Вверх

Вы здесь

Андрей Кунцевич, начальник управления идеологической работы Могилевского облисполкома

Главное – верить в то, что делаешь

Невзирая на относительную молодость (ему немногим за 30), это обстоятельный, вдумчивый человек, имеющий за плечами солидный багаж знаний: окончил факультет журналистики Белгосуниверситета и Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Пройдя стезей от корреспондента до главного редактора Белыничской районной газеты «Зара над Друццю», вкусив «хлеба» заместителя председателя Шкловского райисполкома, сегодня Андрей КУНЦЕВИЧ возглавляет не самую простую структуру областной вертикали – управление идеологической работы Могилевского облисполкома.

Дойти до каждого...

– Андрей Михайлович, вы руководите идеологией области сравнительно недавно – менее года. Поделитесь сложившимися впечатлениями.

– Насчет руководства идеологией области, пожалуй, слишком громко и не совсем точно сказано. Главный идеолог у нас – губернатор, и он задает тон в работе с людьми. Моя же главная задача – уяснить цели и грамотно организовать эту работу, используя ресурсы и возможности областной идеологической вертикали, суметь дойти до каждого человека, достучаться до его психологии, если хотите – души.

Что касается впечатлений… Сюда я шел не за особыми впечатлениями, а с большим желанием работать, привнести что-то свое, новое, с учетом современных требований и вызовов времени. Получив приглашение на эту должность, в какой-то мере даже обрадовался, что смогу более тесно и эффективно работать в том направлении, которое люблю и по которому очень скучаю в силу своего профессионального журналистского прошлого.

– Как, по внутренним ощущениям, восприняли нового начальника коллеги в управлении, та же идеологическая вертикаль. Насколько удалось услышать друг друга?

– Об этом надо в первую очередь спрашивать у коллег. Мне же на сегодня нравится работать с теми людьми, с которыми меня свела жизнь. И управленцы-идеологи всех уровней, и представители региональных СМИ в большинстве своем – профессионалы с солидным опытом. У этих людей, безусловно, есть чему поучиться, есть с кого брать пример. В свою очередь и мне есть что сказать. Верю, что мы сработаемся.

Газет — много, районка одна...

– Кстати, о региональной прессе. Это наиболее близкий и доступный для населения источник местной информации. Что делается в области для ее развития, повышения авторитета и востребованности?

– Возьмем прошлый год. Для прессы, как и для других сфер деятельности, он был не простым в силу известных экономических сложностей. СМИ встали перед решением серьезных задач (практически втрое выросла цена газетной бумаги, заметно подросли тарифы на хозяйственные нужды, услуги полиграфии, почты). Несмотря на это, сработали в целом неплохо. Новые экономические реалии заставили редакции газет по-новому посмотреть на организацию производственного процесса, качественно переосмыслить концепции изданий в плане привлечения новых подписчиков. Особенно это коснулось районной прессы. Редакторы газет поняли, что ждать дополнительных бюджетных вливаний бессмысленно. Надо самим серьезно напрягаться и не просто выживать, а достойно жить.

В этом плане примером могут служить «Асіповіцкі край» – единственная районная газета, завершившая минувший год со 100-процентной окупаемостью, а также сработавшие близко к этому показателю Климовичская районка «Родная ніва», Шкловская «Ударны фронт», Могилевская «Прыдняпроўская ніва».

Неплохо была проведена и подписная кампания на 1-е полугодие 2012 года. Совокупный подписной тираж местной прессы – областных, городских и районных СМИ – составил более 120 тыс. экземпляров. Это значительно выше по сравнению с основными республиканскими СМИ. Что, в свою очередь, говорит о востребованности региональной прессы, росте ее авторитета и устойчивой популярности среди читателей.

Что касается новых концептуальных решений, то, считаю, сегодня есть смысл рассматривать районную газету как «толстый» еженедельник.

Но огулом, под одну гребенку, всех «причесывать» не стоит. «Толстый» еженедельник – это не программная установка, а скорее рекомендация. Особенно для газет, недельный объем которых не превышает 12 страниц (т.е. 2 выпуска: 4 стр. + 8 стр.). Формат «толстушки» будет, мне кажется, для них наиболее удобным и целесообразным. Во-первых, налицо экономия средств по производству и выпуску издания. Во-вторых, это позволит улучшить качество информации, повысить ее аналитичность, взвешенность. На сегодня оперативность региональных печатных изданий условна. Первично качество. Оперативность оставим многочисленным электронным СМИ.

– В том числе и редакционным интернет-ресурсам? Насколько известно, для этого при каждой из редакций газет действуют сайты.

