Вверх

Вы здесь

Александр Чадюк, прокурор области старший советник юстиции

Как известно, Президентом Республики Беларусь принят Декрет от 15 декабря 2014 года № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», который вступил в силу с 1 января нынешнего года. Декрет принят в целях повышения эффективности хозяйствования, обеспечения надлежащих условий труда в организациях государственной и частной форм собственности, повышения качества продукции, работ и услуг, совершенствования деятельности по подбору и расстановке руководящих кадров. В нынешних непростых экономических условиях, с учетом конъюнктуры мирового рынка, от руководителей предприятий требуется принятие креативных решений. Предприятия не только должны обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, но и осуществить ее сбыт. В этой связи экономические проблемные вопросы должны и будут решаться в том числе за счет повышения исполнительской, производственной и технологической дисциплины. Это и стало темой для нашей сегодняшней беседы с прокурором области старшим советником юстиции Александром Чадюком.

- Александр Владимирович, насколько, по вашему мнению, назрела необходимость ужесточения требований к руководителям и работникам организаций и предприятий?

- Сразу отмечу, что Декрет жесткий, но справедливый. Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость ужесточения требований и к руководителю, и к подчиненным. Вместе с тем со вступлением в силу этого документа ничего не изменится для тех, кто всегда добросовестно относится к своим служебным обязанностям. С руководителей спрос особый, но им предоставлены и большие возможности воздействовать на своих подчиненных, причем не только в плане поддержания строгой дисциплины, но и в смысле поощрения добросовестных и исполнительных работников.

К сожалению, состояние производственной дисциплины на предприятиях Могилевщины нельзя назвать образцовым. Об этом свидетельствуют проверочные мероприятия контрольных и надзорных органов, в том числе органов прокуратуры. За прошлый год прокурорами городов и районов проведено по вопросам охраны труда 54 проверки, по результатам которых внесено руководителям предприятий, учреждений, организаций 87 представлений об устранении выявленных нарушений закона, вынесено 63 предписания, объявлено 30 официальных предупреждений, к дисциплинарной ответственности привлечено 158, к административной - 18, материальной — 52 физических лиц.

Нарушения допускаются во всех без исключения сферах жизнедеятельности: сельском хозяйстве, строительстве, торговле, транспорте, промышленности и т.д. Например, многочисленные нарушения требований охраны труда и техники безопасности выявлены прокурорами в октябре прошлого года при проведении мониторинга на стройплощадках области, крупных промышленных предприятиях, а также в агропромышленном секторе во время проведения весенних полевых работ, в период проведения уборочной кампании. Бессистемное складирование агрегатов, механизмов, отходов производства, бесхозяйственное хранение материальных ценностей, сельскохозяйственной техники, дорогостоящего оборудования, аварийное состояние зданий, антисанитарное состояние помещений, загрязнение земельных участков, эксплуатация неисправных машин - это все те условия, которые не способствуют прибыльности предприятия.

Однако большинство из отмеченных нарушений можно было бы устранить без значительных финансовых затрат, организационными методами, усилив дисциплину и персональную ответственность, культивируя бережное отношение к государственному имуществу.

Отдельно следует акцентировать внимание на том, что состояние трудовой дисциплины напрямую связано с сохранением людских ресурсов, с общественной безопасностью в целом.

За 11 месяцев минувшего года в области зарегистрировано 100 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями (в аналогичном периоде 2013 г. - 105), в том числе 17 несчастных случаев со смертельным и 83 - с тяжелым исходом. В ходе проверочных мероприятий в сфере безопасности дорожного движения к административной ответственности за управление служебным транспортом без гостехосмотра привлечен 201 водитель организаций агропромышленного комплекса, за допуск к участию в дорожном движении таких водителей привлечено 268 инженерно-технических работников, 132 руководителя - за допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения либо не имеющих права управления данным транспортом, либо без обязательного медицинского освидетельствования. Безответственность и халатность, несоблюдение строительных норм привело к обрушению 28 августа прошлого года здания учебного заведения в Кричеве.

- Пьянство на рабочих местах - также грубое нарушение трудовой дисциплины.

- Говоря о проблеме пьянства на рабочем месте, необходимо отметить, что она остается актуальной как для нашего региона, так и для республики в целом. В прошедшем году произошло 13 несчастных случаев на производстве с участием работников, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, из которых 4 погибли, 9 тяжело травмированы. Для сравнения в 2013 году произошел 21 несчастный случай на производстве, в результате которых 4 работника погибли и 17 тяжело травмированы.

Вместе с тем в общей структуре причин несчастных случаев удельный вес причины «нахождение в состоянии алкогольного опьянения» составляет около 2%. Наиболее распространенными причинами несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходами являются: нарушение потерпевшим трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда. В минувшем году практически с 300 работниками расторгнуты трудовые отношения за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, а также за распитие спиртных напитков на рабочем месте в рабочее время. За аналогичное правонарушение к административной ответственности по ч.2 статьи 17.3 КоАП Республики Беларусь привлечено свыше восьмиста работников. Более 1 000 уволены за прогулы.

- По каким основным критериям согласно Декрету №5 оценивается работа руководителя и его ответственность?

- Пунктом 1 Декрета постановлено считать обеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, содержания производственных зданий и помещений, оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями, надлежащих условий труда работников одними из основных критериев оценки работы руководителей организаций как государственной, так и частной форм собственности. Для целей Декрета под производственно- технологической дисциплиной понимается соблюдение установленных технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), требований производственного процесса, технологии изготовления продукции (работ, услуг), а также обеспечение требований по рациональному использованию сырья, материальных и человеческих ресурсов.

