Вверх

Вы здесь

БЕСПЛАТНЫЙ СЫР «ДРАКОНА»

По способности верить в любой бред, который тиражируют газеты и ТВ, американцы не уступают нам. Даже превосходят. Главу NASA Чарльза Болдена никак не назовешь «совком», а ляпнул же: «Отправка на МКС первого частного космического корабля знаменует «новую эру» в освоении космоса». Когда полуграмотные юные щебетуньи на FM-станциях обзывают слетавший на орбиту «Дракон» «первым частным космическим кораблем» — что с них взять: им и Гагарин — кум Ленина. Но Болден-то не может не знать: и «Аполлоны», и «шаттлы», и прочие космические штучки в США делали частные компании  — «Локхид Мартин», «Груммэн», «Макдоннелл Дуглас»,  «Рокуэлл», «Боинг»… NASA им только казенные деньги на это давало. Так и «Дракоша» в фирме SpaceX родился с финподдержкой «насовцев», поэтому навешивать на него ярлык первого «частника» — клеветать на фауну!
Захлебываясь от дутой сенсации, большинство комментаторов не замечают главной фишки: начало новой космической эры — это не полет «Дракона», а феномен Элона Маска, хозяина фирмы SpaceX. Мне кажется, шефы NASA и «Роскосмоса» должны люто ненавидеть этого 40-летнего мужика. Ведь он всего за 8 (!) лет создал с нуля и ракету, и корабль, потратив на это в сотни (!) раз меньше денег, чем «распильщики» космических госбюджетов в России и Америке. Может, потому меньше, что деньги тратил свои? Но тогда налогоплательщики вправе задать вопрос: а на фиг нам напыщенные бюрократы из NASA и «Роскосмоса», если компьютерный «пацан» делает и быстрее, и дешевле?!
Первые деньги Элон  в стиле Стивена Джобса заработал в 12 лет: сварганил на своей «персоналке» компьютерную игру и продал знаменитой IBM. Студентом создал компанию, сочинял он-лайн путеводитель по Лос-Анджелесу. Чтоб сэкономить на аренде квартиры, жил в складе, где снимал офис, мыться ходил в душевую соседнего стадиона, ел на бегу, что придется… Но за свою разработку выручил уже 307 миллионов долларов. А за систему электронных платежей — 1,5 миллиарда! А потом 30-летний парень вложил деньги не в шикарные виллы, не в огромные яхты, не в футбольные клубы — в сумасшедшую мечту.
К тому времени в США агонизировала программа «Спейс шаттл», и американцев ждала печальная участь — летать к МКС на допотопных «Союзах», созданных еще за 15 лет до рождения Элона Маска! Стыдобище для страны, первой пославшей человека на Луну!
Платя русским по 60 миллионов баксов за каждый полет, NASA лепечет, что к 2016-му году смастерит новый корабль «Орион», вбухав в него многие миллиарды… Тут Маск и подумал: а почему не я? Пробовал купить ракеты-носители в России, но там вороватые чиновники заломили «космические» цены. Тогда Элон арендовал пару обшарпанных ангаров на задворках Лос-Анджелесского аэропорта, нанял башковитых молодых ребят и сказал: будем сами делать ракету — дешевую и надежную. Над ним потешались, называли психом, мечтателем… Некоторые детали для ракеты Маск покупал на интернет-аукционах — обходилось в разы дешевле, чем для NASA! Три запуска его «Фэлкона-1» заканчивались неудачей, но Маск и не думал бросать затею: «Я никогда не сдаюсь. Для этого меня нужно убить или серьезно вывести из строя». В четвертый раз маленький «Фэлкон» полетел! А уже в 2010-м на мощном «Фэлконе-9» слетал в космос беспилотный «Дракон»! К слову, государственный «Союз» против этого частного  «ящера» — как «Запорожец» против «Кадиллака»: «Дракон» может вместить 7 человек, а не 3-х, выводит на орбиту почти втрое больше груза, да и капсула — многоразовая! Любитель приколов Маск на первом «Драконе» свозил в космос и вернул на Землю «секретный груз» — головку сыра. Может, это намек на то, где бывает бесплатный сыр, «Роскосмосу», который, наплевав на перспективные разработки, на «древних» «Союзах» с упоением во­зит на орбиту американцев? «Дракон» пока еще — сырой корабль, создатели набивают много шишек. Но через пару лет Маск готов предоставить NASA пилотируемую капсулу и обещает  брать за полет не по 60, а всего по 20 миллионов. А россияне планируют испытать новый пилотируемый корабль лишь в 2018-м. И не факт, что получится. Вспомните, сколько за последний год «накрылось» российских ракет и спутников. Вспомните, что на заводе экспериментального машиностроения, где делают «Союзы», сегодня 85% станков — «ровесники» Элона Маска. Вспомните слова главы Счетной палаты Сергея Степашина: хищения из бюджета в космической отрасли исчисляются сотнями миллиардов рублей! Не получится ли так, что через 5—6 лет уже «безлошадные» российские космонавты будут проситься на борт «Дракона»: пустите полетать!
Корабли на орбиту и к звездам запускают не деньги — частные или государственные. Запускают люди, умеющие и мечтать, и делать дело.
Александр ТОРПАЧЕВ.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.