– Да, в минувшем году завершена работа по созданию сайтов районных изданий. Это первый этап большой и важной задачи по информационному усилению газет. Сейчас сайты «ведут» закрепленные за ними сотрудники редакций. В перспективе это должны быть грамотные, подготовленные веб-журналисты. И мы к этому обязательно придем.

– Расскажите вкратце о других электронных СМИ Могилевщины.

– На территории области эфирное телевидение осуществляют ТРК «Могилев», городские Могилевский и Бобруйский телеканалы, Климовичское районное телевидение. Действует 21 оператор кабельного телевидения. Работают 21 студия районного (городского) и 1 областная студия радиовещания, региональные информационные и новостные ресурсы в сети Интернет.

Все это – мощный пласт, помогающий населению области быть максимально информированным практически во всех сферах, а также в проведении государственной политики, ориентированной на нужды и интересы рядовых граждан.

В сфере электронных СМИ тоже есть определенные сложности. Особенно это касается профессионального уровня районных радиожурналистов, который требует постоянного повышения квалификации. Поэтому значительное внимание уделяем обучению и переподготовке творческих сотрудников радиоредакций. Это дает результат: местные радиоэфиры весьма востребованы слушателями.

Кадры и еще раз кадры...

– Успешность деятельности любого СМИ неотделима от команды, которая создает информационный продукт. Многое зависит от опыта и профессионализма работников, от наличия молодых, грамотных, незашоренных, видящих перспективу специалистов. Хватает у нас таковых?

– Качественный состав творческих журналистских кадров очень важен. Увы, кое-где в области ощущается определенный их дефицит. Возьмем, к примеру, печатные СМИ. Всего у нас в газетах работает 192 творческих сотрудника, из них высшее журналистское образование имеют чуть менее половины – 90 человек, высшее не журналистское – 76 человек. Остальной творческий состав – со средним специальным образованием. Эти цифры – уже определенный показатель, красноречиво свидетельствующий о нехватке профессиональных журналистов.

Относительно возраста. Журналистов до 30 лет работает только 36 человек, свыше 50 лет – 40 человек. Возраст 116 составляет от 30 до 50 лет. Это, пожалуй, наиболее продуктивная профессиональная журналистская когорта, являющаяся творческой основой местных печатных изданий.

Что касается молодых сотрудников, то есть у нас этакий «золотой» фонд, на кого возлагаем особые надежды. Свежий взгляд чрезвычайно полезен для редакций, особенно районных. Молодые более чутко и быстро реагируют на требования времени, на те важные задачи, которые стоят перед региональными СМИ. А без этого нынче нельзя. Здесь известное выражение «Кто стоит на месте, тот пятится назад» считаю весьма уместным.

«Золотой» фонд не пустует, периодически пополняясь выпускниками Института журналистики БГУ и отделения журналистики МГУ им.А.А.Кулешова.

Но, что касается молодых специалистов в целом, есть определенные претензии руководителей СМИ относительно качества подготовки выпускников. Особенно МГУ.

Тут, на мой взгляд, очень многое зависит от самого молодого специалиста. Если есть желание быть в профессии, чего-то добиться в журналистике, в течение года-двух в региональной редакции можно получить отличную профессиональную закалку. Причем она будет включать в себя весь спектр требований и навыков, связанных с выпуском газеты, чего в республиканской прессе пришедшие молодые сотрудники зачастую лишены.

Есть еще одна проблема. Когда встает вопрос трудоустройства (чаще выпускников МГУ, т.к. «минчане» учатся в основном по целевым направлениям), беседуешь с ними, предлагаешь вакансию в районной газете, рисуешь определенные перспективы кадрового роста за довольно короткий срок, то, тем не менее, работа в районке их почему-то пугает. Все хотят трудоустроиться как минимум в областном центре. Не имея за плечами ни опыта, ни должных навыков. В итоге не факт, что этот человек сможет работать на уровне требований областной прессы.

Поэтому наш так называемый «золотой» фонд – показатель для тех, кто уже решил, куда пойти учиться, но не решил, куда потом пойти работать.

Лаборатория для идеолога...

– Управлением начата и активно ведется работа по созданию в регионах области инновационных площадок идеологической работы. В чем их суть, где они действуют, какой результат?

– Это уникальная форма работы, которая практикуется пока только на Могилевщине. Цель создания таких площадок – отработка форм и методов работы, повышающих эффективность реализации государственной политики в сфере идеологии, а также организация стажировок идеологических кадров и актива области.

Была поставлена и перспективная задача – в течение 4 – 5 лет создать в каждом районе (городе) инновационные площадки по наиболее актуальным, востребованным направлениям работы, т.е. чтобы в каждом районе была некая своя идеологическая изюминка, своеобразная творческая лаборатория.

