Вверх

Вы здесь

Анализ травматизма в Республике Беларусь, направления его профилактики и минимизации последствий травм

Анализ травматизма в Республике Беларусь, направления его профилактики и минимизации последствий травм
Актуальность проблемы травматизма определяется как аспектами оказания экстренной и специализированной медицинской помощи, так и его последствиями (инвалидностью и смертностью), имеющими социальное и экономическое значение. Ежегодно в Республике Беларусь травмы получают более 750 тысяч человек, из них около 150 тысяч или 20% – это дети в возрасте до 18 лет.
В течение двух последних десятилетий динамика травматизма в Беларуси характеризовалась практически непрерывным ростом. Если в 1991 г. первичная заболеваемость по классу травм и отравлений составляла 6 659,0 на 100 тысяч населения, то в 2006 г. она достигла уровня 7 951,7 на 100 тысяч населения, а в 2011 г. составила 8 066,0 на 100 тысяч (рост на 21%). Удельный вес травм в структуре первичной заболеваемости колебался от 9,4% до 11,0% (2012 г. – 9,6%).
В структуре травматизма 60-65% приходится на травмы конечностей (из них 25-30% – это переломы конечностей). На 2-ом месте находятся травмы головы и шеи – 10-11%, на травмы грудной клетки приходится около 8%, а на термические и химические ожоги – 3-5%. Травмы живота, нижней части спины, поясничного отдела позвоночника и таза составляют 2%; травмы, захватывающие несколько областей тела – 1%; отравления и токсические действия веществ – 0,5-1%, последствия травм и других несчастных случаев – 0,3-0,5% и др.
В результате последствий травм, отравлений и других воздействий внешних причин инвалидами было признано: среди детей в возрасте до 18 лет – от 185 (2001 г.) до 87 (2011 г.); лиц старше 18 лет – от 3 360 (2003 г.) до 2 923 (2011 г.), из них 80-85% приходится на трудоспособный возраст.
В течение 2001-2011 гг. уровень первичной инвалидности взрослого населения Беларуси снизился на 13,9% (с 4,39 до 3,78 на 10 тысяч населения), а в трудоспособном возрасте – на 29,4% (с 4,96 до 3,50 на 10 тыс. населения). Инвалидность детского населения за этот период снизилась на 36,7% (с 0,79 до 0,50 на 10 тыс. детского населения).
В течение многих лет внешние причины (травмы, отравления и другие несчастные случаи) устойчиво занимали 3-е место в структуре смертности, а с 2007 г. – 4-е место. В 2011 г. на внешние причины приходилось 10,0%, БСК – 52,0%, новообразования –13,4%, симптомы и другие неточно обозначенные состояния, включая старость – 13,2%.
Следует отметить, что до 2005 г. динамика смертности населения, в том числе от внешних причин, в Республике Беларусь была неблагополучной. В 2005 г. уровень смертности от внешних причин достиг 172,5 на 100 тысяч населения. Учитывая сложившуюся ситуацию, в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы была поставлена цель – добиться стабилизации и улучшения демографической ситуации, а также снизить смертность населения по основным классам болезней в результате внедрения медико-организационных, технологических и инновационных мероприятий.
Задача программы по снижению смертности от внешних причин (на 15%) в основном достигнута. С 2005 г. по 2009 г. смертность от внешних причин снизилась на 15,2%, а удельный вес этого класса в структуре смертности – с 11,9% до 10,3%. За период 2005-2009 гг. число смертей от внешних причин уменьшилось почти на три тысячи, в т.ч. на 23,5% снизилось число погибших в ДТП, на 26,0% в результате утопления, на 25,5% от отравления алкоголем, на 31,5% в результате убийств и на 9,3% от самоубийств.
В 2011 г. уровень смертности от внешних причин снизился до 142,5 на 100 тысяч населения. В структуре смертности от внешних причин 17,9% приходится на отравления алкоголем, 16,1% на самоубийства, 11,2% на дорожно-транспортные происшествия, 5,4% на утопления. Несмотря на снижение числа погибших по основным причинам, уровни смертности от травм и других несчастных случаев в Республике Беларусь пока еще остаются высокими и значительно превышают аналогичные в странах западной Европы.
