполнении условий договоров купли-продажи недвижимого имущества, проданного на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине.

Кроме того в случае погашения штрафа покупателем  законодательно определить механизм принятия им решения о судьбе объекта недвижимости (продажа, снос) без учета установленных ранее условий продажи (фактически после уплаты штрафа покупатель приобретает объект без понижения начальной цены продажи).

 

Справочно: Данные проблемные вопросы нашли отражение в ряде протоколов поручений, проектов НПА.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.