В итоге в 2010 г. площадки начали действовать на базе восьми районов области. В 2011 г. к ним добавились еще три: по патриотической работе с населением – в Быховском, по пропаганде здорового образа жизни – в Горецком, по реализации государственной молодежной политики – в Климовичском районах. В ближайшей перспективе открытие площадок в Шкловском и Глусском районах.

Их деятельность положительно влияет на качественное развитие объектов социальной сферы, реализацию мероприятий, содействующих духовно-нравственному формированию мировоззрения жителей региона.

Плечом к плечу...

– Важное звено в идеологической системе области – общественные объединения. Насколько они эффективны? Какие могут служить примером?

– Созидательная деятельность общественных объединений – одно из ключевых направлений в работе с людьми. Мы имеем значимый опыт полезного сотрудничества с общественными объединениями, формированиями, политическими партиями. Особенно хотелось бы отметить продуктивную деятельность Координационного совета общественных объединений и политических партий области, возглавляемого опытным социологом Николаем Егоровичем Лихачевым. Не так давно состав совета пополнился областной организацией Республиканской партии труда и справедливости. В настоящее время в него входят 35 общественных объединений и 3 политические партии. Работа четверых членов совета отмечена благодарственными письмами Президента Республики Беларусь.

Весьма позитивен опыт обкома БРСМ, который активно заявляет о себе в интернет-сетях, предлагая креативные идеи и формы общения, новые подходы в работе с молодежью.

Книга — источник духовности...

– Нынешний год объявлен в Беларуси Годом книги. Что планируется делать в издательской сфере? Насколько эффективно будет задействовано областное отделение Союза писателей Беларуси, другие профильные структуры?

– Сам факт объявления Года книги показателен тем, что, невзирая на непростые экономические реалии, в нашей стране не забыты святыни, которые ни при каких обстоятельствах не должны оставаться на вторых ролях. Это духовность, культура. В основе их, безусловно, лежит книга, а она, как емко отметил Глава государства, – источник внутренней силы белорусского народа.

У нас разработан обширный план мероприятий, посвященных Году книги. Среди них – организация областных книжных выставок-ярмарок, участие в Национальном конкурсе «Искусство книги», конкурс сочинений-эссе «Мой любімы літаратурны твор на роднай мове», литературные чтения, диспуты, «круглые столы», акция «Подари детям книгу» с передачей благотворительных библиотечек учреждениям социального типа, организация экскурсий в Музей книгоиздания, Национальную библиотеку Беларуси, литературные музеи и многое другое.

В планах этого года выход книги, посвященной жизни и деятельности известного могилевского губернатора конца XIX века (с 1872 по 1893 г.) Александра Станиславовича Дембовецкого, очень много сделавшего в свое время для развития региона. А к фестивалю-ярмарке «Дожинки-2012» в Горках планируем выпустить солидную книгу-исследование по истории и современности Могилевщины. Над ней уже трудится творческий коллектив авторов.

Не останется в стороне от Года книги Могилевское областное отделение Союза писателей Беларуси. Совместно с ним продолжим выпуск альманаха «Магілёўшчына літаратурная», где наряду с известными в области литераторами будут имена и молодых авторов, поиск которых крайне необходим. Таланты надо находить и поддерживать. Пример – молодая 22-летняя могилевская поэтесса Ольга Кулешова, ставшая на днях членом Союза писателей Беларуси.

Очень надеюсь, что наши могилевские писатели и литераторы проявят себя с наилучшей стороны, как бы это банально ни звучало, пропагандируя и популяризируя книгу как источник знаний, мудрости, духовности. Для этого не надо стесняться «хождений в народ» – трудовые коллективы, школы, студенческие аудитории... Там – и благодарные слушатели, и нераскрытые таланты.

Кому, как не писательской братии, быть флагманом в достойном проведении Года книги, активно проповедуя ее святые незыблемые ценности.

Тогда все получится

– Существуют какие-то трудности в эффективном осуществлении идеологической работы в регионе?

– Трудности неотделимы от тех проблем и вызовов времени, которые возникают в обществе на современном этапе. Поэтому, в свою очередь, требуют от идеологов особой подготовки, новых подходов в работе. Главное – идеологическому работнику нужно самому верить в то, что он делает и стремится донести людям. Тогда все получится.

– Андрей Михайлович, Ваши пожелания коллегам-идеологам, всем жителям Могилевщины?

– Коллегам – успешного решения стоящих перед ними текущих и перспективных задач. Чтобы работа была не в тягость и ее результаты приносили удовлетворение. А еще – мира, добра, спокойствия, благополучия, семейных радостей. Того же и жителям области – славного края, заслуженно гордящегося своими успехами и достижениями. В них – капелька труда каждого. Пусть этих капелек будет как можно больше, чтобы Могилевщина никогда не забывала своего прошлого, гордилась настоящим и смело смотрела в будущее.

”Могилевские ведомости”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.