Наметилось улучшение ситуации и в отношении дорожно-транспортного травматизма. Снижение числа раненых и погибших в ДТП стало возможным в результате активизации межведомственного взаимодействия: целенаправленной работы ГАИ и медицинских работников, обеспечивающей устранение причин приводящих к происшествиям и их последствиям. Медицинская помощь пострадавшим в ДТП обеспечивается территориальными организациями здравоохранения, оказывающими первичную и специализированную медицинскую помощь. Для оперативного оказания скорой медицинской помощи определенные участки дорог закреплены за организациями, оказывающими скорую (неотложную) медицинскую помощь.
Известно, что основные недостатки в организации медицинской помощи на догоспитальном этапе является, прежде всего, низкая подготовка лиц первого контакта (спасатели, сотрудники органов внутренних дел, бортпроводники, лица профессий повышенного риска) по оказанию первой помощи и транспортировке пострадавших. Так, своевременная остановка наружного кровотечения, прибывшими работниками милиции и находящимися рядом водителями и другими лицами может спасти до 30% пострадавших. Своевременная иммобилизация, даже подручными средствами, может предотвратить у 25% пострадавших развитие травматического шока, который является одной из причин смертельных исходов.
Для обеспечения безопасности дорожного движения необходимо повысить требования к соблюдению правил и мер ответственности за их нарушение (особенно при несоблюдении скоростного режима и вождении в нетрезвом состоянии). Повышение скорости в среднем на 1 км/час повышает риск ДПТ, сопровождающихся травматизмом, на 3%, а при серьезных авариях – на 5%. Вероятность смерти в ДТП при скорости 80 км/час в 20 раз выше, чем при скорости 32 км/час и т.д.
В настоящее время в Республике Беларусь в целях повышения безопасности дорожного движения предпринят ряд организационных и практических мер по предупреждению пьянства среди всех участников дорожного движения, как одной из причин, способствующих дорожно-транспортному травматизму.
С целью дальнейшего снижения смертности населения от внешних причин разработана и утверждена Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Министерством здравоохранения разработан и утвержден план по реализации Концепции, из основных мероприятий которого следует отметить:
• проведение мониторинга дорожно-транспортного травматизма и анализ внешних причин смерти в результате дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) по регионам и республике в целом;
• обмен оперативной информацией между организациями здравоохранения и дежурными частями ГАИ УВД областей и г.Минска и районными ОВД о ДТП с наличием пострадавших;
• расположение станций (подстанций) СМП вблизи транспортных магистралей и других объектов повышенного дорожно-транспортного травматизма, чтобы обеспечить 15-минутный доезд машины СМП к месту происшествия. В случае невозможности расположения станции (подстанции) СМП территориально, обеспечить дежурство бригад СМП;
• разработка рациональных маршрутов движения машин СМП с целью максимального сокращения времени передвижения;
• обеспечение организаций здравоохранения, оказывающих специализированную травматологическую помощь пострадавшим в ДТП, современными наркозными аппаратами и средствами для наркоза, аппаратами для управляемого искусственного дыхания;
• создание постоянного запаса перевязочных и необходимых лекарственных средств, включая наличие кровезаменителей и консервированной донорской крови различных групп. Расчеты потребности в перевязочных средствах, лекарственных средствах, кровезаменителях и донорской крови определять, исходя из количества, характера и тяжести травм в результате ДТП, с учетом анализа аварийности по наиболее их высокому уровню;
• регулярное повышение квалификации врачей-специалистов по вопросам травматологии, скорой и неотложной медицинской помощи;
• организация в выделенных стационарах дополнительной подготовки врачей-специалистов, включая врачей-хирургов и анестезиологов-реаниматологов, по вопросам оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшим, с учетом тяжести травм, в том числе с повреждением головного и спинного мозга, сочетанных травм с ожогами;
• подготовка врачей и фельдшеров станций (отделений) скорой медицинской помощи, закрепленных за определенными участками автодорог, по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим в связи с дорожно-транспортными происшествиями, обратив особое внимание на выведение из шокового состояния, восполнение кровопотери, восстановление деятельности сердца и органов дыхания и другие реанимационные мероприятия;
• обеспечение санитарным автотранспортом станций (отделений) скорой медицинской помощи и других организаций здравоохранения, закрепленных за участками автодорог, в соответствии с установленными нормативами, с учетом интенсивности потока автотранспорта на соответствующих участках автодорог, числа ДТП, количества пострадавших, тяжести и характера травм.