При аттестации руководителей организаций или при продлении либо заключении с ними контрактов на новый срок лица, уполномоченные на принятие соответствующих решений, обязаны проводить оценку соблюдения руководителем организации критериев, определенных в пункте 1 Декрета, и учитывать их при принятии кадровых решений. Оценка соблюдения названных критериев оформляется документально и хранится в личном деле руководителя организации. При несоблюдении требований руководителю грозит дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения.

В Декрете закрепляется перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения, в соответствии с которыми трудовые договоры (контракты) могут быть расторгнуты нанимателем до истечения срока их действия. Этот перечень является исчерпывающим.

Ряд дискредитирующих оснований для расторжения трудового договора (контракта) до истечения его срока нанимателем, предусмотренных Декретом № 5, не имеют аналогов в законодательстве. Среди них: неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц; незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц; неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений; несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой и др.

Увольнение по дискредитирующим обстоятельствам означает получение своеобразного «волчьего билета» на 5 лет. В течение этого срока не допускается назначение такого лица на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства, правительства и местных органов власти. Назначение при данных обстоятельствах на руководящие должности как в государственных, так и в частных предприятиях допускается исключительно по согласованию с председателем соответствующего исполкома на основании мотивированного ходатайства организации и прилагаемых к нему характеристик с предыдущих мест работы за последние 5 лет. За нарушение предусмотренного Декретом порядка назначения на руководящие должности руководители организаций также будут привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Будет уволен и тот, кто назначен на должность с нарушением требований Декрета.

В связи с этим отмечу, что органами прокуратуры области по запросам государственных органов проводятся проверки при назначении на должности руководителей различного уровня. Одна из таких проверок выявила грубые просчеты при подборе кандидатов для назначения на значимую должность руководителя, когда кандидат, работая ранее руководителем государственной организации областного уровня, проявил низкую квалификацию и уровень профессионализма, неспособность организовать контроль за работой подчиненных, что способствовало совершению коррупционных преступлений. По результатам прокурорской проверки был сделан обоснованный вывод о нецелесообразности назначения кандидата на руководящую должность, что исключило его назначение.

- Одновременно расширены и полномочия руководителя.

- Совершенно верно. Пункт 3 Декрета наделяет руководителей организаций рядом дополнительных прав, которые должны послужить рычагами воздействия на подчиненных. В частности, руководитель имеет право в соответствии с законодательством, локальными нормативными правовыми актами, а также решением собственника имущества организации или уполномоченного им органа устанавливать работникам, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли, средств от приносящей доходы деятельности, остающихся в распоряжении организаций после уплаты обязательных платежей в бюджет.

Руководителям организаций предоставлено право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив работника не менее чем за семь календарных дней (ранее трудовым законодательством был предусмотрен месячный срок предупреждения). Уменьшение срока предупреждения позволит более оперативно изменять условия труда работников (например, режим рабочего времени или систему оплаты труда), а значит, быстрее реагировать на изменение конъюнктурных и внешних факторов.

Если работник нарушит производственно-технологическую, трудовую или исполнительскую дисциплину, наниматель вправе полностью или частично лишить работника дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев. Причем такое лишение названо отдельной мерой дисциплинарного взыскания наряду с замечанием, выговором или увольнением. Иными словами, перечень мер дисциплинарных взысканий расширен. При выявлении нарушений, совершенных работником, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба, наниматель вправе отстранить его от работы. При этом в соответствии с трудовым законодательством за период отстранения заработная плата не начисляется.

С одной до трех среднемесячных заработных плат увеличен размер ущерба, возмещаемого работником по распоряжению нанимателя без подачи иска в суд. Размер такого удержания или общий размер всех удержаний с учетом иных взысканий по исполнительным документам не может превышать 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику, за исключением предусмотренных законодательством случаев, когда допускается больший размер удержаний. Если нарушение, совершенное работником, приведет к материальному ущербу для организации в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников, то наниматель вправе расторгнуть трудовой договор (контракт) с таким работником в связи с грубым нарушением трудовых обязанностей.

Новым по сути является основание, предусмотренное п.п.6.2 Декрета для увольнения за однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей, которое также отнесено к категории дискредитирующих. Хотя до настоящего времени такое основание для увольнения было предусмотрено трудовым законодательством лишь в отношении руководителя, главного бухгалтера, руководителей обособленных подразделений и их заместителей. В заключение нашей беседы хотелось бы отметить, что жизнь руководителей организаций с принятием Декрета №5 существенно усложняется. С одной стороны, они обязаны обеспечить исполнение норм нового акта, бескомпромиссно привлекая к ответственности подчиненных, а с другой — им самим грозят дополнительные основания для увольнения и проблемы с трудоустройством в дальнейшем. Так, для обеспечения соблюдения норм Декрета №5 администрациям предприятий придется скорректировать должностные (рабочие) инструкции работников. При невыполнении возложенных обязанностей, а также в случае подделки или приукрашивания характеристик, непривлечения работников к ответственности, нарушения порядка приема на работу руководителям грозит дисциплинарная ответственность «вплоть до увольнения».

Органами прокуратуры в наступившем году будет уделено самое пристальное внимание надзору за соблюдением требований указанного Декрета, а также Директивы Президента Ре¬спублики Беларусь от 11.03.2004 №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

”Могилевские ведомости”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.