• обеспечение бригад скорой медицинской помощи необходимым количеством лекарственных средств, перевязочным материалом и шинами для иммобилизации конечностей при переломах, средствами для оказания медицинской помощи при острой кровопотере и ожогах;
• с целью обеспечения эффективности предрейсовых медицинских осмотров водителей автомототранспорта, поручено:
- повысить качество работы медицинских работников, систематически анализировать их работу, принимать своевременные меры по устранению выявленных недостатков;
- главным врачам центральных больниц (главных врачей сельских районов) обеспечить систематические медицинские осмотры водителей автотранспортных средств (не реже 2—3 раз в неделю) во всех предприятиях агропромышленного комплекса медицинскими работниками сельских участковых больниц и амбулаторий;
- местным органам здравоохранения осуществлять контроль за работой медицинского персонала, привлекаемого для проведения предрейсового осмотра водителей автотранспортных средств, с обсуждением результатов проверки на коллегии областного управления здравоохранения;
• совершенствование системы обучения навыкам оказания первой медицинской помощи различных категорий участников дорожного движения. В первую очередь работников МВД, ГАИ, МЧС;
• разработка и внедрение модернизированной республиканской автоматизированной информационно-аналитической системы «Травма» в рамках подпрограммы «Электронное здравоохранение» Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 – 2015 годы;
• совершенствование системы учета и анализа повреждений при ДТП и последствий травм;
• изучение особенностей детского травматизма и разработка мероприятий по его профилактике и минимизации последствий травм у детей и подростков.
Большое внимание в последние годы уделяется проблеме детского травматизма. Разработана и утверждена Стратегия профилактики детского травматизма в Республике Беларусь на период до 2015 года.
Травматизм и насилие являются главными причинами гибели детей во всем мире. Ежегодно от них погибает около миллиона детей в возрасте до 18 лет, в результате травм десятки миллионов нуждаются в специализированной помощи и больничном уходе, нередки случаи инвалидности с последствиями на всю жизнь. Травматизм – причина больших расходов ресурсов не только систем здравоохранения, но и всего общества. Успехи некоторых государств-членов в деле снижения детской смертности от травматизма показывают, что многие из этих случаев смерти и многие травмы можно предотвратить. Если бы все страны Европейского региона имели показатели, которые достигли передовые страны, то можно было бы предотвратить почти 3 из 4 случаев смерти, а также многие травмы с нелетальным исходом и случаи инвалидности.
Детский травматизм может быть предотвращен, благодаря организованным совместным усилиям общества, а для этого требуется постоянная поддержка на всех уровнях государственного управления и общества, выделение ресурсов, создание организационно-кадрового потенциала и формирование системы программных целей и принципов, к реализации которых необходимо привлечение многих заинтересованных партнеров. Существует множество фактических данных, свидетельствующих о том, что путь вперед лежит через принятие комплекса различных подходов и конкретных мер: изменение окружающей среды, проектирование и производство безопасной продукции, принятие законодательства, требующего осуществлять эти изменения, просвещение, в котором упор делается на важность использования оборудования для обеспечения безопасности и др.
С 2001 г. частота травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин среди детей и подростков выросла на 20% (с 7 122,6 до 8 572,8 на 100 тысяч). В структуре первичной заболеваемости (0-17 лет) этот класс занимает 2-е место (4-5%), уступая только болезням органов дыхания (75%), а в структуре общей заболеваемости – 3-е место (3-4%).
Ведущее место внешние причины занимают и в структуре детской смертности – до 39% от всех случаев смерти в возрасте от 0 до 19 лет, в том числе в возрасте 0-14 лет – 23,9%, а в возрасте 15-19 лет на них приходится 72,6%. В структуре смертности (по данным 2001-2011 гг.) в возрасте 0-19 лет от внешних причин дорожно-транспортные травмы составляют 21,0%, утопления – 19,0%, преднамеренные самоповреждения (самоубийства) – 18,1%, повреждения с неопределенными намерениями – 7,9%, механические удушения – 7,0%, отравления ядовитыми веществами – 5,6%, случайные падения – 4,7%, нападения (убийства) – 3,3%, несчастные случаи, вызванные дымом, огнем и пламенем, – 2,4%, несчастные случаи, связанные с воздействием электрического тока, – 1,2%, отравление алкоголем – 0,9%.
Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) – это ведущая причина смерти в возрастной группе от 5 до 18 лет в Беларуси. В результате ДТП в Беларуси ежегодно погибает от 60 до 100 детей (в 2011 г. – 65 детей). Утопление – вторая по значимости причина насильственной смерти среди детей в возрасте от 1 до 4 лет и старше в Европейском регионе. В Беларуси в 2010 году она вышла на первое место, и по этой причине погибло 83 ребенка, в 2011 г. – 44. Отравления – третья ведущая причина насильственной смерти. В Беларуси ежегодно от этой причины погибает от 20 до 70 (в 2011 г. – 21). Особую тревогу вызывает тот факт, что в нашей стране регистрируются случаи смерти детей и подростков от употребления алкоголя: до 2006 г. таких случаев регистрировалось от 9 до 16 в год. В последние годы они стали встречаться значительно реже (1-7 случаев в год). Падения – также являются довольно частой причиной гибели детей и, особенно, подростков. Так в 2011 году погибло 15 детей и подростков в возрасте до 18 лет. Ожоги – еще одна причина гибели детей, которая связана с безответственным поведением взрослых. Несмотря на то, что в последние годы ситуация улучшилась, такие случаи гибели детей продолжают регистрироваться (2011 г. – 3 случая).
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что показатели детского травматизма в Республике Беларусь находятся на высоком уровне. Уровни смертности детей от внешних причин в республике значительно выше, чем в развитых странах Европейского региона.
Часто основной причиной травм в детском возрасте в Беларуси, как и в большинстве других стран с высокими показателями травматизма, является отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп, а также недостаточный и неэффективный уровень профилактической работы среди населения. Среди причин способствующих травматизму можно выделить следующие: гололедица, листопад, неудовлетворительное и травмаопасное асфальтовое покрытие пешеходных территорий, проведение ремонтных работ без достаточных ограждений, нехватка парковочных мест на внутридворовых территориях и, как результат, захламленность дворов, неисправность электропроводки и недостаточная освещенность территорий (дворов, улиц, подъездов, подсобных помещений), плохое состояние лестниц, полов, низкое санитарное состояние квартир, неисправность бытовой техники, отсутствие сноровки в домашней работе и неосторожность, ходьба в местах, не предназначенных для прохода (пустыри, переход дороги в неустановленном месте), хулиганские действия, недостаточный надзор за животными, нарушение Правил дорожного движения водителями и пешеходами.
В последние годы в Республике Беларусь значительно изменилось отношение к травматизму и его профилактике. Данная проблема признается чрезвычайно актуальной и воспринимается как обязанность общества. Не вызывает сомнения, что системная профилактика на доказательной основе является более эффективной мерой, чем трактовка травматизма как следствие случайных и неизбежных несчастных случаев, которые можно смягчить только посредством просвещения. При этом сектор здравоохранения играет центральную координирующую роль, осуществляя мониторинг травматизма и его анализ, изучая его причины и механизмы, устанавливая приоритеты и привлекая к участию для выработки планов по профилактике другие секторы.

Заместитель директора по организационно-методической

работе РНПЦ травматологии и ортопедии, к.м.н., доцент
                          Ломать Л.Н.
 
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.